Великий Гэтсби / The Great Gatsby

Великий Гэтсби
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 27 Март 1974
Режиссёр: Джек Клейтон
Продолжительность: 2:24
Просмотрели: 377

Когда-то Джей Гетсби был влюблен в очаровательную молодую леди по имени Дэйзи Бьюкенэн, которая предпочла ему состоятельного господина. И вот, восемь лет спустя, Гетсби, разбогатевший таинственным образом, снова появляется на Лонг-Айленде, нарушив размеренную жизнь светского общества острова, чтобы вновь завоевать любовь дамы своего сердца.

Трейлер Nº2

Трейлер

  • Фильм снят по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925).
  • Во время съемок Миа Фэрроу была беременна, поэтому в фильме много крупных планов с актрисой, плюс она носила костюмы, которые могли бы скрывать ее положение.
  • Роль Гэтсби отказался играть Уоррен Битти. Сначала он был даже заинтересован в проекте, но когда узнал, что его партнершей станет Макгроу, ушел. По словам Битти, никакой «химии» с ней он себе даже представить не мог.
  • Сначала за сценарий по роману Фицджеральда взялся известный писатель Трумен Капоте. Однако продюсерам картины сильно не понравилось то, во что он превратил оригинал. Капоте, не скрывающий своей нетрадиционной сексуальной ориентации, недолго думая, сделал Ника гомосексуалистом, а Джордан - латентной лесбиянкой, за что был с позором уволен и сценарий буквально за три недели дописал совсем еще молодой Френсис Форд Коппола.
  • Продюсер Роберт Эванс, которому принадлежали права на сценарий, хотел видеть в роли Дейзи только одну женщину - свою жену Эли Макгроу. Она была утверждена, но на съемках фильма «Побег» неожиданно влюбилась в Стивена Маккуина и бросила Эванса. Тот в отместку немедленно заменил жену в кадре на гораздо более красивую актрису Миа Фэрроу.
  • По общему мнению критиков, перенести на экран стиль романа не удалось, несмотря на высокий бюджет.
  • Гэтсби также могли сыграть Джек Николсон и Стив МакКуин.
  • По слухам, Натали Вуд пробовалась на роль Дэйзи.
  • Исполнитель роли Мейера Вольфсхайма Ховард Да Сильва, также сыграл роль Джорджа Уилсона в фильме «Великий Гэтсби» (1949).


Оскар, 1975 год
Победитель:
Лучшие костюмы
Лучшая музыкальная адаптация


Золотой глобус, 1975 год
Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Карен Блэк)
Номинации:
Лучшая мужская роль второго плана (Сэм Уотерстон)
Лучшая мужская роль второго плана (Брюс Дерн)
Самый многообещающий новичок среди мужчин (Сэм Уотерстон)


Британская академия, 1975 год
Победитель:
Лучшая работа оператора
Лучшая работа художника
Лучшие костюмы

 

«Великий Гэтсби»: версия Джека Клейтона

Все сияло в большом доме на Лонг Айленде. Нью-Йорк с его копошащимся народом, спешащим кто куда, на работу иль на очередную вечеринку, не так далек, но и не столь близок, однако в этом огромном особняке на Лонг Айленде весь Нью-Йорк как на ладони. Все в гостях у Джея Гэтсби, которого знает каждый из здесь присутствующей многочисленной и шумной толпы незнакомцев и незнакомок, ни никто из них его не знает по-настоящему. Он этого не хочет и только одному человеку, молодому Нику Каррауэю, удастся познать тайну великого Джея Гэтсби.

