Смысл жизни по Монти Пайтону / The Meaning of Life

Смысл жизни по Монти Пайтону
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 31 Март 1983
Продолжительность: 1:47
Просмотрели: 625

Картина состоит из нескольких новелл, которые, по мнению их авторов, должны некоторым образом пролить свет на тот туманный вопрос, которым терзается любой из нас на разных этапах своего существования — «в чем смысл жизни?».

Трейлер Nº2

Трейлер

  • В отличие от двух предыдущих полнометражных фильмов («Монти Пайтон и Священный Грааль», «Житие Брайана по Монти Пайтону», 1975 и 1979 годы соответственно), в этой картине отсутствует единая сюжетная линия, что является своеобразным возвращением к первой полнометражной ленте от Монти Пайтон, «А теперь нечто совсем другое» (1971 год).
  • Это самая дорогостоящая кинопостановка труппы, бюджет картины 9 миллионов долларов. Сборы составили 18 059 552 долларов, что хоть и не являлось финансовым провалом, но явно не оправдывало ожидания инвесторов.
  • Терри Джонс в документальном фильме 2009 года Monty Python: Almost the Truth (The Lawyer's Cut) высказался, что поставленный в начало «Смысла жизни» фильм Гиллиама немного «просадил» последовавшую за ним первую главу картины, «Рождение», которая в итоге не вызвала такого смеха, как они рассчитывали. Однако в конечном счёте от такого решения выиграли обе ленты - и короткометражка Гиллиама, и «Смысла жизни» в целом, потому что фильм Гиллиама оказался великолепным.
  • Фильм фактически состоит из набора скетчей, в которых с фирменным «монтипайтоновским» юмором, густо замешенном на сатире и цинизме, обсуждаются темы, считающиеся общественностью спорными, откровенными или даже запретными: институт семьи, секс, высокая рождаемость в странах Третьего мира, религиозные вопросы, церковное образование, взгляд церкви на использование средств контрацепции, национальная нетерпимость и т. д.
  • В Ирландии фильм был запрещён к показу во время его премьеры (точно так же, как предыдущий «Житие Брайана по Монти Пайтону»), но позднее всё же был выпущен на видео с возрастным ограничением до 15 лет.
  • В Великобритании фильм вышел в прокат с возрастным ограничением до 18 лет, но при переиздании в 2000 году возрастной порог был опущен до 15 лет.
  • Режиссёрский вариант 2003 года имеет хронометраж 112 минут.


Британская академия, 1984 год
Номинации: Лучшая песня - «Every Sperm Is Sacred»


Каннский кинофестиваль, 1983 год
Победитель: Большой приз жюри
Номинации: Золотая пальмовая ветвь

 

Комедия абсурда, поставленная очень известной на рубеже 70-80-х годов английской телевизионной командой Монти Пайтон. Картина состоит из нескольких новелл, которые, по мнению их авторов, должны некоторым образом пролить свет на тот туманный вопрос, которым терзается любой из нас на разных этапах своего существования - в чем смысл жизни? Квинтессенция Монти Пайтона. Гениальный фильм. Обязателен для просмотра и пересмотра. Людям, не понимающим английского юмора, лучше даже не пытаться смотреть.

The Universal

Что только «Монти Пайтон» не вытворяли за свою творческую жизнь. Сначала занимались, наверное, самой spam британской и spam умной spam ерундой, которую вообще можно себе представить, потом пробежались стаей одичалых кроликов по рыцарям того-самого необеденного стола, распяли бедолагу Брайана, натворили много чего по одиночке, ну а в 1983, видимо поддавшись британской тенденции, начали искать смысл жизни. Нет, не так. ...Смысл Жизни.

Вообще «Жизнь» по Монти Пайтонам, даже не доходя до ее «Смысла», очень причудлива и абсурдна. Здесь говорящие рыбы, неожиданные сюрреалистические вставки и тотальная гипербола всего, чего только можно, соседствуют с переворачиванием и выворачиванием повседневных ситуаций, абсурдизацией обывательщины и вечной подоплекой - в каждом слове, в каждой шутке. Досталось всем: ирландцам, церкви, образованию, армии, раю, аду - по большому счету, всей человеческой натуре. Контраст и гротеск тут превалируют над любыми другими приемами. Если люди - то невероятно огромные или невероятно худые, если поступки - то либо слишком осмысленные, либо безумно глупые. Католики, протестанты, евреи, англичане, смех над грустным и серьезность в несерьезности. Такой вот «смысл», такая модерн лайф.

