Строгий юноша

Строгий юноша
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 01 Январь 1935
Режиссёр: Абрам Роом
Продолжительность: 1:40
Просмотрели: 126

В основу образов молодых людей были положены черты идеальные. Волшебный комсомолец и строгий юноша Гриша, создающий III комплекс ГТО, комплекс моральных качеств. Его запретная любимая женщина Мария Степанова, «славянская Венера», сыгранная Ольгой Жизневой как воплощение вечной поэтической женственности, естественной как дыхание.

Другая грань женственности — живая, игривая, непосредственная, симпатичная Девушка, роль которой исполнила начинающая актриса Валентина Половикова, в недалеком будущем кинозвезда Валентина Серова. А рядом с ними, словно персонажи совсем другой истории, — циничный, пошлый приживал Цитронов и респектабельный профессор Степанов, научное светило.

  • В 1936 году фильм был запрещен. Начиная с середины 60-х годов появился на экранах, сначала маленьких просмотровых залов ВГИКа, а затем вышел на экраны творческих домов. В 1974 году по праву занял место в ретроспективе фильмов Роома, посвященной его 80-летию.
  • Первоначально роль комсомольца Гриши играл Дмитрий Консовский. Но во время съёмок актёра арестовали по обвинению в антисоветской агитации и фильм пришлось переснимать заново с Дмитрием Дорлиаком.

О непотизме

Этот фильм Абрама Роома, поставленный со впечатляющей, временами - вызывающей, раскованностью, мимо которого невозможно пройти всякому, кто хочет составить представление о советской кинематографии, положенный на полку весной 1936 года и вернувшийся из небытия спустя тридцать лет, всегда вызывал у меня некое беспокойство.

Причиной этого беспокойства были довольно многочисленные сюжетные странности, не слишком влияющие на конечный имперссиональный итог, но пробуждающие мимолётное неудовольствие, какое бывает, когда видишь рассыпанные по скатерти крошки.

Какие это были странности? Например, такие. Есть семья: муж - известный хирург Степанов (за шестьдесят), его жена Маша (около сорока). Кроме супругов в доме квартирует некто Цитронов, приживал Степанова. Поскольку Степановы не молоды, логично предположить, что они в браке давно, лет примерно двадцать.

Итак, на первый взгляд, у нас крепкая семья, которая миновала все положенные кризисы, прошла через все неизбежные скандалы, пережила все возможные интрижки и, сохранившись, готова уверенно смотреть в будущее.

Однако, вместо спокойствия и взаимного доверия, разыгрывается драма: Степанов отчаянно ревнует Машу к приглашённому в их дом комсомольцу Грише Фокину. Степанов боится этого телесно и душевно здорового парня, боится, что жена его бросит, срывается на Цитронова, когда тот намекает, что Маша остаётся со Степановым только по финансовым соображениям.

Это происходит в самом начале фильма, когда ещё нет никаких поводов подозревать взрослую состоявшуюся женщину в чём-то предосудительном. Да, Гриша превосходно сложен и по-настоящему привлекателен, но полагать, что твоя жена, с которой ты съел не один пуд соли, скакнёт в постель к первому встречному атлету, это всё же некоторый перебор.

Дальше - больше. Гриша влюблён в Машу. О его чувствах к ней прекрасно осведомлены окружающие, причём осведомлены настолько, что, не обинуясь, рассказывают об этом Маше - в присутствии мужа. Однако никого - ни самого Гришу, ни его приятелей, ни мать-старушку - не волнует столь большая разница в возрасте между молодым человеком и предметом его увлечения.

Этой темы - словно не существует: для советского студента нормальным оказывается не только полюбить чужую жену, что уже само по себе должно вызвать пересуды, но и то обстоятельство, что его избранница сама годится ему в матери, тоже кажется всем вокруг более чем обыденным.

Но, оказывается, Машей покорён не только Гриша. Презренный Цитронов тоже неравнодушен к супруге своего принципала: понимая, что Маша никогда не ответит на его порыв, Цитронов вынужден утолять свою страсть по-своему, в частности, подглядывать за тем, как она переодевается, подглядывать, рискуя быть разоблачённым...

Есть и ещё зазубрины, однако можно обойтись и без их перечисления, поскольку смысл претензий, полагаю, ясен. Не ясны, впрочем, причины их появления, точнее, они не были ясны до того, как я не прочитал положенный в основу картины оригинальный сценарий Юрия Олеши, который всё ставит на свои места.

Дело в том, что наш замечательный режиссёр Абрам Роом страдал столь свойственным его профессии пороком - непотизмом, и потому в своей, новой на тот момент, постановке он пригласил на главную роль не ту актрису, которая должна была адекватно воплотить задуманный сценаристом образ Маши, а свою жену - Ольгу Жизневу.

Олеша видел свою героиню юной женщиной, соответственно, её мужу, как прямо указано в тексте, было сорок восемь. Четвертьвековая разница в возрасте и, как следствие, сопутствующие этому неврозы и заботы. Жизневой во время съёмок было тридцать шесть, ещё несколько лет накидывала крупная комплекция. Именно поэтому, для сохранения пропорции, её партнёром пришлось делать Юрия Юрьева, который вообще родился в 1872 году.

