Слон / Elephant

Слон
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 17 Март 2003
Режиссёр: Гас Ван Сент
Продолжительность: 01:21
Просмотрели: 46

Чудесный осенний день. По пути на занятия Илай фотографирует парочку панков. Нейт заканчивает футбольную тренировку и собирается позавтракать со своей подругой Кэрри. В школьном офисе Джон оставляет ключи от отцовской машины своему брату. Бриттани, Джордан и Николь сплетничают в кафетерии... Обычный школьный день, которому было суждено превратиться в вакханалию смерти.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

  • В фильме снимались непрофессиональные актеры.
  • Название фильма перекликается с американской поговоркой: «Это всегда неожиданно, если слон вламывается в ваш дом».
  • Фильм является второй частью в трилогии Джерри/Слон/Последние дни.
  • Съемки картины начались 23-го октября 2002 года в средней школе Джона Адамса в Портленде (штат Орегон), а закончились в начале 2003 года.
  • Названием фильма Ван Сент отдает дань одноименному фильму Алана Кларка 1989-го года, рассказывающего о группировках и насилии в Северной Ирландии. Картины схожи как минималистичным стилем съемок, так и общей идеей «слона в комнате» относительно общественного безразличия.
  • Английская идиома «слон в комнате» (встречающаяся так же как «слон в углу», «слон на кофейном столике» и т. п.) употребляется в случаях игнорирования очевидной истины. Она основывается на том, что невозможно и глупо делать вид, что вы не заметили целого слона посреди комнаты. Таким образом название фильма отсылает нас к обществу, делающему вид, что не замечает существующей проблемы.

 

Кинопремия «Independent Spirit Awards 2004»
Номинации:
Лучшая операторская работа
Лучшая режиссура - Гас Ван Сент

Кинопремия «Сезар 2004»
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке

Кинопремия «Bodil Awards 2005»
Номинации: Лучший американский фильм

Кинофестиваль «56-й Каннский кинофестиваль 2003»
Победитель в номинации:
Золотая пальмовая ветвь
Лучший режиссер
Приз Французской системы национального образования

 

Осколки зеркала

Если зеркало разбито, то, что же тогда отражают его осколки?

Ингмар Бергман

В 2003 году вторая картина из трилогии смерти Гаса ван Сента «Слон» получила золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Споров вокруг правильности выбора жюри было немало. «Слона» обвиняли в конъюнктурности, в простейшей констатации того, о чем вещают с телеэкранов в новостях. Копий вокруг картины сломали немало. Фильм, как и вино, с годами становится качественнее или превращается в уксус. «Слон» - классический пример первого случая, с годами доказавший прозорливость каннского жюри. Ван Сент загадал зрителю загадку, на которую появилось множество ответов, но так и не найдено единственно верного. Попробуем разобраться, что к чему. Представим, что картина режиссера - зеркало и разобьем его на несколько осколков. Осколки получатся разного размера, и оно неудивительно, так как размер напрямую зависит от числа сторонников той или иной трактовки кинотекста.

Итак, осколок первый, самый большой и самая на первый взгляд очевидная интерпретация текста.

Фильм ван Сента очевидный и своевременный ответ на печальные события Колумбайна. Два школьника с оружием, перестрелявшие кучу народа из-за обиды на одноклассников. Режиссер вскользь очерчивает причины такого поступка. Однако данные границы настолько зыбки, что приходится сделать вывод, что истинная причина заключена несколько глубже, чем многим показалось. Непонятость подростков и неприятие их в среде сверстников - слишком расплывчатые мотивы для данной версии. Нужна еще одна зацепка, чтобы концепция приобрела более стройный и логичный вид. Поэтому...

... Осколок второй, чуть поменьше, интерпретация, имеющая также много сторонников и более логичная на взгляд зрителей.

