Сорок первый

Сорок первый
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 15 Октябрь 1956
Продолжительность: 1:33
Просмотрели: 184

Годы гражданской войны. По белым пескам Средней Азии движется отряд красноармейцев. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, когда они один на один останутся в пространстве песка, неба, моря и сложных чувств…

  • Экранизация по произведению: Борис Лавренев
  • Изначально на главные роли планировались Екатерина Савинова и Юрий Яковлев.
  • На роль Говорухи-Отрока также пробовались Леонид Марков и Иннокентий Смоктуновский.
  • На роль Марютки также пробовались Руфина Нифонтова и Светлана Харитонова.


Каннский кинофестиваль, 1957 год
Победитель: Специальная награда
Номинации: Золотая пальмовая ветвь

 

По среднеазиатским пескам, с боями, к Аральскому морю пробиваются красноармейцы. Среди жестких и огрубевших бойцов комиссара Евсюкова - единственная девушка, пишущая стихи и мечтающая о счастливой жизни, меткий стрелок Марютка. На ее счету 40 убитых врагов революции. Сорок первым должен был стать поручик Говоруха-Отрок, взятый в плен в последнем бою. Марютке и нескольким красноармейцам поручено морем доставить офицера в штаб, однако во время шторма бойцы погибают, а девушка и поручик выброшены на безлюдный остров. Вынужденные помогать друг другу, они неожиданно влюбляются. Но их счастье длится недолго: к острову приближается лодка с белогвардейцами...
© Fast-Torrent.ru

Чухрай нарушает русскую пословицу о «первом блине».

Вот это, да! Не ожидала я «найти» такое кино у нас в середине 50-х. Да еще к тому же это первая (!) режиссерская работа Г. Чухрая.

Как захватывающе, здорово, на одном дыхании смотрится этот фильм. Насколько интересно и естественно он смотрится и сейчас! Первое, на что обращаешь внимание, это - отличная игра актеров. Пара Олега Стриженова и Изольды Извицкой - это выше похвал, они как будто были рождены своими героями, а не играли их. Очень точно дополняя друг друга, у них получаются крайне живые, во многом, казалось бы, противоположные образы, но в то же время, и тот и другой столь притягательны.

Конечно, такую долгую жизнь этой ленте обеспечивают далеко не только работы этих двух актеров, Николая Крючкова и других. Но ключевая особенность фильма, наверное, заключается в необычном, новаторском и рискованном отчасти (в то время) взгляде Г. Чухрая на этот сюжет и героев. Задумать в начале 50-х показать поручика белой армии не одним из представителей сплошь прогнившего, недостойного, подлого общества приверженцев царской России, а... показать его человеком, наделенным достоинствами, с моральными принципами и, в целом, по-человечески скорее привлекательным - это было, мягко говоря, нехарактерно для того периода. Но Чухрай знает, о чем говорит, т. к. он (герой ВОВ) понимал каким может быть враг не понаслышке.

Далее, хочется сказать о Сергее Урусевском. Несмотря ни на что, как оператор он сделал здесь отличную работу. Особенно первую часть фильма я просто любовалась красотой кадра. После этого просмотра интересно увидеть работы Урусевского-художника.

И, наконец, в этом фильме просто красивая (но непривычная) натура: природа, пески, пустыня. Понравились съемки внутри казахского поселения, костюмы, хороший подбор актеров 2-го, 3-го планов и массовки.

Недостатки... единственное, что сейчас может быть воспринято кем-то как странное в этом фильме, это иногда местами проскальзывающие несколько наивные нотки, касающиеся взглядов «красной» Марютки. Но. Что главное, Чухрай не делает «политический» фильм в угоду кому-то или ленту, наполненную «нужной» идеологией. Он создает живое полотно о людях. И поэтому его интересно смотреть и сейчас. К тому же, не стоит забывать, что «Сорок первый» задумывался еще в 55-м году, т. е. до ХХ-го съезда. Поэтому подобное может быть простительно.

Так что, этот фильм стоит посмотреть. Девушкам: взгляд Стриженова в этом фильме, по моему мнению, стоит Паттинсона, Питта и подобных вместе взятых, приятного просмотра.

9 из 10

vadelma

Сразу оговорюсь, что сравнивать эту картину и аналогичную 1927 мне очень сложно, хотя видел обе, но более старую уже довольно давно, а потому слегка подзабылось. Освежить же память - проблема, ибо найти наше старое кино становится всё сложнее и сложнее, а уж такое древнее (1927) и вовсе... Но не о том фильме сейчас речь.

Чухрай сотворил маленькое чудо. Причём чудо это было возможно, пожалуй, только тогда. Ибо до того времени если белый - то сволочь, гад и негодяй, а если красный - то образец в труде и в бою. Сейчас такой фильм тоже не снимешь, ибо красные и белые поменялись местами. На мой взгляд, это означает, что для многих людей гражданская война не закончилась. Просто одни лишний раз хотят напомнить кто победил, другие же пытаются реабилитироваться, вот только эта реабилитация смахивает на реваншизм.

Но не буду углубляться во всю эту политическую галиматью. К этому, кстати, призывает этот фильм. Если приглядеться, то можно увидеть, что в фильме нет положительных героев. И вообще фильм очень чётко даёт понять, что в любой гражданской войне участвуют не две, а четыре стороны. Условно левые, правые, мирное население и природа. При этом, пока левые и правые решают свои дела - страдает мирное население. Как о тех, так и от других. И только природа доказывает, что человек с любой из враждующих сторон - юнит. Безликая единица, которая природе безразлична. Всё равно кого топить в море или жарить в песках.

Обстоятельства складываются так, что одной красной и одному белому даётся великолепнейший шанс забыть обо всех этих бредовых делах и почувствовать себя людьми. И в какой-то момент это даже удаётся. Оператор просто-таки творит чудеса своими символами. Приглядитесь, например, к наложению огня маленького костра на большое море. Здесь можно столько параллелей провести, любой чертёжник с геометром обзавидуется. Итак - люди получили шанс. Они им даже воспользовались. Но вот появляется внешний фактор... Какая разница белые или красные. И всё. Трагедия неизбежна. Ну, появились бы красные и чего. Они бы свадьбу, что ли, сыграли? Да сами бы расстреляли или там повесили.

В итоге получилось кино, где если бы и думали над слоганом, то скорее всего он бы звучал примерно так «Выхода нет...». Нужны были слишком серьёзные изменения внутри каждого участника драмы, для хэппи-энда, но увы ни тот, ни другой на это способны не были.

Если люди, которые утверждают, что фильм получился излишне эмоционален, что много было воздействия на чувство. Может быть. Вот только муза и пушки штуки между собой несовместимые. Когда говорят одни, то другие молчат.

Фильм получился необычайно мощным. Он такой, что после его просмотра я вот уже с неделю хожу под впечатлением и только сейчас решил написать рецензию. А знаете почему, потому что здесь полтора часа правды, а правда, она очень сильна. Особенно когда не разбавлена, не концентрирована, не идентична натуральной. Не удивлюсь, если взращенные на современном гламуре, или, напротив, на соцреализме этот фильм либо не смогут осилить, или осилят, но не полностью.

Если брать гражданскую войну, то этот фильм лучший. А остальное писать ни к чему. Лучше один раз увидеть, чем прочитать произвольное количество рецензий.

EnotSty

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN ivi YouTube

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.