Усама / Osama

Усама
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 20 Май 2003
Режиссёр: Сиддик Бармак
Продолжительность: 01:21:05
Просмотрели: 8

О временах правления талибов в Афганистане, когда женщина не могла выйти на улицу без сопровождения мужчины. Бедная вдова, не имея средств к существованию, вынуждена переодеть свою дочь мальчиком, чтобы та могла работать.

Трейлер (Youtube)

  • В съёмках участвовали непрофессиональные актёры - жители лагерей беженцев.
  • Фильм финансировался республикой Иран (25 тыс. долларов)и иранским режиссёром Мохсеном Макхмальбафом (22 тыс. долларов).

Награды и номинации:

  • Премия "Особое мнение" и номинация на Гран-при МКФ в Братиславе 2003
  • Премия Британского киноинститута 2003
  • 3 премии Каннского кинофестиваля 2003: Золотая камера - особый приз; Приз французской ассоциации киноискусств (AFCAE); Приз дебютанта Каннского кинофестиваля
  • Премия Золотой Глобус 2004: Лучший фильм на иностранном языке
  • Приз зрительских симпатий и номинация на Золотого ворона МКФ Kerala 2003
  • Премия за Лучший драматический фильм на кинофестивале в Майами 2004
  • Премия Лучший фильм и премия Лучшему молодому актеру (Марина Голбахари) на МКФ Молодiсть 2003
  • Приз зрительских симпатий, приз особое мнение и номинация на Гран-при на МКФ Pusan 2003
  • Номинация на премию Спутник 2004: Лучший фильм
  • Гран-при МКФ Виллалоид 2003: Лучший фильм

Бедная вдова, не имея средств к существованию, вынуждена переодеть свою дочь мальчиком, чтобы та могла работать в пекарне. Теперь новое имя девочки - Усама. С этого момента и начинаются ее злоключения. Исламская полиция Талибана заставляет мужчин приходить на полуденное моление в мечеть. Девушка, которая не знакома с правилами этих богослужений, во время моления совершает ряд ошибок, что вызывает подозрения мулл. На следующий день всех мальчиков городка силой забирают в религиозную школу Медрассе, одновременно являющуюся центром военной подготовки Талибана. Туда же попадает и Усама. В этом суворовском училище имени бин Ладена молодой девушке приходится всеми силами скрывать свой пол, так как в случае разоблачения ее ждет смерть за надругательство над законами ислама. Ее тайну знает лишь один ученик Медрессе

Фильм о безумии

Фильм о безумии. О массовом безумии. Что делать, если Зло господствует повсюду? Что делать, если страной, где ты живешь, правят шайка безумных фундаменталистов? Что делать, если ты вдова, которая не имеет права работать и даже выходить на улицу без сопровождения мужа, который давно умер?

С 1995 по 2001 год простой народ Афганистана пережил чрезвычайно трудную жизнь.
Талибан (от араб. Talib - ищущий знания) - это фундаменталистское исламское движение в Афганистане, сформировавшееся в 1992 из выпускников мусульманских религиозных училищ, которые открывались в Пакистане для беженцев-пуштунов из соседнего Афганистана. В 1995 талибы заняли половину южных провинций страны и окружили Кабул, а в 1996 вступили в столицу.

К концу 1990-х гг. талибы контролировали большую часть Афганистана. На контролируемых талибами территориях были запрещены телевидение и большинство видов развлечений, ограничены права женщин и религиозных меньшинств. Людей убивали за то, что они смотрят телевизор, слушают радио, или просто за то, что во время молитвы прогуливаются по улице.

Фильм рассказывает о жизни одной семьи (а таких были тысячи), которая после потери кормильца, была на грани голодной смерти. Бедной 11-летний девочке приходится стать мальчиком, что бы хоть как-то прокормить семью.

Режиссер не показывает нам лица талибов, они всё время стоят спиной, профилю, или же мы слышим лишь их голоса. Наверное режиссер этим хотел сказать, что зло не имеет определенного лика. Какая разница, талибы они, или фашисты, скинхеды, ку-клукс-клановцы, или еще черт знает что?

Американского туриста публично расстреливают за то, что он снимал талибов на ручную камеру, тупой народ забрасывает бедную женщину камнями за то, что она якобы «богохульствовала», но никаких доказательств ее вины нет. Просто мулла так приказал. Они живут в страхе, и не могут даже пикнуть.

P.S: Если вы считаете, что ваша жизнь не складывается, что родители вас не понимают, не можете найти общий язык с друзьями и девушкой, то посмотрите этот фильм, и вы поймете, что в мире есть миллионы людей для которых ваша жизнь - рай. И не забудьте поблагодарить Бога, за то что вы родились именно там, где родились.