Четвертая по счету экранизация знаменитого романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» вышла в далеком 1974 году, в бурные «эротические 70-е», во времена неистового социально-общественного и культурного китча, собрав в прокате приличную кассу и получив на орехи от критиков, в первую очередь, упрекнувших фильм в простоте изложения и некоторой тенденциозности в отрыве от оригинального первоисточника, ибо точной букве романа сценарист фильма Фрэнсис Форд Коппола не следовал, творя собственную историю богача-эпатажника Гэтсби и проецируя ее на фон исторических реалий 70-х годов, полном экономических, религиозных и социальных потрясений, водночасье вылившихся на улицы воспетого и Копполой, и Фицджеральдом Большого Яблока(как жаль, что не Коппола ставил сей фильм!). Хотя в книге Фицджеральда имеются и определенные предчувствия и предпосылки к многотомнику «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд и Джек Клейтон, как впоследствии уже и в 2013 году Баз Лурман, попытался начертить в фильме общие черты, связывающие эти произведения в тугой узел философии, но вышло это отчасти натянуто и отчасти слишком нарочито, ибо давящей все намерения развлекательности избежать не удалось достопочтенному Джеку Клейтону, а Баз Лурман все оставил воле тонких намеков, играя в неоклассицизм и постмодернистский визуал.

История склонна повторяться и повествование о шике 20-х годов и разочаровании в миллионах зеленых бумажек не дающих ничего, кроме сладкой роскоши и усталости, оказалась весьма к месту в то жаркое десятилетие. Опытный британский постановщик Джек Клейтон, более всего известный по классическому хоррору «Невинные», снял «Великого Гэтсби» без излишнего визуального надрыва, без экспериментаторства, создав академичную и не слишком замысловатую по режиссуре экранизацию, вся сюжетная канва которой вертится эгоистическим кругом вокруг Джея Гэтсби, роль которую доверили Роберту Редфорду, в исполнении которого Гэтсби предстает натурой чрезвычайно сложной и сотканной из внутренних контроверсий. Человека, чей внешний фасад излишества, скрывает израненную и зудящую душу, который за занавесью шика стремится к эскапизму и которому нужнее всего любовь и только любовь, а не сиюминутное обожание светских львят и львиц, кормящихся с его руки, приспособленцев и конформистов, которым Нью-Йорк всегда был родным и их городом.

А что Гэтсби? Он чужак, он стремится быть всем для всех, но почти всегда остается никем для одной, чье имя звучит как Маргаритка. Дейзи, ох Дейзи! Утраченное чувство. Возможно ли его вернуть? И не строится ли любовь в этом кипящем котле 20-х годов лишь на меркантильности? В исполнении Мии Фарроу Дейзи предстает нежным лепестком и виньеткой в руках двух сильных и облаченных властью мужчин. А Ник, сыгранный Сэмом Уотерстоном, кажется больше просто амбициозным выскочкой, нежели неопытном юнцом, постигающим уроки жизни в Большом Яблоке.

«Великий Гэтсби» 1974 года от режиссера Джека Клейтона - стильный, но весьма далекий от оригинальной литературной первоосновы фильм. Скорее красочная и привязанная к конкретному периоду времени вариация блистательной истории Фицджеральда, приятный глазу кассовый хит, но отнюдь не шедевр на века. Впрочем, киноманы должны оценить и этот фильм из разгульных 70-х годов.

9 из 10

SumarokovNC-17

Оценка Джею Гэтсби заложена Фитцджеральдом еще в эпитете из заглавия. Кто он - немецкий шпион, убийца, богатый наследник? Для того чтобы раскрыть перед нами личность Джея Гэтсби, Фитцджеральд препоручает повествование Нику Кэррауэйю - соседу Гэтсби. Френсис Форд Коппола в своем сценарии остался верен этому приему, сохранив отличающую роман атмосферу бытописания. Когда Ник, рассказчик, берет слово, кажется, что он будет обличать. Для советских редакторов его тон был существенным подспорьем: ведь Ник наблюдал и критиковал самый что ни на есть буржуазный упадок. Джей Гэтсби на деньги сомнительного происхождения устраивает сборища гротескных персонажей с говорящими фамилиями (Танцулькины, Белуга). Звучит джаз. Парад его гостей впечатляет - сплетники, бездельники, непременная в такого рода описаниях дама с пьяными слезами. День твой последний настал, буржуй!

