Стена / Die Wand

Стена
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 12 Февраль 2012
Режиссёр: Юлиан Пельслер
Продолжительность: 1:48
Просмотрели: 297

В доме, затерянном в горах, женщина с грубо остриженными волосами, синевой вокруг глаз и скулами, обострившимися от месяцев скудной жизни и тяжелого физического труда, ведёт дневник — на оборотной стороне истлевших, потерявших смысл календарей, под надсадное карканье ноябрьских ворон. Не ради удовольствия от письма — чтобы выжить и спастись от безумия.

С ней случилось невероятное — она приехала в этот горный дом с друзьями, пожилой парой, в солнечный майский день, чтобы на следующее утро, обеспокоившись исчезновением ушедших на прогулку стариков, обнаружить, что покинуть вершину горы уже невозможно: весь прочий мир отделен от неё невидимой, но непроницаемой стеной.

Так женщина осталась одна, в компании домашнего пса, приблудной коровы и пушистых котят, таких неуместных на лоне дикой природы. Она осознала, что недостаточно юна и безрассудна для самоубийства, значит, придётся выживать, чего бы это ни стоило…

Трейлер Nº2

Трейлер

Берлинский кинофестиваль, 2012 год
Победитель: Приз экуменического (христианского) жюри (программа «Панорама»)

«Человек не может превратиться в животное. Он может стать только хуже зверя»

Экранизация романа Марлен Хаусхофер «Стена» - невероятно тонкая и сильная работа. Не имею возможности сравнить с книгой, так как не читала, но фильм потряс меня до глубины души.

Перед нами - история женщины, в один прекрасный день оказавшейся в ловушки времени и пространства. История без начала и конца, какая-то безумная, немыслимая загадка жизни.

Отправившись со своими друзьями в альпийские горы, в их чудесный охотничий домик, главная героиня хотела всего лишь отдохнуть вдалеке от цивилизации, побыть наедине с природой и со своими мыслями.

При этом она настороженно передвигалась по чуждому ей дому с эклектичной обстановкой, с опаской поглядывала на недружелюбного пса своих друзей, не забыла сделать омолаживающую маску лица, а спасть легла исключительно в шелковой пижаме.

Ей и в голову не могло прийти, что скоро ее привычный образ жизни кардинально изменится, и одни ценности уступят другим.

Она проснется утром и обнаружит, что ее друзья не вернулась из деревни, куда они ушли накануне вечером. Не подозревая ничего серьезного, женщина отправится их искать, прихватив с собой Люкса, рыжего смышленного пса.

И внезапно произойдет такое, чего невозможно предположить и предвидеть. Перед женщиной возникнет стена - холодная, гладкая и... невидимая.

Словно ее накрыло огромным стеклянным колпаком, и образовался глухой вакуум, изолировавший ее от окружающего мира. Словно кто-то своей мощной рукой провел черту вокруг охотничего дома, в котором женщина и пес остались совсем одни, обреченные на годы тяжелого морального и физического сосуществования.

Осознать, то что случилось сложно не только героине фильма, но и зрителю.

Кажется, к чему все это? Что должно произойти? Ясно одно: экшна здесь не будет. Мы не увидим отчаянные попытки вырваться из этого капкана или свирепую борьбу на выживание.

И очевидно, что фильм не психологический триллер в стиле «Сияния».

Но данная картина, при всей неоднозначности сюжета, смотрится даже более реалистично, чем, к примеру, гениальная приключенческая драма как «Изгой».

Соглашусь, что все подобные сравнения сомнительны, но это лишь потому, что такое кино, пусть и артхаусное, сложное классифицировать и осмыслить до конца.

Только тема, на мой взгляд, очень близкая и знакомая. И раскрыта она здесь своеобразно, как никогда точно и глубоко. Это тема человеческого одиночества.

До просмотра этого фильма я не боялась этого чувства, но теперь становится действительно страшно.

Конечно, сегодня или завтра перед нами не вырастут прозрачные стены, которые отгородят нас от всего сущего. Подобный сценарий в реальности навряд ли воплотится, каким бы правдоподобным он не рискнул показаться лично нам, зрителям.

Но проблема в том, (и об этом, возможно, хотел сказать автор книги и режиссер фильма) что человек сам способен строить незримые преграды между собой и теми, в ком он нуждается, но не осознает этого или не хочет признавать.

Мы сами можем воздвигунть такую нерушимую стену, что одиночество станет не только душевным, но и физическим, осязаемым всеми нервными окончаниями.

Осмелюсь предположить, что главная героиня еще до поездки за город, в лоно дикой природы, чувствовала себя отстраненно, так как современного человека, а тем более немолодую женщину, проводящую отдых в компании пожилой супружеской пары, не трудно заподозрить в одиночестве.

И скорее всего, именно поэтому она стоически переносила все тяготы своей новой жизни под стеклянным колпаком, словно она чем-то заслужила ее и была для нее предназначена.

