Венера / Venus

Венера
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 02 Сентябрь 2006
Режиссёр: Роджер Мишелл
Продолжительность: 1:35
Просмотрели: 7

Морис и Ян — старые друзья, старые английские актеры, которые никогда не были на вершине славы, но которые могут рассказать много интересного о своей жизни. Их дружба крепка, несмотря на то, что Морис спокойный и уравновешенный человек, а Ян вспыльчивый и раздражительный.

Но их удобной привычной жизни, подшучиваниям, завтракам в любимом кафе приходит конец, когда племянница Яна Джесси прибывает с севера, чтобы заботиться о дядюшке.

Оскар, 2007 год
Номинации: Лучшая мужская роль (Питер О'Тул)


Золотой глобус, 2007 год
Номинации: Лучшая мужская роль (драма) (Питер О'Тул)


Британская академия, 2007 год
Номинации:
Лучшая мужская роль (Питер О'Тул)
Лучшая мужская роль второго плана (Лесли Филлипс)


Премия Гильдии актеров, 2007 год
Номинации: Лучшая мужская роль (Питер О'Тул)

 

Старик и горе

«Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он рыдал, пил на кухне горький чай
В час, когда она летала по ночам».

«Машина времени».

Роджер Мишелл, так уж вышло, может всплыть в памяти российского зрителя в основном как создатель одного из известнейших ванильно-шоколадных кинообразов Англии под названием «Ноттинг Хилл». Обладающая же весьма скромным бюджетом «Венера», увы, подобной славы не сыскала. Несмотря на то, что именно эта полуторачасовая лента стала хоть и не фактически последней, но знаковой, подводящей яркую жизнеосмыслительную черту для выдающегося британца ирландского происхождения Питера О'Тула, более полувека назад удивившего мир обнаженными эмоциями Лоуренса Аравийского, а чуть позже пленительным взором голубых глаз поведавшего Одри Хепберн о том, как украсть миллион.

Престарелый английский актер вышедшего из моды амплуа - интеллигентный, сдержанный, но чуткий и ранимый Морис, чья карьера неумолимо скатилась к исполнению малозначимых и малоинтересных мелких ролей, а жизнь - к глубокому духовному одиночеству и старческому самосозерцанию с оглядкой на былую славу. Герой этой истории совсем не похож на героя-любовника, отчаянного и страстного Ромео, каким он так мучительно хочет себя видеть, когда в усталое больное сердце внезапно проникает стрела Амура. Любви все возрасты покорны, и молоденькая глупенькая непутевая особа обворожит безо всяких усилий, затуманит открытую творческую натуру, истосковавшуюся по вниманию и ласке, побудит вспомнить, что тот сморщенный хрыч в зеркале еще не потерял права называться мужчиной. Изгибы молодого чарующего тела разбудят забытые чувства и желания, постмодернистская Венера сделает из морщинистой развалины юного мальчика, выдернет из уютненькой квартирки и увлечет в путешествие по горячим жилам нового Лондона, который, как нетрудно догадаться, never sleeps.

Со сдержанным сочувствием, размеренными передвижениями качающейся камеры, оператор следует за безнадежными фантазиями героя, выхватывая детали желанного так же деликатно и целомудренно, как великовозрастный мальчишка Морис любуется изгибами ее полуобнаженной спины, так же робко, как он прикасается к ее нежным плечам шершавыми пальцами, так же невинно, как он надеется добиться ее расположения скромными подарками и наивными ухаживаниями. Он на память проникновенно читает ей поэтические отрывки, смиренно подпирая дверь ванной, где она томно нежится в объятьях пенных гребешков, вспоминая бывших бойфрендов и вынужденный аборт. И весь драматизм фильма блестящими ртутными капельками сливается в тяжелый мрак искренней, но до опустошения безысходной любви, перезревающей невыплаканными слезами в бездонных глазах Питера О'Тула.

Каменность второстепенных персонажей, условность сюжетных витков и осознанно запрограммированная режиссером беспомощная пресность бездушной Венеры, подающей признаки жизни так редко и порционно, что в пору проморгаться - быть может, показалось? Все это не имеет значения и множится на ноль в тени роли, отмеченной номинацией на высшую награду Киноакадемии тогда, когда вроде бы уже премировали, проводили, отвернулись и забыли.

