Тупик / Cul-de-sac

Тупик
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 30 Июнь 1966
Режиссёр: Роман Полански
Продолжительность: 1:53
Просмотрели: 73

Скрывающиеся от правосудия преступники пытаются найти приют в уединенном замке на морском берегу, где живут в прошлом коммерсант, а ныне чудаковатый художник Джордж и его жена Тереза. Один из негодяев, Ричард, слегка ранен в руку, а вот у Элберта дела плохи — ему прострелили живот. Несмотря на свое плачевное состояние, а может, и благодаря ему, бандиты берут обитателей замка в заложники…

Трейлер Nº2

Трейлер

  • В своих интервью Полански не раз повторял, что считает «Тупик» своим лучшим фильмом и, будь его воля, снимал бы только ленты, подобные этой.
  • Фильм награжден наградой Золотой медведь на Берлинском международном кинофестивале 1966 г.
  • Образованная в 1990 году в Бостоне экспериментальная музыкальная группа «Cul de Sac», которую считают одними из основоположников пост-рока взяла своё название именно от этого фильма Романа Полански.
  • Съёмки фильма проходили на острове Линдисфарн на севере Англии. Они столкнулись с множеством трудностей, включая ненастную погоду, постоянные перебранки режиссёра с актёрами и актёров между собою, проблемы Стэндера со здоровьем (у него пошаливало сердце) и отсутствием на острове элементарных удобств.
  • Фильм был восторженно принят на Берлинале, однако менее высоколобые критики, особенно в Штатах, его не поняли и подвергли остракизму. Многие недоумевали, зачем нужно снимать фильм, где все без исключения персонажи вызывают лишь антипатию. Всего через пару дней после американской премьеры он был фактически снят с проката.


Британская академия, 1967 год
Номинации: Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)


Берлинский кинофестиваль, 1966 год
Победитель: Золотой Медведь

 

Поиск выхода в тупик (интеллектуальная ретро-драма)

Сломанная машина, которую немолодой мужчина с перебитой и завязанной рукой толкает по какой-то пустой дороге. В автомобиле сидит его напарник с пробитым животом и истекает кровью. Ясно, что этим событиям предшествовало неудачное дело, суть которого мы так и не узнаем.

Стереотипные преставления о личностях бандитов разрушены сразу: один из них, Ричард (тот, что с больной рукой) имеет внешность обычного трудяги - сильного с простым лицом. Другой, Элби, - вообще странный тип, круглые очки, линзы которых выдают высокие степени миопии. Близорукий гангстер - это уже смешно. Для желающих возразить, скажу, что в 60-е вряд ли успешно корректировали такие зрительные дефекты, а стрелять в очках не слишком то удобно.

Место действия трагедии - средневековый замок в Шотландии, где некогда жил отважный герой Роб Рой. Нынешние хозяева явно измельчали: здесь живет богач Джордж и его молоденькая жена, француженка Тереза. Тупик - это ситуация, в которой оказалась чета молодоженов (срок их брака всего 10 месяцев), когда к ним «в гости» заглянул бандит Ричард: телефонный провод перерезан, а прилив сделал невозможным бегство из замка.

Тупик - это состояние самого Ричарда, отрезанного от внешнего мира, раненого и похоже брошенного своим боссом на произвол судьбы. Совершенно очевидно, что он вовсе не собирается причинять вред хозяевам, но он вынужден вести себя с Джорджем жестко, ведь тот, на первых порах, пытается корчить из себя героя.

Но попутно мы начинаем понимать, что Джордж в тупике уже давно: он начал загонять себя туда, когда лысый и не слишком красивый мужик женился на молодой сексуальной девушке, явно не рассчитав свои возможности.

Да и Тереза находится в тупике, добровольно поместив себя в замок. Имеющая высокие сексуальные аппетиты (не пропустит мимо ни одного мужика), склонная к авантюрам (случай с поджиганием бумаги в пальцах гангстера), стервозная (натравливает мужа на бандита), злобная (избивает ребенка за поцарапанную пластинку) - этой вольной пташке явно не место в клетке.

Выходит, что эта пара обречена с самого начала, а появление Ричарда лишь катализирует процесс. Обстоятельства, в которых оказался Джордж, намного превосходят возможности его психики и тела. Единственный возможный выход для него - покориться бандиту, но и тот перекрыт его женой, которая спекулирует на его мужском самолюбии и постоянно выказывает недовольство его «немужским» поведением.