Но даже такой поворот судьбы сделал ей великий подарок, которым явилась прекрасная дружба между ней и верным псом Люксом.

Люкс научил ее радоваться простым, светлым моментам жизни, необузданной, первозданной природе. Нежные и теплые отношения, что их связывали, чувство товарищества стали источником силы и энергии для этой женщины. Она полюбила животных за их волю к жизни, безумный оптимизм, заглушивший даже инстинкт самосохранения.

Обзаведясь своим маленьким хозяйством в лице Люкса, двух кошек, коровы и ее новорожденного теленка, наша героиня наша смысл жить дальше, так как она чувствовала свою ответственность за этих живых существ.

Но даже в ее замкнутом и обреченном мире жизнь и смерть берут каждая свое, преподавая вечный урок человеку, и лишая его во имя некой высшей цели, единственного и самого дорогого, что у него есть.

9 из 10

Минус 1 бал за тяжелое чувство неизвестности.

Pushtig

Стена, отгораживающая от мира

Юлиан Пельслер дебютировал в большом кино картиной «Стена». Это одноименная экранизация романа Марлен Хаусхофер, написанного в 1963 году. Пельслер 7 лет работал над сценарием, больше года снимал ленту, потом еще постпродакшн и на выходе - изысканная робинзонада, проникнутая размышлениями о смысле и ответственности человеческого (а в данном случае, женского) существования.

Главная героиня едет в охотничий домик, расположенный в ущелье австрийских гор, со своими друзьями. Друзья отправляются в деревню за чем-то необходимым и не возвращаются. А женщина, оставшаяся с псом Люксом, обнаруживает себя отгороженной от так ясно видного мира холодной, непроницаемой, невидимой стеной. И дальше мы посредством ее дневника, который она пишет из-за «страха перед собой», смотрим за внешними событиями и внутренними изменениями героини.

Столько тем становятся актуальными, когда человек остается наедине с собой. Столько всего становится неважным, когда стена отгораживает тебя от внешнего мира. С этого момента ты одна. К тебе собираются оставшиеся внутри пространства, отгороженного стеной, домашние животные... которым ты даешь имена. И внутри тебя просыпается невидимая сила, которая ведет тебя инстинктивно к выживанию и к ответственности за собственную жизнь и жизнь тех, кого ты приручила.

Тебя окружает только дикая природа, в которой ты со своим ружьем чувствуешь себя лишним элементом. Ведь с этого момента ты - единственная, кто может определять, что справедливо, а что нет. Тебя накрывает то безысходность, то надежда, то умиротворение. И ты должна что-то постоянно делать, потому что иначе ты перестанешь быть человеком. Ведь «человек не может стать зверем, он может стать только хуже зверя»...

Так в заботах о животных, в поисках трещины в стене, в прогулках с Люксом, который стал тебе близким другом, проходят лето, осень, зима, весна и снова наступает лето... уже понятно, что тебя не спасут. Ты перестаешь быть «эгоистичным Ничто» и чувствуешь, как корни зеленого леса прорастают в тебе. Ты становишься другой. И тяжелее всего от того, что приходится убивать живые существа, чтобы выжить. А потом приходит кто-то чужой и убивает тех, кого ты любила. Ты определяешь «справедливость своих действий» исходя из своих чувств и того, какой ты стала. Ты знаешь, что боль потери, одиночество, безысходность всегдя будут с тобой, а ты будешь продолжать жить...

Представляется, что эта же история с оставшимся внутри стены мужчиной, была бы совсем другой. Впрочем, это мы уже видели. Обращение в таком сюжете к женщине, и само ее поведение красноречиво говорит о том, что если бы этот мир строили женщины, он бы очень отличался от того, в котором живем мы. Он был бы наполнен заботой и пониманием, бережностью и желанием прочувствовать окружающий мир. Хотя, если подумать о некоторых инстинктивных действиях нашей героини, возможно, человек как род в этом мире исчез бы ...

В «Стене» много размышлений о смысле и устройстве мира. Есть идеи, которые логичны. Есть те, которые разрушают преставления об актуальном социальном устройстве. Есть феминистические идеи. Есть гринписовские призывы. И конечно же, идея любви - единственно достойной цели существования.

Режиссерская работа в «Стене» безупречна. Ничего лишнего. Просто глубочайшее погружение в леса и горы, скольжение за мыслями и чувствами главной героини, обостряющая одиночество и проникающая вглубь эмоций музыка. Мартина Гедек, сыгравшая главную героиню, натуральна и глубока. Ей достаточно внутренних ресурсов, чтобы передать всю гамму чувств: одиночество, злость, беспомощность, печаль, отчаяние, радость, умиротворение. В ней есть всё. И ее достаточно, чтобы не заскучать, наблюдая за ней.

Что же в итоге вышло у Юлиана Пельслера? С одной стороны «Стена» - классическая робинзонада. С другой же - глубоко проникновенная драма женской отгороженности и одиночества.

Magnolium

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Любительский одноголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.