Вий

Вий
Оценка 7.20 (114 голосов)

 
Дата выхода: 27 Ноябрь 1967
Продолжительность: 1:17
Просмотрели: 5087

Хома Брут, остановившийся на ночлег в небольшом хуторе, лицом к лицу сталкивается с ведьмой. Хома находит в себе силы убить ведьму, но, умирая, ведьма превращается в молодую девушку, которая просит Хому три ночи читать по ней заупокойную молитву. Хома не может отказать девушке, на следующую ночь он приходит к гробу девушки и начинает заупокойную службу и тут… девушка встает из гроба. Защитные круги, которые начертил Хома, защищают его первые две ночи, но на третью ночь вместе с прочей нечестью приходит Вий, от взгляда которого никто не может скрыться.

 

  • Фильм снят по одноименной повести Николая Гоголя.
  • Идея экранизации «Вия» принадлежит известному советскому режиссёру, на тот момент директору кинокомпании Мосфильм, Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Георгию Кропачеву и Константину Ершову.
  • Съемки фильм производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (ныне Украина). Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате, много материала отснятого Ершовым и Кропачевым было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма - Вия.
  • Александра Завьялова изначально утвержденная на роль Панночки, сразу после начала съемок тяжело заболела. В итоге будущий муж актрисы, режиссер Резо Эсадзе требовал, чтоб она отказалась от роли.
  • Первоначально на роль Хомы Брута планировался Михаил Кокшенов.
  • «Полет» Ведьмы на Хоме был снят в павильоне. Шест, замаскированный под метлу с горизонтальной планкой, на которой сидел Николай Кутузов, крепился на небольшой высоте. Исполнитель роли Хомы Леонид Куравлёв повисал также на этой планке и перебирал в воздухе ногами, имитируя бег.
  • В реквизите фильма было заготовлено три гроба Панночки. Один настоящий, для съемок лежащей в нем Натальи Варлей. Два других - для сцен полетов по церкви: небольшой и закрытый и открытый, со специальной стойкой, снабженной поясом монтажных рабочих удерживавшим актрису от падения, закрепленный в подвешенном состоянии на шести металлических тросах.
  • Во время съемок полета, Наталья Варлей однажды выпала из гроба. Только реакция Леонида Куравлёва, успевшего подхватить актрису, спасла ее от травм. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.
  • По задумке Георгия Кропачева сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно - гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа.
  • В фильме задействованы 50 ворон (пойманых в районе студии) и 9 дрессированных черных кошек.
  • Петух, кукарекающий в фильме ранее был задействован Птушко при съемках фильма «Сказка о царе Салтане».
  • Костюм Вия был очень тяжелый и никто из актеров не мог в нем нормально двигаться, поэтому эту роль пришлось сыграть специально приглашенному штангисту.
  • Когда во время одной из финальных сцен героиня Натальи Варлей трясется от злости, актриса стоит на специальной вибрирующей платформе.

 

Чин отчитки

«Вий» - настоящее культурное наследие и достояние всего русского! Написанный ещё в позапрошлом веке Николаем Васильевичем Гоголем повесть не давала покоя тем деятелем, которые уже разделили век кино. Ярчайшим же событием в жизни гоголевского «Вия» стала экранизация 1967 года.

Сразу любопытный факт, что режиссёрами отмечены были на ту пору молодые люди: Георгий Кропачёв и Константин Ершов. Но не везде отображено, что главным постановщиком значился Александр Птушко! Но это, скорее, проблемы нашего времени, что теряются имена и факты. Самый главный факт всё равно непреложен: «Вий» снят и нынче знаменит!!!

Полностью опираясь на рукописную повесть, фильм поражает в самое сердце глубиной и пониманием поставленной задачи, пожалуй, что каждого участника съёмочного процесса. Как сказал сам Леонид Куравлёв (исполнитель главной роли): «Классика сама ведёт тебя по произведению как по нотам» (ну, примерно так). Пускай так. Но это ведь захлестнуло талантливого актёра! Значит, влюбила эта история советского артиста в себя!..

