Урга: Территория любви

Урга: Территория любви
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 01 Сентябрь 1991
Продолжительность: 2:00
Просмотрели: 2763

Взяв практически анекдотическую жизненную ситуацию о том, как степной монгол поехал в город за средствами предохранения, так как по закону он не имел права иметь больше трех детей, режиссеру удалось создать произведение искусства высочайшей пробы, насыщенное добротой, человечностью и состраданием, проповедующее терпимость и понимание между народами без единой фальшивой ноты.

Отрывок

Награды

1991г. - Приз "Золотой Лев" на МКФ в Венеции (Никита Михалков).
1992г. - Премия "Ника" за лучшую режиссуру (Никита Михалков).
1992г. - Гран-при на МКФ в Кельне (Никита Михалков).
1992г. - Фильм-номинант на Премию "Оскар" Американской академии киноискусства за Лучший фильм на иностранном языке.
1993г. - Премия "Феликс" Европейской киноакадемии (Никита Михалков).
1993г. - Приз за операторское мастерство на МКФ в Шалоне (Вилен Калюта).
1993г. - Государственная премия России (Никита Михалков, Вилен Калюта, Рустам Ибрагимбеков, Владимир Гостюхин, Эдуард Артемьев).

Интересные факты

  • В 1993 году фильм номинировался на «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но проиграл фильму «Индокитай».
  • Главный герой, Гомбо видит во сне фрагменты фильма «Рэмбо 3».

 

«Урга» - это петля на конце шеста, которым монгольские скотоводы отлавливают животных. Для тех, кто живёт в степи, урга - символ любви, уединения и силы в бескрайних её просторах. Воткнутая в землю рядом с юртой урга - объявление о зачатии нового человека, нового монгола. Издалека видя этот шест, монгол не подъедет к юрте, дождется поодаль, пока шест не будет убран, чтобы не вторгаться на территорию любви.

Молодая монгольская пара, живущая в степи Внутренней Монголии на севере Китая, по законам не может иметь больше трёх детей. Но трое у них уже есть. Тогда Пагма посылает мужа в город за презервативами. Он едет в город вместе с русским шофёром (Владимир Гостюхин). Вместо презервативов Гомбо покупает телевизор, кепку, велосипед и, вернувшись домой, втыкает в землю шест. Но квинтэссенцией этой притчи является финал, где показано недалёкое будущее, в котором мальчик китаец спрашивает отца про пейзаж, видимый из окна, а отец отвечает ему, что здесь когда-то жили русские... Фильм-пророчество.

 

Странное название фильма объясняется очень просто:

««Урга» - это петля на конце шеста, которым монгольские скотоводы отлавливают животных. Для тех, кто живет в степи, урга - символ любви, уединения и силы в бескрайних её просторах. Воткнутая в землю рядом с юртой урга - объявление о зачатии нового человека, нового монгола. Издалека видя этот шест, монгол не подъедет к юрте, дождется поодаль, пока шест не будет убран, чтобы не вторгаться на территорию любви.»

Так о чем же фильм, Никиты Сергеевича Михалкова, названный «Урга»? А фильм про жизнь, как бы это ни странно казалось. Во Внутренней Монголии, среди бескрайней степи, живет семья. Байярту и его жена, бабушка и трое их детей. Согласно китайским законам монголам нельзя иметь больше трех детей. Вот и поехал Байярту в город купить телевизор, велосипед и ... презервативы.

Казалось фильм про быт монголов и любовь. А нет... Михалков умело вставляет нотки ностальгии в фильм. Помимо истории Байарту и его «проблемы» в фильме показана история русского шофера Сергея, который приехал на заработки в Китай.

В фильме раскрыто много проблем от бытейских-житейских до глубоко философских. Любители вдумчивого и неспешного кино, я думаю, останутся неравнодушны к нему. Мне как любителю, больше развлекательной стороны в кинематографе именно неспешность не пришлась по вкусу, по этому чисто субъективно пошло небольшое отторжение. Но сама съемка и режиссерские приемы в фильме просто замечательны. Поэтому неудивительно, что фильм понравился критиками и был обласкан номинациями и премиями на различных фестивалях и премиях, включая номинацию за лучший неанглоязычный фильм премии «Оскар».

oscar75

Драма кристально чистой души

Он замучил меня своими вопросами. И ответами тоже. Наяву и во сне. Впору пить бром... О чем этот фильм?

Казалось бы, абсолютно незатейливая история о простых людях, которые живут себе в монгольской степи, вдали от цивилизации - то в зное, то в холоде: тяжело работают, растят детей, любят друг друга, заботятся о стариках, уважают соседей. Не общий, приватный стиль. Кому-то, наверное, безразличный.

Однако есть в этой картине то редкое, пропитанное высоким чувством настроение, которое никого не оставит равнодушным. Я надеюсь...

По своей художественной ценности и средствам эмоционального воздействия лента Никиты Михалкова стоит особняком, на особой высоте, и определяется, как знаковая.

Это - фильм о любви, о высокой, всеобъемлющей и разделенной; о генетической памяти, о вечной и кровной; о человеческих ценностях, неизменных в любых испытаниях; о национальном характере и о проникновении в него чуждой ментальности; о проблеме продолжения рода, что созвучна проблеме продолжения жизни. Наконец, это фильм о конце советской эпохи и о человеке того времени, который сегодня встречается всё реже и реже.

Иногда жанр УРГИ определяют, как притчу, что, на мой взгляд, весьма сомнительно и неточно: в нем нет ни капли дидактики, ни йоты поучения и уж совсем ничего - для любителей «поржать». Это все же драма, драма кристально чистой души.

Великолепная режиссерская и операторская работы. Эффект наблюдения, удивительная глубина фокуса: не в смысле хорошей оптики, а в смысле умения видеть. Замечательные актерские работы: Владимир Гостюхин, Бадема, Баярту, Вуринил, Йонгян Бао.

Драматическая линия Владимира Гостюхина - одна из самых важных и значимых. А пятисекундный, почти статичный черно-белый кадр в живом ритме сердечного цикла, когда Сергей выходит на крыльцо ресторана - просто отдельно взятый шедевр, в нужное время и в нужном месте вставленный в общее повествование.

Даже эпизодические персонажи фильма сделаны мастерски: роль матери Гомбо, которая во всех описаниях именуется Бабушкой, в образе Вечной Матери... или крошечная роль жены Сергея, в исполнении Ларисы Кузнецовой.

Музыка Эдуарда Артемьева - в тему, в заданный тон и ритм. Что касается вальса «На сопках Маньчжурии» Ильи Алексеевича Шатрова, который лейтмотивом проходит через весь фильм - звучит он в довоенном своем, третьем варианте. Наша вечная боль и короткая память - о тех, кто лежит под Мукденом и Ляояном.

Отдельно хотелось бы сказать об авторском переводе Никиты Михалкова: с чувством и с толком, без лишнего пафоса, актерства и неправдоподобных эмоций, без единой фальшивой ноты, на высочайшем уровне профессионального мастерства.

Для меня до сих пор остается загадкой, почему же «Урга» уступил ОСКАРА 1993 года «Индокитаю» Режиса Варнье?

Харбинъ

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ВК

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.