Заложники

Заложники
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 21 Сентябрь 2017
Продолжительность: 01:41:17
Просмотрели: 108

Начало 80-х. Советская Грузия. Всего несколько лет до распада Советского Союза. Молодые люди из уважаемых грузинских семей ищут себя в условиях закрытой системы. Музыка Beatles, джинсы, американские сигареты, положение в обществе, гарантированное будущее... У них, казалось, было все, кроме одного - свободы. Цена этой свободы окажется слишком высока... Подлинная история о событиях 1983 года, когда шесть парней и одна девушка пытались угнать самолет с целью побега из СССР.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

Награды и номинации:

Кинотавр, 2017 год

Победитель (2):
Премия за режиссуру ( Резо Гигинеишвили )
Премия за операторскую работу

Номинации (1):
Главный приз

Отголосок свободы

I look inside myself and see my heart is black
I see my red door and it has been painted black
Maybe then I`ll fade away and not have to face the facts
It`s not easy facin` up when your whole world is black.

The Rolling Stones

Каждому поколению свои герои. Или антигерои. Случившаяся 18 ноября 1983 года реальная история о захвате и попытке угона самолёта Ту-134 - мало кого оставила равнодушными, особенно в Грузии. В тот, казалось бы, вполне обычный день авиарейсу Тбилиси-Батуми ничего не угрожало, разве что помимо неблагоприятной погоды, однако взлёт с аэродрома в скором времени обернулся в панику, с выстрелами и убийствами, с целью бегства из советской Грузии в западную даль, во время чего погибли несколько человек, а преступников приговорили к высшей мере наказания - расстрелу, и лишь единственную девушку из них - к 14 годам тюрьмы. Об этой трагедии, затронувшей экипаж самолёта и непосредственно родителей молодых людей, решившихся на опасную авантюру, вспоминает грузинский писатель Давид Турашвили. Признавая тяжесть преступления, совершённого угонщиками, он критикует также советскую власть, чья идеология противостояла практически любым западным ценностям, в том числе и обычным джинсам. Некоторые наивно полагали, что там, где джинсы, - там и счастье. Отсюда и возникло понятие «поколение джинсов» - людей, жаждущих свободы и стремящихся к её совершенству, но в основном обречённых на жизнь в угнетающих для них советских рамках. Таковыми и были те семеро молодых людей, которые, с невыносимостью своего бытия, коротали жизнь, подпольно слушая пластинки Beatles или Rolling Stones, или выкуривая такой же раритетный Marlboro. Им не хотелось купаться в море по расписанию или проживать рутинную жизнь своих родителей, они всё сильнее желали отсюда убежать. Куда угодно, только бежать, как «маменькины сынки» Федерико Феллини.

Но режиссёр Резо Гигинеишвили, вернувшийся на родину и поставивший картину на грузинском языке, не стал разносить советскую систему, по крайней мере - однозначно делить всё на чёрное и белое. Взяв в соавторы другого грузинского писателя, Лашу Бугадзе, он годами работал над сценарием, изучая исторические архивы и напрямую общаясь с людьми, которых так или иначе коснулась эта жуткая история. Помимо отображения подлинных событий и создания аутентичной атмосферы того времени, для Гигинеишвили и Бугадзе было важным психоэмоциональное состояние своих героев, их отношения с родителями, в сущности, их жизнь и мотивы, которые для многих до сих пор остались неясными, ведь «жилось-то им хорошо». Режиссёр не изображает оруэлловского тоталитаризма и также не романтизирует своих героев, а показывает обычную грузинскую прозу жизни, с присущими ей преимуществами и недостатками, с традиционным застольем и танцами, свадьбой, которую Ника с Анной разыгрывают накануне перед тем, как реализовать свой план, к чему они упорно готовились, словно всю свою жизнь. Некоторые из старшего поколения, вроде отца Ники, когда-то также хотели кардинально иной жизни, но с годами привыкли, чего не случилось с поколением джинсов, которое отличилось большим радикализмом. В обветшалом, но прочном механизме сработали не все винтики, и случился сбой. Эти молодые люди научились мечтать и стрелять из пистолета, и не пренебрегали любыми средствами для достижения своей цели, несмотря на то, что в глубине их охватывал страх, и, по мере приближения заветного дня, он усиливался. И после того, как они совершили этот безвозвратный шаг, ничто больше не было, как прежде. Собственно, ничто и не стало.

