Цветения пора / Lust och fägring stor

Цветения пора
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 03 Ноябрь 1995
Режиссёр: Бу Видерберг
Продолжительность: 2:10
Просмотрели: 944

Стиг, 15-летний старшеклассник, влюбляется в свою школьную учительницу Виолу. Ей 37 лет, но разница в возрасте и тот факт, что она замужем, не могут остановить стремительно возникшее взаимное чувство.

Трейлер Nº2

Трейлер

Оскар, 1996 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке - «Швеция»


Берлинский кинофестиваль, 1996 год
Победитель:
Серебряный Медведь - специальный приз жюри
Специальный приз фестиваля Blue Angel за лучший европейский фильм
Номинации: Золотой Медведь

 

Роман мая с декабрем

В 1943 году тоже светило солнце и шли дожди, распускались руки и акации, набухали почки на деревьях и юношеские желания. Особенно, если твоя родина Швеция смотрит на Вторую Мировую войну, чинно восседая в уютном зрительном зале, а в классе появилась элегантная преподавательница, растянувшая цветение на пару десятков лет. И постепенно увлечения, достойные каждого уважающего себя старшеклассника (жевание по секундомеру переходящей резинки, меряние в туалете на переменке пиписьками и сопутствующими принадлежностями, расстрел мух из снайперской рогатки и подглядывание в девичьей раздевалке за ровесницами) поднимаются на следующую ступень физического и психологического развития.

Не страдающая гумбертовскими рефлексиями, фрекен Виола сразу берет дело в свои ухоженные ручки, спровоцировав ученика на дающее отмашку неловкое телячье тыканье губами куда-то в район уха. Не тратя время на прелюдии, увертюры и прочие вступления, преподавательница английского языка атакует белокурого Стига всей своей сексуальностью. Ошеломленный юноша еле переводит дух в минутах общения со спивающимся мужем-коммивояжером (шведская семья такая шведская), немного отвлекает школа (которую заставляет пропускать наставница), работа в кинотеатре (туда тоже дотягиваются объятья распаленной дамы), семейные неурядицы (тут ещё и старший брат пропал без вести). И попытка остановить ускорение оборачивается познанием женской стервозности.

«Цветения пора» - последний фильм Бу Видерберга. Выбрав фестивальную стезю, шведский режиссер добился в своём творчестве определенных успехов, в основном, выдвигаясь на номинации самых престижных премий - «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой медведь», ММКФ - и всё-всё-всё. Фактически, любая его широкоэкранная работа вызывала одобрительное кивание голов мэтров и критиков. В том числе, и фильм о большой и неискренней любви под размеренное постукиванием мелом о школьную доску и редкий пролет пограничных самолётов тоже получил дежурное похлопывание в виде выдвижение на Оскар (пропустил вперёд нидерландскую «Антонию») и Гран-При в Берлине (уступил мелодраме Энга Ли «Разум и чувство»).

Если Набокову в «Лолите» вполне хватило остроты разновозрастных отношений, то автобиографической драме Видерберга потребовалось усиление, маленький допинг. Линия старшего брата с боксерскими поединками и ухода в никуда на субмарине была вплетена в канву повествования достаточно искусно, но всё-таки выделялась иным колером. А вот развить трагедию изобретателя-рогоносца Келля или показать червоточины родительских отношений, прямо вытекающие из сюжета, режиссер не захотел /не смог. Как и не довел кульминацию мезальянсных связей до ожидаемого взрыва, ограничившись вызывающим проходом Стига во время выпускной церемонии в храме. Впрочем, Бу Видерберг признал превосходство поэтики вечного соперника Ингмара Бергмана над своей социальной подачей киноматериала, и, не отказавшись от неё окончательно, смягчал наиболее острые углы бархатной накидкой кадра.

При желании «Цветения пора» может быть включена в коллекцию эротических фильмов. С лёгкой провокацией отношений несовершеннолетних (всё-таки совращаемому сыну режиссера Юхану Видербергу на момент съёмок было уже за 20). С парой-тройкой постельных эпизодов и флиртом на грани. Но желания возмутиться, возопить о нравственности, недопустимости и облике морале абсолютно не хочется. Скорее, тянет пофилософствовать (режиссеру, вероятно, тоже) о моменте перехода через рубикон взросления. Как там пели девчонки из забывающейся группы «Лицей»: «Если хочешь, это так просто: раз - и завтра ты станешь взрослой!» Если суждено встретить на пути катализатор любви лет на двадцать старше, так и время спрессуется в разы, но лучше своим ходом - год за годом.

