Сталинград

Сталинград
Оценка 7.11 (404 голоса)

 
Дата выхода: 10 Октябрь 2013
Продолжительность: 2:15
Просмотрели: 32091

1942-й год. Сталинград. Советские войска планируют контрнаступление на немецкие части, занявшие правый берег Волги. Наступление сорвано. Лишь разведчикам под командованием капитана Громова удается перебраться на другой берег и закрепиться в одном из домов. Им дан приказ удержать его любой ценой. Кроме нескольких чудом уцелевших советских солдат они находят в доме его последнюю жительницу — 19-летнюю Катю.

Приказ отбить дом, захваченный противником, получает немецкий офицер Кан. На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров.

  • Сценарий Ильи Тилькина имеет литературный источник - главы романа Василия Гроссмана.
  • Прообразом дома в фильме стал легендарный Дом Павлова в Сталинграде и его история. Накануне запуска в производство сценарий был значительно переработан, включая сюжет и диалоги.
  • Открывающий фильм эпизод с пролетом самолета над Фукусимой длится около двух минут. Этот план целиком создан на компьютере художниками студии Main Road|Post.
  • Тиль Швайгер отказался от роли в фильме, аргументируя это нежеланием играть образ офицера нацистской Германии.
  • Первый трейлер картины был представлен 17 апреля 2013 года в Лас-Вегасе на выставке CinemaCon.
  • «Сталинград» - первый фильм российского производства, который будет выпущен на экраны в формате IMAX 3D.
  • Офицера Вермахта, главного антагониста в фильме, сыграл немецкий актер Томас Кречманн. Интересно, что свою творческую карьеру более 20 лет назад Кречманн начал в немецком фильме «Сталинград» (1992) режиссера Йозефа Вильсмайера.
  • Съемки проходили под Петербургом (поселок Саперный), на бывшем военном полигоне, были возведены беспрецедентно масштабные для российского кинематографа декорации. Фактически были построены несколько кварталов Сталинграда с элементами, знакомыми зрителю по архивным кадрам. Так, например, был построен прототип знаменитого фонтана «Детский хоровод», который еще называют «Дети и крокодил». Фонтан стал одним из самых узнаваемых символов Сталинградской битвы после снимка последствий авианалета 23 августа 1942-го года, сделанного фотографом Э. Н. Евзерихиным.
  • Съемки фильма начались в сентябре 2011-го и продолжались около месяца. Затем работа возобновилась зимой, но основной съемочный период пришелся на 2012-й год - с мая по август 2012-го. В общей сложности съемочный период составил 79 дней.
  • Люди на роли в массовке утверждались исключительно самим режиссером. В массовых сценах было задействовано порядка 1000 человек. Костюмы, грим и оружие были детально проработаны для каждого из них. На площадке нет ничего случайного: автомобили, обрывки газет того времени, тумбы с афишами довоенных спектаклей и даже сигаретные окурки - все соответствует той эпохе.
  • Возведением и оформлением декораций, стоившим продюсерам около $ 4 млн, занималась команда из 400 специалистов.
  • В фильме фигурируют танки Т-34, немецкая самоходная установка и немецкий танк PZ-IV. Вся эта техника - копии. PZ-IV построен на базе советского танка T-44, которому перестроили башню, наварили дополнительные листы, закрыли катки щитами, а на борта нанесли фашистскую свастику. Самоходная установка сделана на базе вездехода. Т-34(76) - это полноразмерный макет из пластика и фанеры. Работу выполнили мастера из Витебска. Эти же художники сделали макет подбитого самолета.
  • Перед съемкой боевых сцен специалисты тщательным образом осматривали площадку, убирали камни и вырывали лунки под заряды, которые затем засыпались мягким торфом. Каждый участник, будь он каскадером или актером, знал свой маневр, чтобы не подорваться. Тем не менее, за каждым из исполнителей был закреплен пиротехник, который вел своего человека и дистанционно управлял срабатыванием взрывчатки.
  • В фильме более 230 планов с компьютерной графикой.
  • Съёмки в 3D технологии производятся на оригинальном оборудовании, предоставленном голливудской компанией 3ALITY digital. На площадке обслуживание данного оборудования, систем ригов и камер RED Epic велось силами объединённой российско-американской команды, собранной компанией «3D Stereo Art». Визуальными эффектами «Сталинграда» занимается российская компания «Main Road|Post».
  • Одной из первых ролей в карьере Федора Бондарчука стала роль Ивана в фильме «Сталинград» Юрия Озерова.
  • По словам режиссера, в тот момент, когда у него ничего не было, кроме сценария и гигантского макета декорации Дома Громова с маленькими фигурками людей, фильм поддержал Владимир Путин. Бюджет фильм состоит на 30% из поддержки Фонда Кино, 20% вложил телеканал «Россия» и 50% - банк ВТБ.

Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.

  • Исключительную сложность для постановки представляла сцена атаки немецких позиций после взрыва баков с горючим. В этом эпизоде наши солдаты не прекращают бой даже после того, как их накрывает огнем и они вспыхивают, как факела. Съемка оказалась непростым испытанием для всех, кто принимал в ней участие, не исключая операторскую группу. Температура даже в безопасной зоне зашкаливала, и хотя пиротехники делали все возможное, чтобы огонь был минимально допустимым для кадра, стояла нечеловеческая жара. Сцена репетировалась уже перед полностью готовыми камерами. Все участники запомнили каждое свое действие. В этот момент абсолютно все, включая ассистентов и страхующих, были одеты в форму красноармейцев, чтобы даже в случае попадания в объектив не испортить кадр. За три съемочных дня произвели 96 горений. При этом на площадке одновременно горели 14 каскадеров.
  • Взрыв здания - одна из самых ответственных сцен фильма, потому что у кинематографистов был всего один съемочный дубль. Если бы что-то пошло не так, то заново отстраивать дом не представлялось возможным, но требуемый художественный эффект был достигнут с первой попытки.
  • В сцене с горящими красноармейцами в тех кадрах, где бойцы падают с обрыва, фигурируют компьютерные модели людей. Их строили и анимировали в трехмерном редакторе, опираясь на фотографии актеров. При этом технология анимации носила смешанный характер, какие-то действия анимировались по ключевым кадрам, а какие-то при помощи техники захвата движений.
  • В одной из сцен советские самолеты сбивают немецкий бомбардировщик Henkel, который пикирует и с грохотом падает на площадь напротив дома Громова. Этот эпизод целиком создан средствами компьютерной графики и анимации. При работе над компьютерной моделью самолета трехмерщики студии Main Road|Post изучили внешний облик германской машины по фотографиям и взяли во внимание макет самолета, покоившийся на съемочной площадке. Компьютерная модель строилась в Autodesk Maya, а вся динамика разрушений имитировалась в программе Houdini. Помимо этого декорации Сталинграда были также воссозданы в графике по многочисленным фотографиям площадки.

Сталинград Бондарчука

Вот уже третий год подряд Россия выдвигает на соискание премии «Оскар» ленты про Великую Отечественную войну: в 2011-м это были «Утомлённые солнцем 2» Никиты Михалкова, в 2012-м - «Белый Тигр» Карена Шахназарова, а в нынешнем году - «Сталинград» Фёдора Бондарчука. В этой связи чувствую, что в США вскорости сложится определённый стереотип насчёт российского кино. «Во-первых, эти русские не умеют снимать ничего, кроме фильмов о войне, во-вторых, они и о войне фильмов снимать не умеют».

Чем же мы все эти годы за свой счёт потчуем заокеанских критиков? Михалковские «Утомлённые» навеки вписали себя в историю как эталон плохого кино, оставляющего после просмотра лишь желание немедленно стереть его из памяти. Шахназаровский «Белый тигр», в свою очередь, был эталонной, качественно снятой и талантливо сыгранной, головомутью, выпущенной под лозунгом «кто не понял авторского замысла - тот сам дурак». Режиссёра, создавшего в своё время «Курьера», захотелось тогда спросить, а не дурак ли он сам.

К чему такой экскурс? Дело в том, что «Сталинград» Фёдора Бондарчука - это некое среднее арифметическое двух упомянутых выше картин и, в некоторой степени, абсорбция всего опыта создания фильмов о ВОВ в нашей стране.