Лента временами отчетливо напоминает компьютерную игру. Ван Сент долгим кадром показывает экран компьютера, где один из подростков самозабвенно расстреливает безоружных людей. Камера режиссера на протяжении всего фильма неотступно следует за персонажами действия, а когда начинается финальная заваруха - действие нисколько не отличается от банального компьютерного шутера в режиме бога, где тебе не могут оказать никакого сопротивления.

Оба варианта встречаются у рецензентов в текстах довольно часто и на это есть определенные причины. Во многих случаях они даже пересекаются и образуют неделимое восприятие картины. Название ленты - «Слон» также получает трактовку. Подростки, вступающие в период половой зрелости, находятся под большим психологическим прессом. Если у тебя внешность отличается от других, ты не входишь в тусовки или просто мыслишь иначе, то есть большой риск превратится в изгоя, над которым издевается все кому не лень. Поэтому подростки разбиваются на своеобразные группы по интересам и статусу.

Характерен один эпизод, когда камера плавным кругом обводит лица группы подростков, спорящих о природе гомосексуализма. К этому эпизоду очень крепко цепляется сцена в душе - первый поцелуй подростков, затеявших массовое убийство. Режиссеры-гомосексуалисты очень тонко чувствуют одиночество, многие их картины наполнены пронзительностью и безысходностью. Природа одиночества одинакова для всех. Отторгнутые массой ребята познают простые вещи сами, в доступных им рамках. Их обида готова выплеснуться на всех - на правых и виноватых. В этом свете и обыгрывается название картины. Вообще, по натуре слон достаточно пугливое животное, но если он рассержен и в группе, обидчикам не поздоровится. Слоны также по натуре злопамятны и могут носить обиду долгие годы. Одна из главных проблем сегодняшнего общества - в одиночестве большинства его составляющих.

Одиночество еще более усиливается из-за непонимания, неумения наладить хоть какой-никакой диалог. Уйти от всего этого частично помогают компьютерные игры - в основном, кровавые стрелялки. Подростки, еще не умеющие отличать вымысел от правды, больше всего подвержены пагубной привычке. Доступность оружия, в частности в Америке приводит к плачевным последствиям. Круг замкнулся. На этом анализ картины можно было бы, и закончить, но...

... Осколок третий. Киноведческий.

Если внимательно всмотреться в минималистическую манеру повествования, вроде бы лишенную особых изысков, то можно заметить, что ван Сент целыми кусками цитирует «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони. Парень-фотограф есть прямая отсылка к фильму. Но на этом режиссер не останавливается и как когда-то Михаэль Ханеке в своих оригинальных «Забавных играх», нелицеприятно высказывается о целом жанровом пласте американских и европейских фильмов, в которых насилие стало обыденностью. Где людей убивают пачками, различными методами, не испытывая сожаления. Где режиссеры соревнуются между собой в изощренности, где теряется сам мотив. Герои ван Сента убивают без сожаления, рука при нажатии курка не дрожит, гора трупов становится все выше и выше. И если можно без причины устраивать кровавую бойню, то почему не назвать картину, например «Слон»? Без видимых на то оснований? Просто, дабы усилить диссонанс.

И наконец, осколок четвертый... Самая неординарное и странное объяснение из всех вышеперечисленных... В английском языке есть устойчивое выражение «God is nowhere». По структуре оно напоминает нашу фразу - «Казнить нельзя помиловать». От постановки запятой смысл фразы может измениться кардинальным образом. Также и здесь. Если разделить фразу, то получится - «God is now here». В первом случае дословно получается - «Бога здесь нет», во втором - «Бог есть здесь и сейчас». Что выбрал ван Сент? Если Бога уже нет давно с нами, то все вроде понятно. Иначе бы он не допустил зловещей расправы. Или Бог есть, но почему тогда посмотрел на все происходящее сквозь пальцы?

