Земляничная поляна / Smultronstället

Земляничная поляна
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 26 Декабрь 1957
Режиссёр: Ингмар Бергман
Продолжительность: 1:31
Просмотрели: 123

78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.

Трейлер Nº2

Трейлер

Награды и номинации:

Номинация на Оскар 1960: Лучший сценарий
2 номинации на премию Британской киноакадемии 1959: Лучший фильм и Лучший иностранный актер (Виктор Шёстрём)
Премия ФИПРЕССИ и Золотой Медведь Берлинского кинофестиваля 1958
Премия Бодил 1959: Лучший европейский фильм
Премия Золотой Глобус 1960: Лучший иностранный фильм
Премия Итальянского национального синдиката киножурналистов 1960: Лучшая режиссура (иностранный фильм)
Премия Kinema Junpo Awards 1963: Лучший иностранный фильм
2 премии Мар дел Плата 1959: Лучший актер (Виктор Шёстрём) и Лучший фильм
Премия Пазинетти на Венецианском кинофестивале 1958


Интересные факты:

Инициалы главного героя «И. Б» (Исаак Борг) тождественны инициалам режиссера и сценариста (Ингмар Бергман).
Как и многие другие картины маэстро Бергмана, эта во многом автобиографическая.
«Strawberry fields» - земляничная поляна. По-другому данное словосочетание можно трактовать, как «отрывок в памяти (воспоминания,), связанный с земляникой», что во многом соответствует содержананию фильма.
Исполнитель главной роли, Виктор Шестрем, умер через два года и неделю после выхода фильма.
Сценарий к этому фильму Бергман написал, находясь в госпитализации.
В Швеции «Земляничная поляна» - жаргонное название психиатрических больниц.
«Smultronstället» в дословном переводе со шведского означает «Дикий земляничный участок».
Музыка к «Земляничной поляне» была написана Нордгреном пятью годами ранее - для фильма Бергмана «Летняя игра».

 

Путешествие в прошлое

1957 год был очень удачным для Ингмара Бергмана. В прокат вышли два его новых фильма «Седьмая печать» и «Земляничная поляна», принесшие Бергману всемирную славу и почетный статус живого классика мирового кино. О нем заговорили, как о чертовски талантливом режиссере со своим, ни на что не похожим, взглядом на мир и весьма оригинальным творческим подчерком. Спустя пол века критики сойдутся во мнении, что Бергману больше не разу не удалось приблизиться к тому художественному уровню, которого он достиг в выше названных фильмах. Интересно, что сам режиссер считал своими лучшими работами более поздние «Персону» и «Фанни и Александр».

Если «Седьмая печать» была мрачной, пессимистичной картиной, предрекающей гибель всего живого, то «Земляничная поляна» наоборот светлый, жизнеутверждающий фильм, пронизанный любовью и верой в человечество. Картина является своеобразной квинтэссенцией творчества режиссера, в которой нашлось место всему, что волновало Бергмана на протяжении его многолетней карьеры - тема одиночества, религиозные споры, вопросы жизни и смерти.

Сюжет «Земляничной поляны» довольно прост: пожилой профессор отправляется на торжественную церемонию, где ему будет вручена почетная награда за научные заслуги в области медицины в честь 50-летия врачебной практики. Отправляется он в этот неблизкий путь на машине вместе с невесткой, которая едет на церемонию, чтобы помириться с мужем (причина их ссоры описывается в одном из нижних абзацев). В дороге они будут заезжать в различные места, которые так или иначе дороги сердцу пожилого врача, знакомиться с новыми людьми, общение с которыми позволит нашим героям взглянуть на себя с иной стороны, заново проанализировав свой жизненный путь. Вот в принципе и все касаемо сюжета. Однако Бергман не был бы Бергманом, если бы все его картины ограничивались только сюжетом.