Со стороны крохотного советского плацдарма на западном берегу Волги «Сталинград» рассказывает историю горстки защитников дома, имеющего ключевое тактическое положение. В рядах красноармейцев и краснофлотцев оказывается 19-летняя девушка Катя - жительница одной из квартир. В перерывах между атаками немцев - то есть 90% экранного времени, ибо собственно войны в «Сталинграде» кот наплакал - наши бойцы сражаются между собой за её внимание. Со стороны оккупированной части города мы следим за капитаном (гауптманом) Вермахта, который разрывается между боевой задачей отбить здание и своей русской любовницей.

Надо отметить, что Бондарчук не стал второй раз наступать на те же грабли и не замахнулся на историчность. Напомню, что в 2005 году фильм «Девятая рота», посвящённый героической обороне советских десантников на высоте 3234, вызвал праведный гнев ветеранов Афганистана по отношению к режиссёру, который в годы той войны отслужил срочную службу в кавалерийском полку Таманской дивизии. Поэтому сюжет «Сталинграда» изначально не вызывает каких-либо ассоциаций ни с Домом Павлова, ни с именами каких-либо конкретных героев.

Но во многом другом Бондарчук остался верен себе. В первую очередь, это гламур. И «Девятая рота», и последующие две части «Обитаемого острова» были фильмами воистину очень гламурными. Где же нашлось место гламуру в развалинах Сталинграда? Да вот в шикарном макияже и эффектных укладках двух главных героинь, в полуразрушенных интерьерах, ещё в тысяче едва осязаемых мелочей, которые в своей совокупности создают терпкий и не слишком приятный привкус.

Различные косметические средства в виде, надо признать, гениальной работы со светом и светофильтрами вкупе с хорошими спецэффектами, увы, не смогли прикрыть тех паталогических явлений, которые свойственны не только Бондарчуку, но и нашему кино в целом, и которые предсказуемо вылезли в «Сталинграде» словно волдыри.

Это, во-первых, чудовищный кризис идей. Режиссёр придумывает героев, помещает их в декорации и после этого просто не знает, что с ними делать. Персонажи ни коим образом не раскрываются, не говоря уже о каком-либо развитии. Все их диалоги и монологи напрочь лишены смысла, превращаются в некий белый шум. Нет ни малейшей логики в каждом их действии и даже в каждом отдельно взятом движении (например, взять и выбросить своё оружие, ворвавшись в занятый противником дом). Серьёзнейшим образом усугубляет ситуацию непрофессиональная работа артистов и статистов (впрочем, германские актёры постарались на порядок лучше наших).

Из-за всего этого сюжет начинает страшно буксовать. Весь фильм превращается в одну большую завязку, и до самых финальных титров ты всё ждёшь, когда же кино начнётся. Два с лишним часа зритель смотрит на расставленные перед ним фигуры, и когда, наконец, белая пешка ходит е2-е4, надпись «Конец фильма» объявляет залу, что партия-то уже сыграна.

Во-вторых, хочется отметить общую аляповатость. Главным образом, это абсолютно бездарный монтаж и полная несвязность сцен между собой, что, в общем, стало настоящим бичом российского кино. Из-за непроработанного сценария, неудачной постановки и топорного монтажа в «Сталинграде» не только главные герои, но и целые взвода и роты перемещаются в пространстве совершенно волшебным образом. И кроме того, очевидное желание выжать максимум из построенных декораций вылилось в отсутствие внятной географии и нормального трёхмерного пространства. А ведь для картины, в которой, по сюжету, горстка смельчаков обороняет здание от атак извне, место действия само по себе имеет огромное значение. Фильм «Один дома» тому в подтверждение.

Возможно, в какой-то степени понимая недостатки собственной работы, Бондарчук прибегнул к опробованному средству - закадровому голосу. Как в своё время и в «Брестской крепости», закадровые разъяснения должны были скрепить части разваливающегося повествования, как железные кольца деревянную бочку. Но текст за кадром Бондарчук надиктовал сам, и стало ещё хуже.