Главный герой, бесспорно, слабак, но я считаю, что фильм вовсе не о трусости или унижении. Он, в первую очередь, о пределе возможностей личности, которая конечно у каждого своя. Что же будет, если преодолеть этот барьер? Заходя вперед, сообщу, что трус в итоге, все же совершит поступок, чтобы выйти из тупика, ну и что дальше? Вот мы и увидим, что произойдет с его личностью в финале.

Игра актеров безукоризненна. Хочется выделить Дональда Плезенса (Джордж): очень органичен и в сексуальных играх с Терезой (переодевание в женщину в начале фильма), и в метаниях его героя, раздираемого желанием быть мужественным в условиях природной трусости. Образ жены тоже удачен, но и роль несколько проще; не исключено, что Франсуаза Дорлеак играла саму себя. Образ гангстера Ричарда настолько ровный, что кажется, что Лайонел Стэндер - и не актер вовсе. В целом, проникаешься уважением к большому, сильному и спокойному дядьке.

Мастерски сплетенная Полански драма, с неоднозначной трактовкой образов и мотивов поступков. Пожалел лишь о том, что смотрел фильм один - вполне дискутабельный фильм, если удасться отыскать любителей интеллектуального ретро-кино.

8,5 из 10

Micki

- Вот мы и приехали.
- Куда?
- В задницу. Спасибо твоему идиотскому плану.

Так мило поговорили между собой два стареющих гангстера, к которым удача повернулась тем самым местом. План их провалился, обоих ранили, автомобиль сломался, и в придачу ко всему - их отрезало от большой земли приливом. Таким образом, они оказались на небольшом куске суши, в зависимости от лунных циклов становящемся то островом, то полуостровом, т. к. дорога туда как раз попадает в приливную зону... Горе-бандитам необходимо связаться с шефом, для этого позарез нужен телефон. Ориентируясь по телефонным проводам, протянутым между столбами, один из них, менее раненный, идет на поиски ближайшего жилья и телефонного аппарата. Столбы уходят в прибрежные дюны, гангстер направляется туда... Средневековый замок на вершине холма встречает его негостеприимно. Но нерадушие владельцев крепости старику по барабану. Имея в кармане пистолет, бандит сам чувствует себя хозяином положения... С этого начинается история...

История взаимоотношений людей, попавших в тупик. Тупик для одних - полная зависимость и вынужденное ожидание помощи со стороны, тупик для других - невозможность выпроводить незваных гостей. Тупик для одних - крах семейной жизни, тупик для других - прямоугольная яма, выкопанная в земле.

Поланский разыгрывает эту пьесу как по нотам. Спросите, почему пьесу? Как мне показалось, обстановка, сюжет, диалоги, персонажи - всё это весьма театрально. В лучшем смысле этого слова. Замок Вальтера Скотта - своего рода подмостки, на которых происходит действо. Каменные стены, сводчатые потолки, витражи на окнах - необходимый антураж, декорации... Действующих лиц немного. В начале их всего четверо. Потом добавляется массовка, но только лишь для придания остроты конфликту.

Театральность видится мне также в использовании актерами отдельных деталей, предметов. Как тут не вспомнить знаменитую фразу о ружье, которое если висит в первом акте на стене, то в третьем обязательно должно выстрелить. Так и здесь. Никаких отвлекающих предметов. Обстановка лаконична, всё работает на основную идею, каждый кадр выверен и продуман до мелочей.

Пейзажи, окружающие замок, так же аскетичны, как и декорации внутри крепостных стен. Песчаные дюны, сухой ковыль, пронизывающий насквозь соленый морской ветер и холодное стального цвета море...

Главных героев трое. Поланский очень любит треугольники с острыми углами. В его картинах не раз можно вычертить такую фигуру. Вспомним «Нож в воде», «Смерть и девушка», «Горькая луна» ... Двое мужчин и одна женщина - излюбленная режиссером геометрия. В разных фильмах Поланский затачивает углы, рисуя зрителю не только сексуальную сторону противостояния полов, но еще и политическую, социальную, психологическую грани этой войны, поднимает вопрос преступления и наказания...

