Плюмбум, или Опасная игра

Плюмбум, или Опасная игра
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 19 Январь 1987
Продолжительность: 1:37
Просмотрели: 390

Плюмбум — в переводе с латыни свинец — кличка пятнадцатилетнего Руслана Чутко, решившего стать `санитаром общества`. Однако, увлекшись ролью борца со злом, он переступает границы дозволенного в детской игре, безжалостно вторгается в судьбы людей.

«Плюмбум, или Опасная игра» - советский художественный фильм-драма 1986 года, получивший золотую медаль на Венецианском кинофестивале (1987). Снят в Третьем творческом объединении «Мосфильма». Режиссёр - Вадим Абдрашитов.

  • Один из первых «перестроечных» фильмов.
  • Фильм снимался в Калинине (Твери), Минске и Москве.
  • Часть съёмок в Минске проходила после аварии на Чернобыльской АЭС

Награды и номинации:
Ника, 1988 год

Номинации (2):
Лучший фильм
Лучший сценарий

Венецианский кинофестиваль, 1987 год
Победитель (1):
Золотая медаль президента Сената

Такое ощущение, что правда и ложь поменялись местами...

«Плюмбум, или опасная игра» фильм, который входил в «джентльменский набор» середины 1980-х, как фильм, который получил широкий отклик, особенно в молодежной среде и на который обязательно надо было сходить в кино и посмотреть. Тогда, в период ожидания перемен, еще не перестроечные, а предперестроечные фильмы: «Курьер», «Взломщик», «Забавы молодых», «Асса», «Плюмбум, или опасная игра», «Легко ли быть молодым» - были картинами, которые бурно обсуждали, не видеть которые было признаком ограниченности.

В «Плюмбуме...» нет обличающего, обличительного пафоса советскому строю. Он скорее про другое, про то какие изменения произошли в советских людях. Про теневые процессы, происходившие за фасадом, не таким уж и красивым: правовой нигилизм, предчувствие распада, теневая экономика (цеховики). При этом фильм сложно назвать криминальной драмой в духе «Крестного отца», как вышедший позже «Воры в законе», и он не грешит эстетскими закидонам «Ассы» Сергея Соловьева. Бескомпромиссными глазами неглупого, но все-таки еще подростка, Руслана «Плюмбума» Чутко мы видим как вполне приличные на вид люди потихоньку, исподволь разваливают страну.

- Вот вы все, и такие как вы, растащили страну! Ненавижу!

Это говорит не убитый идеологией член коммунистической партии, а 16 летний подросток в фильме 1986 года издания, когда вроде и страна не казалась на грани. Лично я, отлично помню это время: отряды добровольных помощников милиции, отряды «юных дзержинцев», рейды по дискотекам и танцплощадкам с целью собирания пьяных и несовершеннолетних. Это низовой слой, народный. А ведь не стоит забывать (а многие, наверное, и не знают), что за экономические преступления в то время, особенно за хищение социалистической собственности статья была подрасстрельная. И были дела. И были расстрелы.

Понятно, что во время производства и проката картины 23 года назад, толком и представить не могли, что вот как оно со страной получится. Ну, может кое-кто и знал, кое-кто и догадывался, но большинство то нет. Многие видели, что страна больна, но мало кто ждал, что придут настолько «лихие» 1990-е, а ведь фундамент этих 90-х, закладывался в 1980-е.

Более 20 лет назад оценки главному герою фильма давались исходя из его поведения. Зачастую, иначе как новым Павликом Морозовым его и не называли, полностью игнорируя причину его поступков, против каких людей они были направлены, что происходило вокруг него. Ну, как же, в конце концов, и отца родного «повязал». Но я не заметил, чтобы создатели ленты Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе делали какие-то обличающие акценты. Нам рассказана и показана интересная и абсолютно реальная, несмотря на всю её художественность, история. Никаких приукрашиваний, обличений и намеренной «чернухи». Сцены в ресторанах вообще без слез от смеха смотреть невозможно - просто разгул НЭПа какой-то.

Но фильм все-таки мрачноватый, депрессивный, и заканчивается очень трагически - главные герои умные, упрямые, настойчивые, но дети. Маленькие люди с несложившимися характерам. Дети, которых окружают, возможно, не такие умные как они, взрослые. Поэтому и запоминаются в первую очередь актерские работы Антона Андросова (Руслан «Плюмбум» Чутко) и Елены Дмитриевой (Соня). Актеры, которые и не снимались потом толком нигде. Ну, если Андросова можно вспомнить в уже перестроечных лентах «Беспредел» (в очень неблаговидной роли) и «Здравия желаю! или Бешеный дембель», то красивую девочку Елену Дмитриеву мы так в кино больше и не увидим. Третья запоминающаяся актерская работа- это 25-летняя Елена Яковлева, в первой своей заметной роли - это уже потом будут и «Интердевочка», и «Русская рулетка», и «Воспитание жестокости...».

Отлично поставленный, нельзя сказать, что идеально снятый, фильм, который стал заметным явлением в свое время. Золотая медаль Венецианского фестиваля 1987 года и две «Ники» 1988 года за «лучший фильм» и «лучший сценарий».

Запоминается главная музыкальная тема фильма Владимира Дашкевича - тревожная, триллеровая.

Это многоплановый, многожанровый, многослойный фильм, который не ставит вопросы и не дает ответы - он мягким «свинцовым» скальпелем делает срез. И через 23 года, пересматривая, невольно восклицаешь: «Ну, вот же! Ведь все же знали и чувствовали!».

8 из 10

Siberian Medved

***

Почитала рецензии и обнаружила, что фильм обнажает «зацикленность» зрителей только на внешней стороне фильма, на кинематографической. Почему? Потому что можно проводить параллели и с социальными детективами Жоржа Сименона и с экзистенционализмом Камю или даже степным волком Гессе. Все ищут смысл, опираясь на свой кинематографический опыт. Кино - лишь одна из составных частей искусства и культуры. По идее, фильм должен поднимать с глубины, перерывать весь культурный опыт человека, зрителя, а не только рождать ассоциации с фильмами разных режиссеров.

И, кстати, в фильме дается объяснение «пламенной ненависти» главного героя - он сидел на скамейке, к нему подошли «некто» и забрали его магнитофон, кажется так. Героя потрясла обыденность подобной ситуации. Как же, родители внушали, что люди добры, романтичны, любят гитару и бардов, что путешествующие автостопом все исключительно «хиппи», а не просто бомжи без прописки. Герой претерпел ломку мировоззрения подобно некоему князю Гаутамие, либо Пете-Васе-Федору, обнаруживающему однажды, что его родители не самые добрые, мама не самая умная, а папа не самый сильный. Герой поражен, что никто не бросается на помощь, никакие «мальчики со шпагами» и «всадники со станции Роса» не спешат явиться на помощь. Человек, несмотря на окуружающих его людей, семью, близких - одинок. Герой был бы Павкой Корчагиным, он этакий опоздавший на революцию «застрельщик». Пусть он кажется бездушным, бедуховным и безэмоциональным - это все следствие, реакция, отдача. Слишком высоки были внушенные с детства идеалы и слишком болезненным было падение.

Почитайте Владимира Леви «Нестандартный ребенок»

С уважением к прочитавшим данный отзыв.

Steinvor

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN ivi YouTube

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.