Тщательно продуманный сценарий - это чрезвычайно жёсткая конструкция, где все элементы настолько плотно подогнаны друг к другу, что не возможно задним числом произвольно переменить один, чтобы это не сказалось, и довольно категорично, на всём строении, и хорошо если сыпется только штукатурка.

Там, где у Олеши вполне логичная и мотивированная схема (короткий брак Маши и Степанова не прочен; молодая девушка, перед которой вся жизнь, не держится за супружество и это не может не ощущать Степанов; окружение Гриши полностью на его стороне: юные к юным, пожилые к пожилым, Маша слишком хороша для Степанова; подглядывать за девицей это не то же самое, что подглядывать за тёткой), Роом, одним неудачным решением, расшатывает весь сюжет, превращая крепкую многоплановую мелодраму в некий авангардистский балет.

Наверное, Абрам Матвеевич был по-своему прав: он видел эту историю именно так, а не иначе. Однако столь откровенное игнорирование авторской воли, игнорирование, которое не добавляет картине достоинств, но, напротив, подвешивает весь проект, как тот самый гвоздь, которого вовремя не оказалось в кузнице, представляется сейчас не слишком обоснованным.

Денис Чукчеев

Социалистическая утопия об идеальных комсомольцах.

Фильм «Строгий юноша» режиссера Абрама Роома по пьесе Юрия Олеши создан в 1935 году и является интересным экспериментальным (а в чем-то уникальным) явлением в советском кинематографе 1930-х годов. В данном фильме показано почти идеальное, утопическое состояние страны победившего социализма. В этом мире, по-видимому, решены все экономические, материальные проблемы и люди могут спокойно заниматься решением нравственных, духовных вопросов.

Главный герой фильма - молодой комсомолец Гриша Фокин (роль исполняет Д. Дорлиак). Это идеал нового советского человека, прекрасно развитого и духовно, и физически. Он показывает отличные результаты в спортивных соревнованиях и, кроме этого, создает III комплекс ГТО, комплекс уже не физических, а высоких моральных качеств. Его чувства и привязанности открыты и чисты, особенно его любовь к красивой женщине Марии Степановой (О. Жизнева), которая выглядит просто-таки как воплощение идеальной женственности. Но здесь есть один нюанс - у Маши есть муж, причём муж непростой.

Юлиан Степанов - известный врач, ученый, создавший некий прибор, который может оживлять практически мертвых людей (это фантастическое допущение напрямую указывает на принадлежность кинокартины к жанру коммунистической утопии). За это изобретение доктор получил от советского правительства новый автомобиль, а также дачу. Впрочем, дачу - это мягко сказано. Это самый настоящий дворец с античными колоннами, мраморными лестницами и гранитными львами при входе. В реальном Советском Союзе в таком дворце устроили бы санаторий и в нём отдыхали бы тысячи людей. Однако, в кинокартине в этом «доме» живут всего три человека.

Врач Степанов - человек средних лет, почти пожилой, да и мышление у него ещё старого направления, не смотря на успешную жизнь при социализме. Поэтому, кроме самого врача и его любимой жены Маши, в доме проживает ещё и третий человек - Федор Цитронов (М. Штраух). Он выполняет мелкие поручения доктора Степанова, а в свободное время пьет коньяк (также выделенный доктору советским правительством) и курит сигары, да ещё постоянно подглядывает за женой доктора. Он выглядит практически единственным человеком в фильме, которого при подходе к коммунизму уже не должно быть. Грязь от сигарного пепла, которую Цитронов раскидывает по дому, прекрасно сочетается с грязью его души. Если у Гриши Фокина любовь к Маше чиста и целомудренна, то Цитронов как животное просто вожделеет жену своего покровителя.

Этому миру людей со старым мышлением, с их привязанностью к материальным благам противопоставлены в фильме новые люди, «идеальные комсомольцы», друзья Гриши Фокина. Особенно хорошо и символично это противостояние показано в сцене сна Гриши, во время своеобразного бала, устроенного во дворце доктора Степанова. А молодые комсомольцы просто прекрасны. Они управляют колесницами, словно античные боги, разминаются в гимнастическом зале, словно древнегреческие олимпионики. Очень хорош дискобол Коля, кроме явной физической мощи, демонстрирующий ещё и честность, открытость в своих высказываниях, хотя иногда и выглядит достаточно простовато.

Интересна молодая комсомолка Лиза, особенно её теория о необходимости исполнения собственных желаний. Её роль исполнила молодая Валентина Серова, так значится в титрах фильма. Но, видимо, титры были добавлены значительно позже, так как эту фамилию актриса Валентина Половикова получила только в 1938 году, когда вышла замуж за «сталинского сокола» Серова.

Как известно, фильм был запрещен к показу на экранах страны и только сейчас стал доступен для широкого просмотра. Понятно, что в середине 1930-х годов уже не шла речь о построении такого «утопического» социализма, который показан в данной кинокартине. Страна готовилась к возможной войне, наращивала свой военный и экономический потенциал, люди работали по 6-7 дней в неделю, а «волшебные комсомольцы» постепенно превратились в волшебную сказку. Однако осталась эта интересная и в чём-то уникальная кинокартина, на мой взгляд, одна из лучших в творчестве режиссера Абрама Роома.

9 из 10

ДМ1

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Mail.ru HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.