Токийская соната / Tôkyô sonata

Токийская соната
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 17 Май 2008
Режиссёр: Киёси Куросава
Продолжительность: 2:00
Просмотрели: 21

Обычная японская семья медленно распадается после того, как ее глава лишился своей престижной работы.

Трейлер Nº2

Трейлер

Награды

Азиатская киноакадемия, 2009 год
Победитель (2):

Лучший фильм
Лучшая работа сценариста (Киёси Куросава, Макс Мэнникс, Сачико Танака)


Каннский кинофестиваль, 2008 год
Победитель (1):

Особый взгляд Каннского кинофестиваля - приз жюри

 

Решающее значение

Ничего не поделать - прыткие китайские трудяги добрались до упорных японских работяг, отбирая у местных жителей прочность ещё вчера казавшегося незыблемым права вечного труда, вытряхивая за порог непривычных к перемене мест тружеников заводов и канцелярских контор, обрекая их на депрессивное разочарования и вечное стояние в очередях безработных за хилым пособием и скудной едой.

Глобальные веяния вторгаются в привычный производственный процесс и семейные отношения, в школьный быт и обычаи жизни, подвергая испытаниям устоявшийся веками традиционный японский менталитет, конфликтующий с реалиями новой жизни, без спроса опрокидывающими домотканую идиллическую тишину, сменяя её напряжением стихийного бедствия, когда неясно, куда податься и как быть.

Уволенный мужчина не может признаться, боясь, что пострадает его честь, погружаясь в пучину обмана и лжи, разоблачение которой лишь дело времени и обстоятельств, которые идут навстречу вместе с другими людьми, товарищами по несчастью, являющими собой примеры критического распада, доводящего их до самых крайних, пугающих мер. Лишённый воли, он не в силах помочь себе и близким, которым тоже стало вдруг нелегко.

Нацелившейся в будущее жене приходится смирять свои амбиции в намерении сменить домашнее затворничество свободой передвижения на собственном авто, устав довольствоваться скромной ролью прислуги при муже и сыновьях. Стоящий на распутье старший сын, выбирает службу в американской армии, рассуждая мыслями сверстников, которые не видят иного способа защитить свою лишённую армии страну. А младший, бросив вызов учителю, остаётся наедине с отчаянием, упорствуя против отцовского слова, отказавшего мальчику в праве испробовать его музыкальный талант.

Любопытство вызывают как мотивы, так и логика поведения главных участников событий, равно как и поступки персонажей, пересекающихся с ними по делу или случайной строкой: школьный учитель, которому ученик читает прописную мораль, женщина - репетитор, переживающая мучительный развод, доведённый до ручки маньяк и задушенный депрессией друг-безработный, складываются в пространственную картину личной драмы, угрожающей обернуться чем-то большим, чем обыкновенная боль.

Интересна психологическая подоплёка желаний, аргументы, слова, откровения, вырывающиеся советом сына матери или в речи чужих людей - всему есть режиссёрское внимание и запоминающееся лицо исполнителя, будь то опытные актёры или свежая молодёжь: с мастерством старшего поколения спорит юношеский максимализм Ю Коянаги и открытый грядущему (главная детская роль в «Признаниях») мальчишеский блеск Иноваки Кай, от которого, как видно, много чего ещё можно ожидать.

По сюжету каждому из героев картины выпадает серьёзный вызов и каждый из них ищет ему свой ответ, делая болезненный выбор, чтобы не повторить ошибки других, учась не умирать и не сдаваться, отступая от старых правил и принимая новые, которые диктует переменчивая жизнь, несущая их к патетическому финалу, замирая в клавишных звуках рояля, руками ребёнка возвращающего гармонию чувств и людей.

gordy

Старая история по-японски

Все в жизни когда-то случается впервые. Вот и мое знакомство с Киеси Куросава произошло лишь намедни фильмом «Токийская соната». Не поленилась, нашла информацию о нем, где мне сообщили, что он является представителем хоррора и психологического триллера. Хоррора в «Токийской сонате» не будет, а вот психологизма довольно.

Рассказанная автором история могла случиться с кем и где угодно, без привязки ее к определенному месту. Но, снятая режиссером-японцем, пропитанная японскими реалиями и колоритом, она звучит по-новому.

Все начинается с того, что главу семейства, работающего директором отдела, внезапно увольняют. Как говорит его экс-коллега, оказавшийся в такой же ситуации: «Мы на корабле, который идет ко дну. А в лодки посадили женщин, детей и тех, кто помоложе...»... Дело осложняется тем, что герой не может устроиться на равнозначную должность, не соглашаясь на что-то попроще; к тому же он старательно скрывает свое бедственное положение от семьи. С этого момента и начинается основное развитие сюжета.

Совершенно очевидна социальная направленность ленты - мир «маленького человека», уже описанного давным-давно литературными классиками. Незначительность героя на фоне корпораций-монстров и их жестких правил проявляется с трагичной ясностью. Режиссер досконален в разборе внутреннего мира человека, оказавшегося неудел, которому непросто признать перед домочадцами то, что в его собственных глазах выглядит поражением. Он мало сдерживает себя, измотанный трудностями, усугубляя их своим нежеланием поступиться привычным статусом. И потому те срывы, что он позволяет себе, не более чем самобичевание, его собственное бессилие. Он заметно проиграл свою войну.

Социальная пагуба крепко увязана с внутрисемейными отношениями, которые также лишены гармонии. Диктат отца доходит до предела. Категоричность, которая рушит то немногое, что имеет цену. И каждый по-своему снедаем печалями. И им кажется, что благословенное завтра не для них, и предпочтение отдается стенаниям и осознанием ошибочности своих прежних поступков, да и всей жизни в целом.

Но все-таки, Куросава оставляет свет в конце тоннеля и зрителю и своим персонажам. Дарящим надежду завершением, звучит соната Дебюсси, а герои картины, переломившись в невзгодьях ставят многоточие. Но так ли это пусть каждый решит сам, посмотрев «Токийскую сонату», которая, безусловно, заслуживает внимания.

Картина удалась, за небольшим, на мой взгляд, сюжетным перегибом. Введенный в повествование рефлексирующий одиозный грабитель отдает гротеском. Банальное «Не верю!» так и рвалось наружу. Допускаю, что это мой субъективный каприз, не сильно повлиявший на общее впечатление от картины.

Nitaya

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ВК

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.