Морис, желающий уйти от неминуемого осознания собственной ненужности и неуместности, - не потому что мир несправедлив и не потому что люди вокруг злые, а просто потому что время не знает обратного хода, - будто случайно забредет на сцену укутанного защитной пленкой летнего амфитеатра, усеянную опавшей осенней листвой. И мы увидим не просто прописанного в сценарии персонажа. Это он, сам Питер О'Тул, ищущий отклика в безмолвной тишине распахнутым слезно-кристальным взглядом, повторяет дрожащими от отчаяния губами вечный риторический вопрос Гамлета, будто дублируя мимику той выразительной сцены из «Лоуренска Аравийского». Только пред собой видит он в этот момент не обезумевшую от ярости вражескую орду, идущую в атаку, а надвигающуюся пелену холодного заката - эпилог жизни и последние искры творчества, рассыпающиеся прощальным салютом в честь того, кто оказался достоин не только почетного «Оскара», но и любви миллионов зрителей. И роль Мориса в незамысловатой истории любви дряхлого старца к юной ветреной кокни примечательным образом оказалась визуализацией того, что будет сказано Питером лишь спустя 6 лет: «Моя карьера принесла мне всеобщую поддержку, эмоциональное свершение и существенный комфорт. Она свела меня со многими чудесными людьми, хорошими товарищами, с которыми я разделял неизбывную судьбу множества актёров: взлёты и падения. Тем не менее, я считаю, что каждый сам должен решать за себя, когда уйти в сторону».

Памяти Питера О'Тула

=Кот=

Великий актер Питер О «Тул восемь раз номинировался на „Оскар"». В последний раз - за этот самый фильм. Вот именно так я думала начать свой отзыв до просмотра фильма. Потому что это вроде логично. Благодаря участию в оскаровской гонке О „Тула церемонии впервые за много лет была свойственна интрига. Поклонники актера, вроде меня, тихо седели перед экраном телевизора, а потом утешали себя тем, что «Оскар" уже не тот, да и вообще... С другой стороны, если уж углубляться в историю вопроса, по отношению к О «Тулу „Оскар" всегда был не тем, н-да...

Так вот. Именно пассажем про «Оскар» я планировала начать свой отзыв на фильм. Но когда фильм из разряда «маст си» перешел в разряд просмотренных, вся моя праведная злость куда-то испарилась. Право же, есть на Земле вещи куда более значимые, чем тот же «Оскар». И после таких фильмов, как «Венера», осознание этого чувствуется особенно остро.

История пожилого актера Мориса, на старости лет полюбившего молодую оторву, поражает своей неизбывной, горькой правдивостью. Все именно так и было - могло бы быть. И в этой последней любви не было ни грамма старческой сентиментальности или покровительственной нежности. Было почти извращенное (на взгляд той же оторвы) желание обладать. Но было и искреннее чувство. Чувство преклонения перед этой живой, осязаемой красотой.

Никто так, как Питер О «Тул, не читает шекспировские монологи. И никто, кроме него, не сумел бы выглядеть на экране одновременно и «грязным старикашкой», и трогательным влюбленным. И в этом его большая актерская заслуга - очередная, но не последняя. Спасибо ему и режиссеру Роджеру Митчеллу. Спасибо за то, что показали не трогательную историю взросления, а бескомпромиссную историю последней любви. А ведь на то она и последняя, чтобы вобрать в себя, как в губку, все эмоции, страхи и желания, присущие этому беспокойному чувству.

В итоге получился по-настоящему правдивый, умный и трогательный фильм. Фильм о том, как горько любить, зная, что эта любовь последняя. О том, что как бы тебе ни было горько, ты ни за что не согласишься вернуться в те времена, когда не знал этого мучительного чувства. О том, как больно стареть. И о том, как можно постареть, но остаться молодым. Люди, не относитесь к этому фильму как к «тому самому фильму за который Питер-О „Тул опять не получил «Оскар «! Право же, «Оскар" того не стоит. Да и фильм совсем о другом. А уж о чем именно - это пусть каждый сам для себя решит...

Jane Celliers

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video Профессиональный двухголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.