Кинолюбитель / Amator

Кинолюбитель
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 16 Ноябрь 1979
Продолжительность: 1:48
Теги: арт-хаус
Просмотрели: 26

После рождения ребенка Филип покупает 8-миллиметровую камеру и первые любительские опыты посвящает дочери. В маленьком фабричном городке киноманский порыв дилетанта-оператора не остается незамеченным, и вот уже Филип становится личным помощником местного партийного босса.

С повышением по службе растет и слава любителя; только взгляд его на реальность через объектив становится все более неприятным и беспощадным и все менее устраивающим власть предержащих…

Фрагмент

«Кинолюби́тель» (польск. Amator) - кинофильм польского режиссёра Кшиштофа Кеслёвского, снятый в 1979 году по сценарию, написанному Кеслёвским совместно с исполнителем главной роли Ежи Штуром. Фильм, прославивший режиссёра на весь мир.

Награды:

1979 год - на XI Московском международном кинофестивале:
Золотой приз
Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

1979 год - на Национальном Польском кинофестивале:
Приз «Золотой лев»
Лучший актёр (Ежи Штур)

1980 год - на Берлинском кинофестивале:
Приз имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри (программа «Форум»)

Профессия-режиссер

Уже во втором своем игровом кино Кшиштоф Кеслевский очень хорошо развернулся как режиссер. И фильм вышел очень личный, практически автобиографический. Фильм о профессии режиссера. Причем режиссера, которого волею судеб угораздило родиться в соцлагере. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой картине по многим кадрам еще отчетливо видно, что режиссер совсем недавно был в неигровом кино. Плюс как всегда водилось за поляком, здесь есть куча фильммейкерских штучек, которые он потом последовательно разовьет в своем дальнейшем творчестве.

На маленьком примере отлично показана вся фестивальная кинотусовка, все ее подводными камнями, течениями, веяниями (что во многом кому достанется приз, зависит от состава жюри и его пристрастий плюс, конечно же, партия). Партия (как потом и продюсеры) пристально высматривает всякую крамолу и неугодные вещи (или просто то, что им не нравится), ласково приговаривая - «Ты голубей то оставь, а вот этих людей вырежи. Не надо их».

Причем главный герой в прекрасном исполнении молодого Ежи Штура снимает документальное и неигровое кино, как когда-то начинал Кеслевский. И понимая, что нашел, пожалуй, главный смысл жизни, настолько увлекается им, что теряет семью, так не может ей уделять столько внимания, как раньше. Кино для него как наркотик, воздух без которого невозможно жить. Даже глоток свежего воздуха в затхлом пространстве совка. Картина наглядно иллюстрирует жизнь таких людей - построение кадра, поиск нужного ракурса, злободневность, штудирование учебной литературы - все чем славится Кеслевский.

Режиссер относится с уважением к классикам - в сцене, где главный герой листает книгу по киноискусству, есть картинки кадров из «Пепла и алмаза» Анджея Вайды. Также в картине появляется самолично режиссер Кшиштоф Занусси, на мой взгляд, не обладающий и половиной таланта Кеслевского, но окончивший одну с ним киношколу, кстати, в Лодзи (где и проходит фестиваль) и к тому времени более популярный, нежели его друг.

У Кеслевского все снято отменно, каждый кадр идеален, нет ненужного пафоса, очень искренне и нефальшиво. И такое качество он умудрился пронести через всю свою карьеру, не расплескав по крутой дороге. А это поверьте, стоит уважения. Немногие режиссеры сумели сохранить то, что было так для них важно и приоритетно в молодости. Впоследствии размениваясь на многие ненужные вещи.

И напоследок хочется отметить самый первый кадр картины. Когда сокол хватает птицу. Этот кадр наглядно обозначает тему, которая впоследствии станет одной из главных в творчестве польского режиссера. Тема маленького человека, которого порой захватывают большие проблемы, и с которыми он порой не в силах справиться. Всем поклонникам честного и искреннего кинематографа, пробивающего себе дорогу через все препоны, советую посмотреть. А тем, кто видел - пересмотреть. Это того определенно стоит.

ungodly

Ding an sich

У Филипа все хорошо. Любимая жена родила ему дочь, друзья ценят, коллеги по работе уважают. На радостях он тратит два оклада на покупку камеры. Появляются первые сюжеты, затем и полноценные фильмы. Филип успешно выступает на различных конкурсах и фестивалях и, вероятно, спустя время столь же победоносно добрался бы и до Московского кинофестиваля, где скорее всего был бы разбит в пух и прах брежневскими борцами с крамолой. Но все не так просто, некогда маленькое хобби набирает силу, забирая себе все большую часть жизни героя. И вот уже жена ревнует, отношения с друзьями меняются, а коллеги начинают смотреть с недоверием.