А ласковый май разбрасывает сиреневый аромат и березовость воздуха. Молодость рвёт оболочку весенним громом и соловьиным переливом. Впереди вечное лето жарких тел и головокружений. И никогда, никогда не придёт декабрь с единственной радостью на дне стакана виски и россыпью пожелтевших фотоснимков. Раскрываются новые тысячи юных душ навстречу манящему солнечному лучику. Пусть кто-то опалит на нем крылья, кто-то ослепнет, подлетев к самому верху, но их, в свою очередь, заменят новые мотыльки, сбросившие ненужные коконы. Цветения пора бесконечна.

Stalk-74

Уроки шведского

1943 год. Швеция. Европа гниёт в окопах. А независимая Швейцария вот ужу как тридцать семь лет запретившая абсент перестала быть прибежищем для думающей элиты. В Англии старичок Фрейд спокойно дожил оставшееся, созерцая лондонцев и свой эмигрантский паспорт. Двадцатый век как-то плавно, до времени, начинает переваливать за свою середину и вечера под меланхолический звон музыки Сати с чтением Стринберга выходят из моды. Скоро банки томатного супа завоюют мир и все станет иначе, но пока Швеция лишь начинает узнавать о нейлоновых чулках и «Икеи», а Бергман только закончил Стокгольмский университет.

В эти последние года счастливого неведения Стигу всего пятнадцать и он ученик провинциальной шведской школы с раздельным обучением, в которой диковинная жевательная резинка, побывав у каждого раздираемого гормонами юноши во рту ровно 2 минуты, по звонку бережно отправляется в специальную банку и приберегается до следующего урока. Все прекрасно - мальчики ставят пари на «у кого длиннее», девочки мечтают о скорой потери девственности (желательно «по любви»), война где-то далеко, и лишь изредка напоминает о себе похоронками и одинокими полетами военных самолетов. Швеция в золотые свои годы, Мальме в пору цветения взрослеющего стокгольмского парня.

Мир сексуального пробуждения Стига у Виденберга показан целомудренно и сдержанно, он яркий антагонист мира темпераментного Ренато из фильма Торнаторе «Малена». Стиг, хочет понять значение явлений и предметов, окружающих его, пытается проникнутся их точным смыслом, через поиск неизвестных слов в многотомном, тисненом золотом словаре в классе своей учительницы английского Виолы, которую он неуклюже целует среди географических карт в школьном хранилище.

Застежка подвязки, выпукло проявляющаяся сквозь ткань платья, сетчатые чулки с меридианом шва на тонкой щиколотке, золотая цепочка и туфли на высоком каблуке - атрибуты женственности прикрывающие неудачницу Виолу изменяющую мужу-коммивояжеру с милым мальчиком, роман с которым скрашивает её убогую жизнь. У Виденберга мир спасает красота, и совершенно не важно в чем она выражается. В тайной ли влюбленности соседской девочки, примеряющей на предмет своей любви роль мужа и хозяина их возможного будущего дома, или же в мечте брата Стига о службе на засекреченной подлодке. Красота вечна и естественна как молодость.

Время идет, учебный год подходит к концу, Стиг взрослеет, к нему приходит понимание, что взрослые это выросшие дети, а источник ответов на все вопросы лучше искать самому, пусть это и будет тайно сворованный словарь из класса английского языка.

Виденберг противостоял Бергману с самого первого момента своей режиссерской жизни, с тех самых пор как впервые взял ручную камеру и вышел снимать на улицы своего родного города. «Цветения пора» - это маленький итог Виденберга в борьбе с Бергманом. Последняя попытка реабилитации шведской «новой волны». Но Виденберг впал в ностальгию, увлекшись собственной автобиографией, и как-то незаметно породнился с Бергманом, дав зрителю возможность подсмотреть собственное воспоминание из далеких сороковых. Он снял не просто «фильм воспитание», с отдельными вариациями на тему войны и возмужания шведских подростков, но, перешагнув собственную мечту о документальной реальности случайно запечатленной на ручную камеру, сделал очень классическое фестивальное кино, в котором и прицепиться-то почти не к чему.

Kasablanka

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.