Имя Исак Борг главному герою было дано не случайно. Исак на шведском имеет два значения: «лед» и «крепость», что полностью отражает сущность бергмановского персонажа - черствого, эгоцентричного человека, осознанно отгородившегося от окружающего мира. Вдобавок инициалы у Исака Борга те же, что и у самого Бергмана. Несмотря на то, что режиссеру было всего 39 лет, когда он снимал картину, многие люди, знавшие его, утверждали, что образ Борга - вылитый Ингмар Бергман, со всеми его страхами, комплексами, сомнениями. Так это или нет, не суть важно, важно другое - Бергман великодушным образом позволяет своему герою эволюционировать на протяжении каких-то полутора часов экранного времени: от нелюдимого, упивающегося собственными заслугами старика до человека, глубоко раскаявшегося и осознавшего собственную черствость.

Посещение дома, где прошло детство и юность Борга, вызывают у пожилого врача ностальгические воспоминания об ушедшем времени, из которых мы узнаем о безответной любви Исака к невесте Саре, которая предпочла ему родного брата, в то время как жена Борга изменяет ему с первым встречным. Потерпевший неудачи на любовном фронте, Борг уходит с головой в медицину, в которой добивается невиданных результатов и создает себе безупречную репутацию одного из лучших врачей Швеции. Однако во снах героя происходит прелюбопытнейшая переоценка достигнутых успехов - обвиненный во врачебной некомпетентности, Исак с позором покидает учебную аудиторию, где ему словно неопытному студенту пришлось сдавать, унизительный для специалиста его квалификации, экзамен.

Большое внимание в фильме уделяется невестке Борга, Марианне. Этот персонаж является ключевым в общем понимании фильма. Отношения между Марианной и Эвальдом (сыном профессора) заходят в тупик, после того как Марианна сообщает мужу, о том, что ждет ребенка. Эвальд не желает иметь детей, потому что сам был нежеланным сыном своих родителей. Он предлагает жене выбирать между ним и ребенком, чем приводит в ужас Марианну и заставляет покинуть его. Причины такого поведения Эвальда становятся понятны Марианне чуть позже, когда она навещает его бабушку. Бергман преподносит ее как бесчувственную, холодную, словно лед, старуху, про которую все давно забыли, намекая на ее внутреннее сходство с Исаком и внуком Эвальдом («...Я все время мерзну. К чему бы это? Ты же врач? Особенно здесь в животе...»). В этой сцене Марианна осознает, что все, кто рождался в семье Боргов, обречены быть несчастными и одинокими. Еще больше она в этом убеждается, когда профессор признается ей в том, что чувствует себя мертвым при жизни. В том же самом, чуть ранее, признается ей и Эвальд. Внутренние страхи и комплексы, подобно заразной болезни, передались от отца к сыну и возможно передадутся будущим поколениям. Эвальд не хочет этого, поэтому и не соглашается давать жизнь ребенку Марианны, боясь принести в этот мир еще одно несчастное создание. Несовпадение жизненных принципов Эвальда и Марианны - есть столкновение пессимистичного и оптимистичного по Бергману.

Постоянные переходы во времени использованы режиссером настолько искусно, что не в коем случае не позволяют запутаться в сюжете фильма, который построен по принципу нелинейного повествования. Прошлое и настоящее воспринимаются в «Земляничной поляне» как единое целое. Недаром любимая актриса Бергмана Биби Андерссон играет в фильме сразу два персонажа с одним и тем же именем - Сара. Сара из настоящего удивительным образом напоминает Сару из прошлого, и схожесть эта упирается не только во внешность - обеим девушкам предстоит выбирать между двумя братьями, которых угораздило влюбиться в одну и туже девушку.