Главное «оружие» Пайтонов в их изысканиях - безусловно, сатира. Другими словами, все это было бы очень грустно, когда бы не было так смешно: шестерка поднимает и затем высмеивает очень актуальные проблемы в многих отраслях британской жизни. Стереотипические школы для прилежных мальчиков и девочек здесь обращаются похабщиной и глупостью: и новости буквально вчера нам это подтвердили. Армия вечно марширует по плацу, а пропасть между офицерами и солдатами - огромна. Что-то напоминает. Тем не менее, вряд ли «Смысл Жизни» задумывался как провокационное заявление о британском обществе и человеческой натуре - это скорее побочное. Пайтоны веселятся, поют, выливают ведра с рвотой друг другу на голову, вырезают печень, отрезают ноги. Безудержный fun на шестерых... ну и что-то о высоких материях.

Что же неизменно у старины Монти, так это постоянные заигрывания с формой, с уже установившимися клише и основами кино. К примеру, ровно в середине фильма, переодетый телевизионной британской леди Майкл Пэлин пригласит вас в «Середину Фильма», а в конце фильма в его «Конец». Такое у труппы было и раньше - внезапный антракт в конце «Священного Грааля», гиллиамовские полубезумные анимационные (теперь и не только) переходы, связанные с общей канвой лишь условно... Вроде уже о смысле жизни, а им все игрушки.

По большому счету, очень многое из творчества Пайтонов относится к ответу на извечные философские вопросы. Раздражение людей как жизненная цель, «Всегда смотри на светлую сторону» как принцип. В этом они были правы, life sometimes is shit (when you look at it), но в чем же все-таки этой жизни смысл? На этот действительно дурацкий вопрос за четыре года до фильма уже емко и метко ответил еще один британец: «42». Ну а что: какой вопрос, такой и ответ.

КД

«Мы постарались оскорбить чувства абсолютно всех зрителей этого фильма»

Монти Пайтон

 

В 1983 году вышел последний фильм абсурдистской комик-труппы Монти Пайтон - «Смысл жизни». Картина представляет собой мюзикл, поделенный на несколько скетчей, структурно не связанных друг с другом. Новеллы охватывают всю жизнь человека, с рождения до смерти. Служба в армии, участие в войне, религия и сексуальная жизнь - все темы подняты в полный рост и с огромным удовольствием растоптаны. «Смысл жизни» - самый дорогой проект британцев (9 млн. долларов). Чтобы убедить продюсеров из компании «Universal» вложить деньги, Пайтоны совершили очень необычный поступок, написав стихотворение про бюджет, съемки и сюжет фильма.

В начале картины использована легко узнаваемая авторская анимация. Сопровождает запоминающийся видеоряд остроумная песенка о поисках смысла жизни. Отдельные кадры заставки вызывают четкую аналогию со знаменитой «Стеной» Алана Паркера, основанной на легендарном альбоме Pink Floyd. Отсюда также оттолкнется позднее Терри Гиллиам, используя многолетние наработки при создании своей «Бразилии», а Джон Клиз в «Рыбке по имени Ванда».

Что-то говорить цельное о самом фильме достаточно нелегко. Тонкие шутки, в которых пародируются фильмы Ингмара Бергмана («Седьмая печать») и Луиса Бунюэля («Скромное обаяние буржуазии»), чередуются в скетчах с так называемым «туалетным» юмором, столь нелюбимым некоторыми эстетами. Но Пайтоны никогда для последних и не работали, их категория зрителей несколько иная. Разделим повествование по принципу жизненных этапов человека, как и поступили хитрые юмористы.

Итак, первое - «Чудо рождения». Комики не испытывают священного пиетета к данному таинству. Врачи, принимающие роды напоминают жизнерадостных дебилов из черноюморных, как уголь анекдотов. Ребенок для них как кусок мяса, а пациентка дура, которой можно наплести с три короба. Пайтоновцы с удивительной проницательностью предвосхищают современный бум по съемке на видеокамеры непосредственно самого процесса родов, спекулируя над тем, что казалось в свое время интимным, предназначаясь для узкого круга лиц. Только не надо тревожиться и обвинять комик-труппу в бессердечности. Их юмор во многом сюрреалистичен, хотя местами довольно грубоват.