В «Тупике» конфликт между мужчинами и женщиной поднимается далеко не на почве секса. Здесь чистая борьба за лидерство, за то, чтобы быть услышанным, чтобы тебя уважали, чтобы твое слово оказалось последним. И если мужчины по-благородному пытаются вести традиционный диалог и даже начинают понемногу понимать друг друга, то женщина играет не по правилам. Она наносит удары ниже пояса самому близкому человеку, плетет интриги, вступает во временные коалиции, в общем, не женщина, а сущая Антанта. Подобная героиня была показана в фильме с немного схожей, на мой взгляд, атмосферой - «Соломенные псы» - провокаторша, подставляющая под удар своего мужчину, при этом сознательно унижающая его... Но если в «Псах» справедливый финал раздает всем сестрам по сусалам, то в «Тупике» торжествует далеко не самый безобидный персонаж. А самый безобидный, в результате доведенный до отчаяния, воет на луну в ужасе от произошедшего...

Жанр фильма меняется от эпизода к эпизоду - от легкой чернушной криминалки с привкусом диалогов будущего Тарантино к мощной психологической драме и беспросветной трагедии. Поланский гениально меняет коней на переправе. Он заставляет зрителя улыбаться, замирать от неожиданных поворотов, приходить в замешательство, возмущаться. И в результате режиссер взгреет тебя таким пыльным мешком по башке, что от этого удара ты сам некоторое время будешь пребывать в тупике, соображая, а что это было? И потянешься к диску с единственной целью - снова попасть туда и понять, как же так получилось? И где был тот ключевой момент, который поставил всё с ног на голову???

Говоря про некую театральность фильма, необходимо отметить актерскую игру. Театральность, в моем понимании, это ни в коем случае не синоним фальши и переигрывания, как некоторые понимают это слово. Нет, это прежде всего классическая школа актерского мастерства, вживание в образ. Когда ты видишь именно того человека, о котором идет рассказ, а не лицедея, играющего заданную роль. И здесь актеры просто шикарны. Безупречен в роли владельца замка, эксцентричного Джорджа, влюбленного в свою юную жену, Дональд Плезенс. Очарователен эпизод с переодеванием его в женскую сорочку, и до боли в сердце ранит финальная сцена... В образе блондинки-стервы-нимфоманки, практически не выпускающей бутылку водки из рук, прекрасна Франсуаза Дорлеак (старшая сестра Катрин Денев, погибла в автокатастрофе через год после съемок в «Тупике»).

И всё мое почтение и признательность отданы представителю старой гвардии - Лайонелу Стэндеру. Стареющий гангстер, пытающийся по-человечески общаться с не очень приятными ему людьми, умеющий прощать и, как это ни странно, любить, - один из самых мощных образов, виденных мной в кинематографе... Бандит Дики - как старый подбитый волк, измотанный, опасный, огрызающийся, но при этом благородный зверь, никого не убивающий просто так... Его хриплый сиплый низкий голос - словно рык хищника. И из всей тройки главных героев мои личные симпатии на стороне гангстера-неудачника Дики...

Отношение актеров к своим ролям было настолько искренним, а погружение таким глубоким, что неприязнь между героями фильма перешла на съемочную площадку, где однажды вылилась в то, что в одном из дублей Стэндер по-настоящему от души выпорол надоевшую ему Франсуазу ремнем. Этот эпизод вошел в картину...

Вряд ли тогда Поланский знал, что эта картина возьмет в Берлине «Золотого Медведя» и что в будущем у него будут другие, гораздо более популярные среди зрителей работы, скандальные, впечатляющие, масштабные... Но известно, что «Тупик» - самый любимый фильм режиссера из всех созданных им. Поланский признавался в этом журналистам. Впечатляет? Меня тоже. Несмотря на все победы, провалы, собственные жизненные трагедии, сердце космополита Поланского осталось в старом черно-белом «Тупике» на небольшом куске суши, отрезанном приливом, в каменном замке, в котором когда-то Вальтер Скотт написал своего «Роб Роя» ... где завывает унылый ветер, колышется ковыль в дюнах, где курицы расхаживают по дому как родные, где холодильник забит яйцами, а шкафы - водкой, где бандиты благородны, где обыватели любят, сходя с ума, а если мстят, то продуманно и коварно...

Murlyka

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.