Вот сюжет «Вия»: Семинарист бурсы Братского монастыря в Киеве Хома Брут в дни каникул, заплутав, случайно спутался с ведьмой. Сама судьба, знамо дело, его свела с ней. По наитию, закрепив слово Божие дрыном, Хома обнаруживает, что перед ним не старая ведьма, что только что пронесла его по небу над хутором, а красивая с виду панночка! И, надо полагать, удары Хомы были не из слабых, потому как панночка просит перед смертью, чтобы отпевал её в течение трёх ночей сам бурсак Хома. И вот час пробил. Её час. Нет. Его час!!! Пан обещает солидную суму за выполнение последнего пожелания дочери. Но в случае отказа, нелёгкая ждёт бурсака, ведь сильно подозрение у пана сотника. Пан философ (как ещё называли бурсака Л. Куравлёва) ещё не знает во что он ввязался...Начиная с первой ночи отпевание покойницы превращается в отчитку. Стала твориться сущая чертовщина. На глазах изумлённого отпевальщика мёртвая панночка распахнула веки и привстала из гроба. Сослужит ли теперь свою службу святой круг?

Я же - как зритель - сам смотрел во все глаза за происходящим. Должен сказать, я отношусь с особым трепетом к «Вию». В детстве видел постановку. И поэтому «панночка помэрла» и летающий гроб для меня сродни чуду невиданному!

Саму же картину нарекли первым и единственным советским фильмом ужасов. Превосходна панночка в исполнении Натальи Варлей! А ведь в одной из сцен в гробу лежала Александра Завьялова!!! Это подтвердила дочь Александры Семёновны.

Наверное, я не буду указывать все факты кинопроизводства. В этом не много смысла. Как и не стану перечислять всех действующих персонажей (там... Дорош, Оверко, Явтух, Спирид и др.) и тех, кто их сыграл. Только пана сотника надо выделить. А также ведьму. Это Алексей Глазырин и специально наряженный в старуху Николай Кутузов.

Достаточно мне заключить, что фильм получился на загляденье. Со свойственной магией советского кино и с беспрекословной самоотдачей всех тех, кто над ним трудился.

Что до самого Вия, то он венчает сей рассказ. И это не чучело на съёмочной площадке. Всё живое!..

10 из 10

publicist

Обережный круг

Фильм ужасов «Вий», не смотря на свой почтенный возраст, с лёгкостью даёт сто очков вперёд многим современным представителям этого жанра, как отечественным, так и зарубежным.

Большинство картин жанра «хоррор», выходящие в последнее время на экраны просто в немыслимых количествах, в основном стремятся запугать неиссякаемыми реками крови, гниющими трупами и внезапными выпрыгиваниями из кустов всякой пакости. Но от трупов только тошно делается; на дёрганья и вопли начинаешь в ответ материться, а крови уже насмотрелись столько, что давно выработали стойкий иммунитет.

«Вий» действует иначе. Будучи первым советским фильмом ужасов, он явил собой некую квинтэссенцию страха, что подсознательно селился тогда в каждом человеке, от мала до велика. Страха, который не могли изгнать ни партия, ни комсомол, активно борющиеся со всякими глупыми суевериями. «Вий» источает этот самый страх. Он не брызжет на экраны кровищей, не разрывает слух истеричными воплями - он просто заставляет нас вспомнить тот, самый первый страх темноты, который в детстве не давал нам высунуть голову из-под одеяла. И делает это мастерски.

Сгущающиеся вечерние тени, напоминающие Хоме о предстоящей ночи; запирающиеся снаружи двери церкви, отрезающие его от внешнего мира; затянутые паутиной углы ветхого здания - холодящая душу прелюдия к надвигающейся грозе. Мы вместе с Брутом чувствуем, как растёт напряжение. И ведь это только первая ночь, впереди, ни много ни мало, ещё две.

При совсем небольшом хронометраже и отсутствии крутых компьютерных спецэффектов - «Вий» по сей день остаётся непревзойдённой кинолентой, способной заставить бояться по-настоящему. Наталья Варлей в роли Панночки оставляет глубокие впечатления, местами ужасая до дрожи. А упыри, так и вовсе - коли смотришь фильм перед сном, то только и думаешь: лишь бы не приснились.

Непревзойдённая по атмосферности и насыщенности жутью классика жанра ужасов, которую должен увидеть каждый. Ведь это самая настоящая легенда.

Кинолегенда на все времена.

10 из 10

or-me

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.