Второе. Один из лучших скетчей «Смысла жизни». На этот раз объектом высмеивания стало ханжество католической и протестантской церквей. Подхватив мотивы своего же фильма - «Жизни Брайана», британцы в открытую насмехаются над католическими догматами в области секса и запрета на использование контрацептивов. Комики паразитируют на тайных страхах церковников, кои спят и видят, чтобы католичество как можно быстрее расширило свой ареал влияния и потеснило настырных мусульман. Навязчивая идея крестовых походов за веру так и осталась в головах католиков. Этот факт усиливается британскими слабыми колониальными потугами, что в итоге приводит к превращению бывшей владычицы морей в один из филиалов третьего мира. Современную ситуацию в Великобритании комики предсказали достаточно точно. При этом достается по шапке и протестантам. Развращенные в своем гедонизме, протестанты вообще позабыли об истинном предназначении человека, озвученным Богом, при этом, не пользуясь мнимыми успехами своей церкви. Комик-труппа со вкусом поиздевалась над всем этим в песне - «Свят любой сперматозоид», вкупе с танцевальным номером доводя до любимого абсурда сложившуюся ситуацию.

Учеба. Далее достается на орехи британской средней школе. В данном скетче присутствуют, пожалуй, самые смелые шутки фильма. Пайтоны нагло препарируют систему полового воспитания. Отринув Библию и сказки об аисте и капусте, комики бесстыдно разрушают еще одно интимное таинство. Секс преподается как нечто опостылевшее и лишенное смысла. Учитывая, что в романах Джейн Остин про секс упоминалось вскользь, а аристократки занимались им 8 раз в год, комик-группа видит современность через прошлое, вооружившись телескопом с кривым зеркалом. Ненатуральные в своих чувствах английские пары среднего класса, превратили секс в ненужный и отживший свое атавизм. Неся свою невежественность и глупость следующим поколениям. Причем самым наглядным способом. Поэтому накопившаяся энергия находит свой выход... правильно, в войне (или как четко подмечают комики - во внутривидовой борьбе или драке с ближними). Англичане всегда гордились своей победоносной армией, склонившей к ногам империи полмира.

Война стала для многих британцев своеобразным смыслом жизни (некоторые проводили в походах всю жизнь). Поэтому и объект для пародии труппа выбирает самый верный - конфликт с зулусами, коему в британском кинематографе посвящено множество ура-патриотических эпиков. Сама суть верно ухвачена. За множество убитых врагов на чужбине можно получить медаль, а на родине за такое грозила виселица. Куча раненных и убитых лежит на поле боя, а офицеры бродят в поисках похищенной в Африке тигром ноги товарища. Да-да, сюрреализм и абсурд. Пайтоны видят в массовой смерти развлечение, сбивая недюжинный градус пафоса героического наследия Британии.

Те, кто не сгорел в горнилах войн, дожили до среднего возраста. Только у Монти Пайтонов это простые обыватели, не разбирающиеся не только в смысле жизни, но и вообще мало в чем. Сама обывательская суть остроумно осмеяна в разговоре супружеской пары о философских дилеммах. Копаясь в своих маленьких мирках, они могут быть легко обмануты теми, кто более искушен в вопросах жизни. И снова на выручку приходит песня и анимация. Опять же достается по полной Библии, на этот раз объектом шутки становится легенда о непорочном зачатии. От души создатели фильма наподдают экзистенциальной рефлексии человечества после разрушительной Второй мировой войны и философским школам все более ее усиливающей.

Стремительно проскочив осень жизни, а попутно и виртуозные ссылки на картины Бунюэля, мы неотвратимо движемся к концу. Перефразировав бергмановскую беседу рыцаря и смерти, пайтоновцы выдают катарсис всей ханжеской обывательщины. Священный трепет перед костлявой постепенно сменяется откровенным насмехательством и непониманием всей важности момента. Аристократия даже на тот свет отправляется, захватив земные ценности. Душа умирает в таких людях еще до рождения. Однако комики снова остроумно обыгрывают ситуацию, лишая серьезную бергмановскую проблематику всей философской начинки.

Как же завершить все то безобразие, что творилось на экране в течение полутора часов? Разумеется, тем, с чего все началось. Все происходящее достигнет своего фарсового апогея. Британцы добились своей цели, заключенной в публичном эпатаже и оскорблении чувств некоторых зрителей (наверное, тех, у кого напрочь отсутствует чувство юмора), создав неоспоримую классику жанра, ни на грамм не устаревшую со временем. Когда вы поймете, что британские юмористы изначально не ставили перед собой цели донести до зрителя, в чем же в их понимании заключен сам смысл жизни, то все увиденное удачно сложится в единую картину восприятия. В их ленте нет смысла, как нет его в жизни как таковой. Ее просто надо прожить с юмором. Это будет видно по последним титрам, когда классическая заставка шоу Монти Пайтонов вместе с телевизором растворится в космосе под песню о том, что мы всего лишь ничтожества перед лицом бесконечной Вселенной с ее мириадами звезд.

ungodly

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.