Есть ли вообще за что похвалить бондарчуковский «Сталинград»? Что самое интересное, есть. Во-первых, он плох, но плох не в той чудовищной степени, в какой почти все современные российские фильмы о войне. Хотя это как в виде комплимента сказать девушке: «знаешь, а ты не так уж и уродлива». Во-вторых, увиденное на экране действо наглядно демонстрирует, что бюджет в 30 миллионов долларов был потрачен зря, но при этом хотя бы не был разворован. И, в-третьих, благодаря тому, что технической работой занялись очевидно талантливые люди, в фильме присутствует мощная атмосфера. Атмосфера отчуждённости и психоделики, нереальности происходящего. Удивительный случай: нет ни внятной истории, ни героев, нет, собственно, самого фильма, а вот атмосфера есть. Режиссёру, наверное, следовало уйти подальше в сторону сюрреализма - лучшей маскировки для собственной бездарности и не придумаешь.

Наконец, хочется высказать предположение, что хороший художественный фильм «Сталинградом» не назовут. Германский «Сталинград» Йозефа Вильсмайера 1992 года вроде бы начинает за здравие, да вот уже к середине скатывается в полную несуразицу. Одноимённый фильм Юрия Озерова 1989 года, перемонтированный в 1993 году в «Ангелы смерти», - и вовсе оказался сборищем самых невыносимых советских клише, совсем уж непригодным к просмотру. Пожалуй, все три «Сталинграда» находятся на примерно одном низком художественном уровне. Что характерно, в картине Вильсмайера Бондарчук многое почерпнул, а в ленте Озерова двадцать лет назад сыграл главную роль.

5 из 10

romazhigun

Престарелый российский МЧСник с голосом Бондарчука вытаскивает людей из-под обломков Фукусимы, в завале оказывается пятеро германских туристов, технику пока пускать нельзя, и беднягам остается надеяться да считать часы. Зов сквозь бетонные плиты подает нервничающая молодая немка, МЧСник тут же принимается ей рассказывать, как немцы с нашими воевали, желая вытеснить у пострадавшей страх настоящего стыдом за прошедшее. Для пущей интриги спасатель сообщает, мол, у него было пять отцов, все бились под Сталинградом, все защищали маму. А дальше флешбэк, родина, взрывы, наше привычное современное кино про Вторую мировую, на деле куда большая порнография, чем обычно.

По трейлеру было видно: Бондарчук решил опираться на стилистику Зака Снайдера со всеми характерными слоумо, прыжками и графикой - но только при просмотре стало понятно, от коллеги отечественный режиссер взял кое-что и на глубинном уровне. Как известно, фильмы Снайдера под личиной хватких экшенов прячут пенетрации и изнасилования, причем прячут, похоже, и от самого Снайдера, а Бондарчук пошел здесь даже дальше. Если «Запрещенный прием» в известной трактовке - вечный побег невинной героини от первого сексуального опыта (представленного всеми возможными аллегориями, от хирургического долото до извивающегося дракона), то «Сталинград» - это такая иллюстрация коллективного соития населения с собственной историей, от которого все давно устали. И дело даже не в этих двусмысленных переглядываниях солдат, когда в комнату заходит местная героиня Катя (первое же напоминает вступление к рядовой сцене Gang Bang) и не в шутках про множество отцов, глубинный, подсознательный вектор здешнего траха вообще не направлен на Катю, хотя она и играет немалую роль в непосредственной фаллосизации места действия. Нет, этот вектор направлен одновременно как наружу, так вовнутрь всего дома вообще.