Большинство американцев, в разной степени, чтут Библию, даже знают некоторые отрывки из нее наизусть. И они знают, что Господь, особенно в Ветхом завете любил карать грешников различными способами, отличавшиеся творческим разнообразием. Сам он оставался без наказания и действовал в основном через посредников. Это очень тонко подметил Кевин Смит в своей «Догме».

Бог иногда оставлял в живых людей с наиболее чистой совестью. У ван Сента самым первым спасается паренек в желтой майке, не успевший еще толком нагрешить. По воле случая не попавший в самое пекло. Только режиссер немилостен к нему. Парень становится своеобразной вещей Кассандрой, умевшей предсказывать различные бедствия, но никто из окружающих к советам прорицательницы не прислушивался. У Бога есть план и никто не нарушит его. Или все это лишь воля прихотливого случая и спасение - чистое везение?

После «Слона» вышло немало картин, вдоволь эксплуатирующих тему подросткового насилия. Сама жизнь постоянно подбрасывала все новые материалы. Недавно в прокате прогремела картина эстонского режиссера Ильмара Раага - «Класс». Ее прекрасно встретили в Каннах, фильм собрал хорошую прессу, понравился широкой публике. Только «Класс» оказался обычной конъюнктурой, напрочь лишенной ван сентовских подтекстов, ирреальности и экзистенциализма. «Классу» только предстоит доказать свою состоятельность, «Слону» этого уже не надо. Он, как настоящее марочное вино, попробовав которое, каждый зритель найдет свою вкусовую гамму. Или как бергмановское зеркало, и если его заново разбить, то осколков может получиться гораздо больше.

ungodly

Слон

- Ну что сегодня все умрут?
- Я никогда не целовался, а ты?


Непонятный и неоднозначный фильм. После просмотра фильма находишься в полном недоумении. Что же хотел этим фильмом сказать режиссер? Показать проблемы американских школ или проблему «одиночества в толпе», когда вроде бы, как и находишься среди людей, но никто тебя не понимает.

Сюжета как такого в фильме нет. Один день из жизни обычной американской школы, с набором обычных персонажей: смазливые девчонки с постоянными разговорами о шмотках и парнях, крутой парень, играющий в местной футбольной команде, чудак с фотокамерой, чернокожий, азиат, бездушные учителя, странная девчонка в очках, несколько неудачников. В общем, полный комплект для какого-нибудь «Американского пирога».

Но что-то здесь не так. Не так как должно быть в комедии. Да и не комедия это вообще. Классическая музыка вначале фильма настораживает. Что-то должно обязательно произойти. Штучные пейзажи, штучные персонажи. Странный урок, где учат, как вычислить в толпе гомосексуалиста. Урок физики и странный парень с потухшим взглядом на последней парте - объект насмешек всего класса. Кто-то опаздывает на уроки и его вызывают к директору. Немая сцена в его кабинете.

Все происходит очень плавно, но от этого менее тревожно не становиться. Заметно лишь работа оператора, умело разыгрывающего одну и ту же сцену с разных ракурсов. Все актеры не профессионалы и играют с застывшими выражениями лица. Как в компьютерной игре. Потом не менее сцена дома. Компьютерный шутер под музыку Бетховена. Ноутбук, Интернет - магазин по продаже оружия, первая посылка, сцена в душе, план операции, поездка в школу...

И тут происходит кульминация всего повествования. Все обыденно, как в компьютерной игре, причем не самого лучшего качества. Но от этого еще более жутко. Никаких криков о помощи, никакой жалости, никакой полиции. Легко ли убить человека? Когда ты на грани то да, легче чем пройти очередной уровень в игре, легче, чем сыграть партию на пианино.

Фильм «Слон» и Гас Ван Сент - триумфаторы Каннского фестиваля, получившие признание суровых критиков и неоднозначное отношение зрителей. Даже к какому-то жанру фильм тяжело причислить, не то, что оценки ставить. Одно я знаю точно: фильм не похож ни на что другое, что я видел до этого.

Без оценки.

orange3005

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.