сарвар

Мальчики тоже плачут

Афганские вдовы собираются на демонстрацию с требованиями позволить им работать. Находящиеся у власти талибы не разрешают женщинам появляться на улице без сопровождения мужчин. Как быть при этом многочисленным вдовам - они не сказали. И тем, чтобы не умереть с голоду, ничего другого не оставалось, как выйти на улицу. Но угрюмые бородатые дядьки с автоматами разогнали демонстрацию при помощи водометов. После того, как вдовы разбегаются по домам, начинается основная история - превращения 12-летней афганки в мальчика. Ее бедной матери, не имеющей средств к существованию, по наущению бабушки приходится остричь дочери волосы и переодеть мальчиком, чтобы та могла отправиться на работу и хоть что-то раздобыть на пропитание.

С этого момента берут отсчет злоключения девочки-подростка, устроившейся помощницей в торговую лавку. Но буквально на следующий день всех мальчиков силой забирают в религиозную школу Медрассе, являющуюся центром военной подготовки фундаменталистов. Туда же попадает и главная героиня. Ценой невероятных усилий невинному созданию какое-то время удается скрывать свой пол, поскольку она понимает, что в случае разоблачения ее ждет смерть за надругательство над законами ислама. В Медрассе ее тайну знает лишь один ученик и чтобы спасти подружку от расправы, он дает ей имя Усама.

В то время как в России всех поставила на ноги «9 рота», думается, будет небезынтересно изнутри взглянуть на то, «за что» мы, собственно, воевали десятью годами раньше. Значение «Усамы» не исчерпывается одним только фактом его появления на свет, и ни тем, что это первый афганский фильм, снятый после кровавого режима талибов. Исключая эти «смягчающие обстоятельства», в «остатке» все равно будет настоящее кино, о котором можно и нужно говорить как о событии. «Наивное искусство третьего мира» оказалось совсем не наивным, наоборот, - глубоким по мысли и, главное, берущим за душу. Рискну предположить, что фильм 41-летнего Сиддика Бармака (получившего диплом режиссера в 1987-м году по окончанию нашего ВГИКа) - образец той самой простоты, которая лучше любого кинематографического колдовства.

Это - то кино, которое может больше сказать о режиме, нежели многочисленные телерепортажи с места событий. Даже, если вы не знаете до конца особенностей религиозного фундаментализма и талибанского мракобесия, вы все равно все поймете с полуслова, все почувствуете собственной кожей. Бармак взял за основу радикальный, почти невероятный для исламской страны случай, который, если смотреть на него глазами талибов, иначе как провокацией не назовешь. Однако, как это ни удивительно, в основе фильма реальная история о перемене пола.

Рассказ о подавленной сексуальности и поруганной невинности, пережившей кошмарную инициацию, хоть и основан на детских ужасах перед разоблачением, страхом перед глумливой травлей одичалых сверстников и притязаниями похотливого муллы, в итоге все же не превращается в беспросветную чернуху. Суровое чувство правды без толики фальши (уличные «актеры» скорее всего даже не знают, что такое артистический наигрыш) не позволяет зрительским чувствам утонуть в неминуемо слезоточивой фабуле. А экстремальная сюжетная метаморфоза невольно фокусирует на себе многое из того, что оставил в наследство простым афганцам режим Талибан.

После «Усамы» фильмы ужасов можно запросто спустить в унитаз как примитивнейшую по своей сути отрыжку современной поп-культуры. Фильм Бармака «во всей красе» являет ужас, который не придуман, а всего лишь отдален от вас несколькими тысячами километров (но вряд ли временем, даже притом, что режим пал еще в 2001-м году). Режиссер вроде бы и не пытается никак облегчить участь зрителя: нанизывает на нить судьбы Усамы одно несчастье за другим. Однако в итоге фильм героине сочувствуешь не столько из-за безысходности ее положения, сколько из-за искренней к ней симпатии.

В Марину Голбахари, 13-летнюю афганскую девочку, которую режиссер нашел всего за 4 дня до начала съемок, влюбляешься сразу и бесповоротно. Это именно ее сто с лишним лет назад имел в виду Федор Достоевский, когда писал про слезу ребенка, с которой не может сравниться никакой глобальный катаклизм. Юная актриса, перед тем нищенствовавшая на кабульской улице, проживает свою роль с такой верой в происходящее, что абстрагироваться и уж тем более остаться равнодушным к ней не получится, как не старайся.

P.S. В 2003 году открытием в Канне стала не только скандинавка Мари Боневи, сыгравшая сразу двух героинь в «Реконструкции», но и ее маленькая афганская тезка, исполнившая в «Усаме» женскую и мужскую роли. Однако триумф фильма не принес юному созданию ощутимых дивидендов. Хотя режиссер и купил семье Голбахари новый саманный дом, ей самой, как и раньше, снова пришлось ежедневно отправляться на улицу и просить милостыню, чтобы прокормить 13 братьев и сестер.

Малов-кино

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.