Надо ли уточнять, структура местного сюжета, как структура любого фильма о Сталинградской битве - это оборона здания. Но здесь здание несет двойную функцию: фактическую, как, собственно, здание из стен и крыши, за которыми надо прятаться, и фрейдистскую - как что-то интимное, что необходимо сохранить от траха, и чем потом необходимо трахнуть других. Не только немцы пытаются всячески проникнуть в дом, а герои этого не допустить, как всеми силами не допускала проникновений в себя героиня «Запрещенного приема». Отнюдь, массовка советских солдат периодически высыпается на улицу едиными потоком и, словно сперматозоиды, опережая друг друга, они растекаются по обширной площади, выискивая жертву и проникая в нее, как проникали спартанцы в персов из «300». Затем, а порой и одновременно с этим, уже немцы стараются ворваться в здание и ряды советских солдат. Так что сам дом выступает основным половым символом, и фаллическим (из-под его власти накрашенная героиня Катя не желает освобождаться ни под каким предлогом, причем старается быть в этом символе как можно выше, несмотря на опасность), и ромбическим одновременно (с точки зрения линии нацистов - проникновение остается главной целью даже тогда, когда они понимают, что в них самих оттуда кто-то активно проникает - и мы имеем дело с целым сексуальным мифом - условный нацист считает, что за успешным совокуплением последует Индия с шестирукими путанами и несметными оргазмами, что покорив жертву сексуально однажды, он будет получать все, о чем мечтает, постоянно). Все трахают всех, до поры это сохраняет некий задор, потом внезапно процесс участникам опостылевает, и в этом главное отличие от трахов у Снайдера, которые сохраняют пыл до финала - здесь вся вторая половина состоит из ленивых телодвижений, не менее лениво прикрытых снотворными битвами.

Это, в общем-то, объясняет несуразности «Сталинграда», например, упорное нежелание уничтожить дом дистанционно - на войне такое выглядит идиотизмом, но при грубом сношении уничтожение со стороны не имеет никакого доминантного значения, только изнутри, только проникнув в запретное. Или сознательный отказ от артиллерийской стрельбы по фундаменту в пользу стрельбы по верхним этажам - тоже небесспорное решение в условиях показанной реальности - прекрасно объясняется с точки зрения реальности скрытой: немцы хотят обрубить фаллическому дому верхушку (место, куда так стремится Катя), чтобы больше никто их не трахал. Не раз постановку укоряли вопросом, мол, отчего снайпер не меняет позицию, как положено снайперу, однако все элементарно - немцы просто не простреливают имеющуюся, и вопрос следует ставить иначе: почему немцы этого не делают? Правильно, они чертовски устали от групповухи, устали инфильтрировать, как никогда не уставали у Снайдера, для галочки нацисты дают очередь-другую, но не больше. Как и снайпер, они бессильны от того, что должны постоянно пытаться куда-то проникнуть, нацисты бессильны, советские солдаты бессильны, бессилен зритель, бессильны либералы, коммунисты и историки, но каждый год под трагичные аккорды их заставляют снова и снова участвовать в одной и той же порнухе.

euro-banan

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

автолюбительххх
От пользователя автолюбительххх:
не буду много писать скажу только одно ФЕДОР ты утер нос всем пендосам и всем остальным во всем мире сняв этот фильм . УРА наши научились снимать фильмы лучше америкосов. всем советую посмотреть фильм как сюжет и как спец эффекты на высшем уровне
21:02 / 20.03.2015
Andykeyn
От пользователя Andykeyn:
Жалко конечно немецкого офицера и его блондинистую подругу. Кстати лучше всех сыграл именно офицер, а наши актеры птьфу птьфу никогда не научатся играть как надо. Актерское мастерство на двоечку, немец хоть немного помог, вытянул на 3 и то ладно ну и спецэфекты вроде как на 4 с большой натяжкой. Фильм не зацепил. Не умеют наши кино делать и ни кода не научаться. Не сравнить фильм “СТАЛИНГРАД” и хотя бы старенький американский “ СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙНА” небо и земля.
22:56 / 15.02.2014
runis
От пользователя runis:
Нет фона самого драматического сражения!!!Напоминает Брестскую крепость,но слабее.Не дотягивает и не оправдывает свое название.Хорошо снятый набор штампов.И песня Цоя в конце по моему неуместна,при всем моем к нему уважении….Вообщем смотрибельно,но далеко не шедеврально,скорее коммерческо. От меня 4 за качественную игру актёров,декорации.
02:49 / 20.12.2013
The pirr
От пользователя The pirr:
Отлично!!! Очень хорошо снят.
23:36 / 30.11.2013
Зимина Надежда
От пользователя Зимина Надежда:
добрый вечер! приятно посмотреть отечественный фильм о войне, на которую ушел воевать семнадцатилетним мальчишкой мой отец, и вышел из нее победителем и дал мне жизнь. Научил быть ЧЕЛОВЕКОМ! Спасибо всем создателям фильма и особенно Федору! с благодарностью!
20:34 / 30.11.2013
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.