Впрочем, Ника надолго не хватает. Однажды он назовет себя другом Гэтсби, близким другом. А Гэтсби - он назовет его великим. Со временем разрешится и загадка, озадачившая обитателей Лонг-Айленда: Гэтсби заработал свои миллионы, нажившись на ограничениях сухого закона. Выяснению этого обстоятельства предшествовало множество намеков и признаний - и вот перед нами история фермерского сына, почти поймавшего свое счастье за хвост. Почти, ведь он обставил огромный, несуразный дом, водил нелепо длинную машину и набирался лоска единственно для того, чтобы стать достойным Дейзи Бьюкенен. Сам Фитцджеральд говорил, что его роман о несправедливости той ситуации, когда молодой человек без средств не может жениться на богатой девушке. И Гэтсби решил рано или поздно стать на равных с Дейзи, ее семьей, со счастливым соперником.

Он стал богат - и он стал смешон. Казалось, гости на его вечеринках задались целью перещеголять друг друга, сочиняя небылицы о хозяине дома. В обществе Гэтсби выдавала неуклюжесть, с какой он сочетал деланную небрежность с сомнениями человека, не получившего должного образования. Он мучительно подбирал слова, перегружал речь конструкциями, которые резали слух своей заученностью. Гэтсби переусердствовал и в демонстрации своего богатства.

А дело все в том, что Джей Гэтсби - это наивное воплощение мечты Джеймса Гетца, сына фермера. В 17 лет он сменил имя и свою фантазию о преуспевающем Джее Гэтсби он пронес через мировую войну, обретение настоящей любви и путь к ней. В реализации этой фантазии он служил красоте, но понимание красоты, какой видит ее 17-летний парнишка из захолустья, закрывало глаза на истинное положение вещей 30-летнему мужчине. Повзрослев, Гэтсби не отдал свою мечту на откуп реальности - ни в малейшем ее оттенке.

Рассказчик, а за ним и мы можем признать величие Гэтсби, и велик Гэтсби своей искренностью и той силой, которую он поддерживал в надежде. В своем сценарии Коппола опирался на символы Фитцджеральда - зеленый свет (мечты и надежды), немигающий взгляд доктора Эклебурга с щита напротив гаража Уилсона - но одним символом он пренебрег. В фильме нет самого, пожалуй, любопытного гостя Гэтсби. На одном из вечеров Ник встретил в библиотеке Филина, и запомнился Филин доступной ему глубиной удивления. Многие критики склоняются к тому, что доктор Эклебург с рекламного щита и Филин - фактически один персонаж, Одни Глаза. Действие романа и фильма происходит в двадцатые годы прошлого века, которые, говоря об истории Америки, принято называть Ревущими Двадцатыми. Это было время джаза, легких денег, пресыщения. Широко распахнутые от удивления глаза - редкость для той эпохи. Современники Гэтсби все видели, все попробовали и ото всего устали. В экранизации нет Филина, и способность удивляться по-настоящему, по-детски целиком перешла к Гэтсби.

Джей Гэтсби жил американской мечтой, когда это словосочетание еще не затерлось от частого и бездумного употребления по всему миру. Скорее всего, идеал этот был штампом уже и в те годы, но тот, кто искренне верит в него и не дает себя разубедить, невиновен. Киноверсия «Великого Гэтсби» - это бережное переложение классики, а, следовательно, упреки, звучавшие в адрес романа, могут быть обращены и к экранизации. Роман Фитцджеральда называли «технически превосходным», но это звучало как упрек, потому что критики добавляли «но временами удивительно поверхностно». Но даже Ник - в начале судья, и лишь потом друг Гэтсби - должно быть, возразил бы. Глубины не было не в людях, а в эпохе. Потрясения мировой войны быстро забыли, предавшись беззаботному веселью. Великую Депрессию и не предсказывали. Настоящим был только Гэтсби. Непосредственным и увлекающимся. Искренним, несмотря на плохо подогнанные факты биографии. Отчасти понятно, почему он может показаться поверхностным; ведь, чтобы отказаться от этой мысли, надо поверить в героя, величие которого было в его заблуждениях.

Live to tell

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.