Я, Дэниел Блэйк / I, Daniel Blake

Я, Дэниел Блэйк
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 13 Май 2016
Режиссёр: Кен Лоуч
Продолжительность: 1:40
Просмотрели: 128

Дэниэл Блэйк - недавно овдовевший бездетный работяга, из-за проблем со здоровьем потерявший последнее, что у него было - возможность зарабатывать себе на жизнь. Блэйк вынужден обратиться за помощью к государству и подать документы на получение пособия. На деле оказывается, что сделать это для пожилого мужчины не проще, чем доказать теорему Ферма: процесс подачи заявления полностью автоматизирован, а Блэйк в жизни не держал в руках ни смартфона, ни компьютерной мыши - только молоток.

Каннский кинофестиваль, 2016 год
Победитель:
Золотая пальмовая ветвь
Приз экуменического (христианского) жюри - особое упоминание
Премия пальмовой собаки - За гуманное отношение к собакам

Бедные люди

В российских кинотеатрах стартовал британский фильм, получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за 2016 год. Выбор жюри одни яростно оспаривали, другие горячо поддерживали. Кто прав? Кто виноват? Что с этим делать, а также другие, чисто русские вопросы, которые задает этот фильм.

Дэниел Блэйк - умудренный опытом, приятный мужчина пенсионного возраста, только что переживший тяжелый удар сердца. Будучи плотником со стажем, он получает от врача строгое указание, воздержаться от работы. Он обращается за помощью к государству, с целью получить пособие по здоровью, совсем не подозревая о механизме работы бюрократического аппарата по выдаче финансов больным людям. Работать нельзя, пособие получить нельзя, а кушать хочется все сильнее.

Стоит разу сказать - главное претензия которая может возникнуть, да и собственно возникшая у многих, к этому честному, грустному и старомодному фильму состоит в том, что кино это, очень и очень простое. Троллилнг киноведов со стажем, опирающийся на то, что скажем у Тарковского с Бергманом ноль пальмовых веток, а у Кена Лоуча (режиссер «Дэниела Блэйка», в прошлом июне отметивший 80 лет) уже две, может и справедлив, да только сравнивать Кена Лоуча с Тарковским и Бергманом - все равно что сравнивать бутерброд с колбасой, с фуа гра под ягодным соусом - вещи разные. Да, конечно, Канны ориентированы больше на поиск новых слов в кино, новый киноязык, а не на качественные драмы о бедных людях. В этом смысле фильм выдержан в более оскаровском формате, нежели фестивальном. Но это скорее претензия к жюри, а не к режиссеру, который, словно его персонаж, свое дело выполняет честно.

Фильм действительно очень близок к русской классике, демонстрация мук человека с крайне ограниченными финансовыми возможностями, а если проще с нищим, излюбленная тема и Горького, и Достоевского. Вот и герой фильма, имя которого с гордостью вынесено в название - такой человек. Он не то что бы нищий, но крайне близок этому. Получить пособие можно только после заполнения череды непонятных бумажек с сомнительными вопросами, нечто вроде «можете ли вы поднять руку что бы положить что-то в верхний карман», а также прохождения теста на компьютере, а с компьютером (пожилой человек старой закалки) у героя очень сложные отношения. Противная музыка на автоответчике нужной герою компании играет больше полутора часов, «за это время можно матч посмотреть!» - возмущается Блэйк. Очереди за бесплатной едой длиннющие, помощи не дождешься ни от кого.

Это история о сильном человеке, протянувшим руку помощи и получивший в нее плевок. Плевок от государства, для которого человек лишь винтик в огромной машине экономики, плевок от безучастных граждан (сосед Блэйка, молодой афроамериканец, успешно ведущий бизнес по спекуляциям китайских кроссовок), без права вытереть протянутую ладонь и попросить еще раз. Почему эта история актуальна для России образца 2016 года, оставим решать каждому самолично.

Может это кино действительно где-то банально, может местами оно и фальшивит (скажем сцена с консервированной банкой - явно перебор), и может стоило награждать не его, а Верховена, Джармуша, Альмодовора и прочих гениев. Но ей богу, когда соцработник говорит Блэйку, что «он должен найти работу несмотря на то что врач ему запретил, и искать он должен не для того что бы найти, а потому что так надо» внезапно все начинаешь понимать и про окружающий тебя мир и про себя. Про себя, особенно.

Спойлер

Я гражданин!

Недавно овдовевший и имеющий проблемы с сердцем Дэниел Блэйк пытается найти работу, от которой его отстранили врачи по состоянию здоровья. Но разрешения у него на это по-прежнему нет... А соц. службы отказывают ему в пособии по безработице, потому что он не выполняет для этого нужных условий. Денег с каждым днем все меньше, а заработка - никакого. Но Дэниел не сдается, он старается не унывать, преодолевая многочисленные бюрократические преграды, чтобы доказать, что он имеет права на достойную жизнь со стабильным заработком. Попутно, он встречает девушку Кэти и ее двух детишек, которые получили жилье, но тоже не получают никаких пособий, а работу найти матери-одиночке с двумя детьми практически невозможно... Дэниел несмотря на все трудности, старается помогать и им.

Восьмидесятилетний Кен Лоуч - двукратный лауреат золотой пальмовой ветви Канн, последнюю из которых ему принесла именно эта картина. Это фильм о человеке в социуме, о том как государственный аппарат безразличен к простым людям, работягам, которые изо дня в день трудятся и платят налоги в государственную казну. К сожалению, фильм отражает общую тенденцию всех стран мира. Люди не редко попадают в такие ситуации, когда они просто вынуждены продавать имущество и жить впроголодь, чтобы хоть как-то расплатиться с долгами за коммунальные услуги. Но есть люди, готовые бороться с системой. И яркий их представитель - Дэниел Блэйк.

В нашем мире много несправедливости, и данная картина - пример того, как надо вести себя с глупостью и невежеством государственных чиновников. Повествование происходит очень спокойно и размеренно, как течение жизни Дэниела до приключившихся с ним бед. Атмосфера картины - глубокая британская осень с ее серыми и тоскливыми красками. С одной стороны в картине показана вся суть социальной системы, с ее бесчувственными сотрудниками, а с другой, что мир не без добрых людей.

В главной роли Дэйв Джонс, прекрасно справившийся с ролью. Он простой. И это в данном случае самое главное. Он - один из нас - обычных людей, ведь каждый может оказаться на его месте. С одной стороны он скромный работяга, но с другой - уверенный в себе опытный мужчина, слабость которого - лишь современные технологии. Хейли Сквайрс, сыгравшая Кэти, запомнилась также своей простотой. Обычная девушка, которая в поисках лучшей жизни опускается на ее дно. Приятно, что все актеры в фильме малоизвестны, поэтому наблюдаешь за картиной, не вспоминая предыдущие роли актеров и не сравнивая, а как будто это документальная съемка о жизни обычных британцев.

«Я, Дэниел Блэйк» - картина, котрую можно и нужно смотреть. Во-первых, это замечательная режиссерская работа, во-вторых, хорошая игра актеров, ну и в-третьих - кино на злобу дня, кино о жизни и о тех людях, которые что-то пытаются в ней изменить, о людях неравнодушных к несправедливости. Наверное, если каждый из нас был бы хоть немного Дэниелом Блэйком, то мир бы стал лучше, как не банально это звучит...

9 из 10

Andrey1990

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.