Завязка третьего игрового фильма Кшиштофа Кесьлевского выглядит довольно тривиально, но, как известно по творчеству поляка, у него чем проще, тем сложнее. Очередная история, словно сжатая пружина хранящая в себе потенциал, который вырвется наружу по прохождении сюжетом серии критических точек. Наверное, никто кроме самого режиссера не способен полностью объяснить, о чем же «Кинолюбитель». Остается лишь, подвергая критике чистый разум, наблюдать картину под разными углами, будучи не в силах добраться до самой сути. Итак, «Кинолюбитель» - это ...

... интроспективная лента в духе творений Бергмана и Феллини. К авторской биографии здесь отсылают и большой акцент на документальной съемке, и трудности создания фильмов в странах соцлагеря, и дань уважения ранним польским классикам. Но можно ли сказать, что главный герой - сам Кесьлевский? Однозначно, нет. Кесьлевский сразу знал, чего хочет, его увлечение кино не было спонтанным. Кроме того, польский режиссер все же нашел рецепт удачного сочетания семьи и работы. Такая «неполная автобиографичность» видна и на экране: съемка от первого лица чередуется с намеренным дистанцированием от главного героя. По глубине саморефлексии уместно сравнение с Феллини и его «Восемь с половиной». Как Гвидо, так и Филип вынуждены пройти по длинному коридору творческих мук, но на выходе оба не достигают своих целей. Однако если все терзания итальянского гения лежат исключительно в плоскости его внутренних противоречий, то проблемы поляка - это взаимоотношения с окружающими людьми.

... интереснейшая лекция о кино, где Кесьлевский выступает в роли почтенного докладчика, с чувством, с толком, с раскадровкой излагая так хорошо знакомый ему предмет. Шутливо начинает с цитаты основателя Советского государства о «важнейшем из искусств». Затем меняет настроение, показывая, как пленка способна хранить память об ушедших. Ностальгирует по временам, когда истинные энтузиасты постигали искусство киносъемки по редким книгам и делали всю работу вручную. Откровенничает, обнажая закулисную жизнь фестивальных завсегдатаев. А под конец своего импровизированного доклада Кесьлевский обращает камеру на самого себя, тем самым напоминая, что за любыми движущимися картинками, претендующими на высокое звание кинофильма, должен быть виден автор.

... экранное воплощение философских убеждений автора. Польский режиссер верил, что количество счастья и свободы в нашем мире ограничено, и если где-то убыло, то в другом месте должно прибавиться. На этом утверждении строятся этика и метафизика фильмов Кесьлевского. Продолжая мысль постановщика, можно сказать, что добро и зло в его произведениях подобно энергии в физике подчиняются закону сохранения, незримо перетекая от одной души к другой. Тот, кто в начале истории был последним грешником, может оказаться святым в финале, равно как и наоборот. Здесь нет однозначно плохих, Кесьлевский готов оправдать любого, ведь ничто в его мире не статично. Выступая этаким демиургом, он вершит судьбы своих героев, обрекая на испытания, с которыми те явно не способны справиться. История Филипа - яркий тому пример, на протяжении всей картины не покидает ощущение, что он принимает решения не по своей воле, а под давлением неких высших сил.

Наконец, «Кинолюбитель» - это печальная исповедь творца, который оказался не в силах противостоять своей мании. Будущий любитель кино в одночасье продал душу, нет, не дьяволу, - 8-миллиметровой камере. Филип и предположить не мог, что маленький черный приборчик сначала расширит границы познаваемого мира, а затем уничтожит половину его жизни. Но пессимист по жизни Кесьлевский в своих картинах как будто восполняет недостаток веры в лучший исход, в финале обязательно протягивая своим любимым героям руку помощи. Что же будет с Филипом? Вероятно, и сам режиссер не знал ответа. Да, он всегда признавал в себе эту черту - оставлять фильмы незавершенными.

cherocky

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный двухголосный (Mail.ru) HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.