Закон рынка / La loi du marché

Закон рынка
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 18 Май 2015
Режиссёр: Стефан Бризе
Продолжительность: 1:33
Просмотрели: 99

Тьерри 51 год, его жизнь не проста, но он умеет радоваться мелочам. После почти двух лет безработицы и жизни на пособии он наконец устраивается охранником в супермаркет. Казалось, одной проблемой меньше, но вскоре Тьерри сталкивается с дилеммой. Обстоятельства и долг заставляют его выбирать между справедливостью и милосердием. На что готов пойти человек в страхе потерять доставшееся с трудом место работы?

Сезар, 2016 год
Победитель: Лучший актер ( Венсан Линдон )
Номинации: Лучший режиссер (Стефан Бризе)


Каннский кинофестиваль, 2015 год
Победитель:
Лучшая мужская роль ( Венсан Линдон )
Приз экуменического (христианского) жюри - особое упоминание
Номинации: Золотая пальмовая ветвь


Европейская киноакадемия, 2015 год
Номинации: Лучший актер

 

Неоднозначное впечатление. С одной стороны, не так уж часто попадающая на экраны социальная проблематика, а с другой - намеренно приглушенные, тускловатые в плане красок и эмоций изобразительные средства, не навязывающие зрителю точку зрения режиссёра, а приглашающие к размышлению, к выработке своего собственного отношения к показанной проблеме, а, через неё, и к сложившемуся на сегодняшний день устройству общества. В котором критерий эффективности победил справедливость и милосердие. Не откладывая в долгий ящик, скажу, что многие из зрителей поднятые вопросы для себя уже решили, но, несмотря на это, «Закон рынка» внимания заслуживает.

Едва перешагнувшего за пятидесятилетний рубеж Тьерри увольняют с работы и он оказывается в непривычной для себя ситуации: только что был «уверенно смотрящим в будущее», а теперь на его плечах - непогашенный кредит за квартиру, сын-инвалид, которому требуется оплатить учёбу и услуги патронажной службы, и прочая-прочая-прочая, а доходов - жалкое пособие по безработице, явно не покрывающее не такие уж и завышенные потребности. После некоторого времени мытарств он находит работу охранника в крупном торговом центре.

Маленький человек - и общество, винтик - и гигантская машина. Пока винтик на месте, встроен в механизм, он не очень задумывается ни о справедливости, ни о том, что машина может быть враждебна своей составляющей части, даже такой маленькой. Но вот винтик выбросили из машины и он валяется рядом, а машина работает, как ни в чём не бывало, даже не заметив его отсутствия.

Нам показали два аспекта работы закона рынка. Первый: человек - обычный товар, такой же, как бутылка Кока-Колы или батончик Твикс. Вот сцена то ли на тренинге, то ли на реальном собеседовании перед приёмом на работу: претендент на рабочее место (Тьерри) и десяток оценщиков-покупателей, обсуждающих, большей частью, его обёртку, то есть как Тьерри выглядит, как говорит, как смотрит. Обёртка, во многом определяющая товарный вид, стала чуть ли не важнее содержимого.

Второй аспект - это внутривидовая война, иногда принимающая форму войны на уничтожение. Нам показывают оборотную, невидимую сторону работы службы безопасности торгового центра. Покупатель, обычно, видит аккуратно одетых, подтянутых людей, периодически переговаривающихся по рации. Фильм даёт возможность заглянуть за блестящий фасад. Умилительные сцены единства персонала и работников сменяются драматическими эпизодами, к которым приводят незначительные отклонения от установленных норм. Этот торговый центр - модель рынка в общем смысле. Бездушного, пожирающего и выплёвывающего своих жертв чудовища. Жертвами становятся все, только не все это понимают или замечают. Несмотря на происходящие с ними метаморфозы. Так, Тьерри в первой половине находится в положении безработного, а во второй уже сам принимает участие в увольнении коллег - это не меняет сути.

Центром внимания в фильме стала обыденность и самые простые люди, обычно создающие фон в фильмах голливудского типа. Подобные мотивы уже звучали в европейском исполнении. Например, «Два дня, одна ночь» братьев Дарденн также показывает историю человека, неожиданно поставленного на грань увольнения. Но если там присутствует действие, разворачивающее во времени, то в «Законе рынка» применена другая система, которую я бы назвал стилизацией под документалистику. Несколько сцен, как будто бы снятых в режиме реального времени, то есть без монтажных вырезов. Это придаёт сценам характер затянутости, но, с другой стороны, и своеобразную жизненность. Своеобразную говорю потому, что вряд ли с этим согласится зритель, воспитанный на фильмах в жанре экшн. Да и открытый финал вряд ли можно назвать достоинством картины. Судя по всему, решение главного героя - шаг в пропасть. Так бывает - ещё с утра ничего такого не думал, и вдруг заклинило что-то в голове, сверкнула молния, осветив до сей поры еле видимые уголки, и в этих уголках показалось такое, что не выдержал человек - и сделал шаг в бездну неизвестности. Очистился от грязи, но какова цена этого очищения? Этого мы не узнаем.