В фильме несомненно присутствуют потрясающие актерские работы. В «Земляничной поляне» сыграл свою последнюю роль выдающийся шведский актер Виктор Шестрем. Роль Исака Борга стала лучшей в его биографии. Личное мастерство актера в купе с богатым жизненным опытом позволили Шестрему воплотить на экране один из самых цельных и глубоких образов в истории кино. При всем при том не возможно не отметить исполнительницу роли Марианны Ингрид Тулин, изысканная красота которой, порой, просто завораживает. Весьма удачный актерский состав фильма дополняют Гуннар Бьернстранд, Биби Андерссон и Макс фон Сюдов - штатные актеры Бергмана, с которыми он сотрудничал не одно десятилетие.

«Земляничная поляна» удостоилась множества различных наград и премий, в числе которых «Золотой Медведь» Берлинского кинофестиваля и «Золотой Глобус» за «лучший иностранный фильм года». Картина Бергмана по праву вошла в золотую сокровищницу мирового кино, неизменно присутствуя во всевозможных рейтингах лучших фильмов всех времен, кто бы их не составлял.

9 из 10

Бодхисатва

Искупление воспоминаниями

Этот знаменитый фильм Ингмара Бергмана, наполненный всевозможными метафорами, которые разбросаны по фильму, как ягоды по поляне, рассказывает об одном дне в жизни профессора медицины Исаака Борга.

Старый профессор, чье имя означает «холодная крепость», собирается на церемонию вручения ему почетной степени за пятидесятилетие выдающейся медицинской практики.

Однако, страшный сон, наполненный символами смерти, который снится профессору ранним утром, заставляет его изменить запланированный перелет и отправиться в путешествие на машине, чтобы еще раз посетить знакомые места и дом матери. Вместе с ним едет его невестка Марианна.

Она почтительно, но честно рассказывает профессору о его недостатках - эгоизме, черствости, неумение слышать и понять других людей, даже самых близких. Эти слова служат катализатором для того, чтобы всерьез задуматься и переосмыслить всю свою жизнь.

И далее из грез Исаака Борга, его встреч и разговоров с другими людьми мы вместе с главным героем раскрываем его характер, а также оцениваем весь его жизненный путь.

В пути они встречают трех молодых людей, путешествующих автостопом, в том числе Сару, похожую как две капли воды на кузину, которую когда-то любил профессор, и которая, так же как современная Сара, стояла перед нелегким выбором между двух молодых людей.

Знакомые места также будят в нем воспоминания. С горькой ностальгией он видит сцену на земляничной поляне, которая объясняет ему, почему его любимая в итоге предпочла ему родного брата профессора, искреннего, чуткого и не боящегося признаться женщине в своих достоинствах и недостатках.

Холодная одинокая мать Борга, словно уже погруженная в небытие, где у часов нет стрелок, напоминает ему о преемственности семейных пороков и ощущения смерти при жизни, которые помимо воли наследуются детьми. И вот уже ссорящаяся семейная пара напоминает профессору о возможной судьбе его сына и Марианны, чей брак может стать таким же несчастным, если немедленно не предпринять усилия.

Сонмище снов завершает экзекуция на экзамене, где профессор проваливает как теоретическую часть, так и «практическую», еще раз видя сцену измены своей давно умершей жены. И хотя в реальности он почтенный и уважаемый человек, он с горечью понимает, как много потерял в своей жизни и насколько счастливее мог бы быть. Так к нему приходит несколько позднее раскаяние.

Смысл фильма можно было бы свести к замечательной фразе Ремарка: «когда мы действительно что-то начнем понимать, мы уже слишком стары, чтобы приложить это к жизни», но старый профессор, пережив и осознав для себя в этот день очень многое, встречается со своим сыном Эвальдом, которому словно передает внезапно открывшуюся мудрость. Слова профессора могут сохранить брак сына и прервать цепочку равнодушия и черствости, которые передавалась из поколения в поколение в его семье.

Поэтому конец фильма очень светел, оптимистичен, человеколюбив. Земляничная поляна переносит профессора в детство. Она наполнена светом и любовью. Счастлив тот, у кого есть такие воспоминания.

10 из 10

GANT1949

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.