Начинаясь пресловутой бытовой драмой, картина, методично и неторопливо, с накаляющимся эмоциональным фоном героев, перерастает в напряжённый триллер - хладнокровный и интригующий, вопреки известному исходу, и в то же время отдающий обманчивой безмятежностью. Кадры беспечного купания в море перемежаются с кровавой перестрелкой в воздухе, люди стремительно гибнут на борту, и даже ноты выдающегося Гии Канчели сохраняют эту мнимую бесстрастность. Режиссёр даёт больше вопросов, чем ответов, ведь ему меньше всего хочется искать виновных. И тем не менее Гигинеишвили, по следам Антониони, Бертолуччи и Феллини, выражает знак протеста против какого бы то ни было притеснения человеческой свободы, плата за которую как никогда высока. Заложники здесь не только члены экипажа, но и сами захватчики, ставшие узниками обстоятельств. Ими двигало не только желание исчезнуть, но и быть услышанными, стремление громко заявить о своём протесте. И их услышали, и слышат, даже спустя десятилетия, ведь им удалось если не сломить систему, то пошатнуть, хоть от их голоса остался лишь отзвук обречённости и трагизма. Наверное, они сами и не могли подумать, как долго будет витать в воздухе этот отголосок непостижимой и утраченной свободы, этот след горестного эскапизма.

Они так хотели улететь, что действительно улетели

writer19

Свободные граждане несвободной страны

1983 год. Советский Союз доживает свои последние годы. Но продолжает держать свою границу на замке, а своих граждан - в заложниках. Группа молодых грузин, вдохнувшая глоток западного воздуха, занесенного контрабандными пластинками Beatles, зарубежным кино, джинсами, решается на отчаянный шаг - ради обретения свободы захватить самолет и направить его в Турцию...

Когда смотришь «Заложников», то не можешь поверить, что на экране фильм того же самого режиссера, чья «ЖАRА» чуть больше десяти лет назад захватила кинотеатры. Настолько это фильмы разного класса. Приходится признать, за эти годы Резо Гигинеишвили вырос в большого мастера.

Начинавший вторым режиссером у Федора Бондарчука, для своего дебюта в серьезном кино постановщик выбрал драматическую историю своей родины - когда на самом излете советского строя стремление покинуть несвободную страну у некоторых ее граждан оказалось сильнее инстинкта самосохранения.

Проделанная Гигинеишвили работа впечатляет. Это касается и кастинга: в главных ролях почти сплошь молодые, свежие и непримелькавшиеся лица. Российскому зрителю знакомы лишь Мераб Нинидзе в роли отца Ники, да Тинатин Далакишвили, совсем недавно блеснувшая в «Звезде» Анны Меликян (здесь ее роль куда менее яркая, но играет она вновь отлично). И пара стюардесс Маши Шалаевой и Нади Михалковой.

По картинке у фильма тоже все замечательно, он снят на высочайшем уровне, и награды режиссеру и его оператору Владиславу Опельянцу на Кинотавре более чем заслуженны. Премьера фильма прошла в начале года во второстепенной программе «Панорама» Берлинского МКФ. Но кажется, что будь имя режиссера чуть более известно и авторитетно на международном уровне, лента украсила бы и основной конкурс того же Берлинале или Венеции.

Хороши у фильма и диалоги - острые, эмоционально насыщенные, совсем не затянутые и работающие на общую атмосферу нагнетаемого саспенса. Вообще, у фильма почти нет недостатков - это большое кино на самом стыке артхауса и мейнстрима. От экрана не оторваться - будь то разговоры героев, обсуждающих детали своего плана, яркая и колоритная сцена грузинской свадьбы или собственно сцена захвата самолета. При том, что экшена в картине почти нет (сцены стрельбы на борту занимают пару-тройку минут), фильм держит в напряжении до самого финала.

Еще одна страница истории нашей родины нашла достойное воплощение на экране. Хочется надеяться, что таких фильмов, по-настоящему высокого международного уровня, в нашем кино будет все больше.

8 из 10

Э.П.Фандорин

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.