Встречается мнение, которое можно сформулировать так: «Нам бы их заботы». И, в самом деле, главный герой получает пособие в 500 евро, у него есть квартира, машина, даже есть небольшое подобие дачи на базе фургона общей площадью 35 метров. Разве сравнишь с нашими безработными? Но дело не в материальном, хотя и этот внешне зажиточный мир в картине рушится на глазах. Дело в самоощущении человека, выдавленного на обочину жизни. Для него совсем не важно, что где-то, скажем, в далёкой России люди в похожем на его положении могут ему позавидовать. Ему не до таких размышлений, главное, доминирующее его ощущение - крах, мир рассыпался.

Венсан Линдон получил на Каннском фестивале Пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль. Он сыграл своего Террье молча. Конечно, он говорил, но мимика, и, главное, его глаза, были гораздо выразительнее слов. Грустный взгляд человека, внезапно ударенного жизнью по голове и так и не отошедшего от шока - самое, пожалуй, выразительное средство для донесения замысла фильма до зрителя.

Конечно, рынок не сводится только к своей негативной роли, но тёмная сторона не часто становится предметом рассмотрения, о ней предпочитают умалчивать. «Закон рынка» - редкая попытка напомнить о том, что не всё ладно в датском королевстве. Дальше этого фильм не идёт, но и на том спасибо.

crazy_reader_lj

Знакомство с «Законом рынка». Данный фильм добавил в очередь на просмотр, чтобы добить картины конкурсной программы Каннского Кинофестиваля 2015. Просмотр состоялся вскоре после премьеры в России, вызвавшей хоть малый интерес к фильму. Приз за лучшую мужскую роль, высокий рейтинг среди критиков - я был настроен оптимистично. Но надежды не оправдались.

Сюжет и структура. Фильм повествует о человеке средних лет, попавшему под сокращение, и обо всех трудностях и обстоятельствах, связанных с поисками новой работы и ее освоением. Структурно фильм можно разделить на следующие 2 части:

Часть первая. В поисках. С самого начала нас бросают в центр событий. Весь фильм - это просто сложный отрезок жизни человека из серой массы. В первой половине нас знакомят с его проблемами, семьей, повседневной жизнью. Показаны неудачные попытки трудоустройства главного героя. Весь фильм, и, в частности, первая его часть, описывает кране рутинное действо. Зацепиться практически не за что: отсутствуют яркие выразительные средства, далекие от меня и при этом «серые» герои, и еще более далекие нравы и ценности французов.

Часть вторая. Супермаркет. Переход от первой части ко второй резкий, хоть и негрубый. Вот герой ищет работу и не может ее найти, а вот он уже работает охранником в супермаркете, ловит клептоманов и недобросовестных покупателей. Эта часть намного интереснее, динамичнее и, в целом, более информативная. Показана реакция героя на новое положение дел. Реакция эта, сказать, по большей части депрессивная и отрешённая, хоть и с некоторыми внутренними противоречиями. Вторая половина становится интереснее из-за возможностей заглянуть во внутренний мир «рынка», понаблюдать за людьми, совершившими мелкие преступления, их реакциями, реакциями персонала. Несмотря на это, события данной части все также представлены в виде бытового, рутинного потока.

Реализм. Фильм выполнен в ныне модной манере, старающейся максимально реалистично перенести события из жизни на экран. Но, как по мне, события в кино всё равно должны оставаться не банальными и интересными, а герои хорошо прописанными и живыми. Идеи автора, его отношение, должны присутствовать, хотя бы неявно. К сожалению «Закон рынка» показался мне фильмом бездушным, каким обычно бывают крупные студийные проекты, а никак не авторские. При этом, с технической точки зрения придраться невозможно.

Актёрская игра. Хоть фильм и получил награду именно за актерскую игру Венсана Линдона, она тут не выдающаяся. Это скорее связано именно с ролью, и воплощаемым персонажем. Да, я верил, что передо мной обычный человек, случайный прохожий, но не хватало каких-то по-настоящему живых эмоций.

Итог. Далеко не самый сильный фильм Каннского Фестиваля 2015. Посмотреть его стоит только людям увлекающимися французским кинематографом, любящих максимальный реализм, просматривающим все, без исключения, «каннские» фильмы или являющихся поклонниками режиссера или актёра главной роли.

dmitriyt323

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.