Самурай / Le samouraï

Самурай
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 25 Октябрь 1967
Продолжительность: 1:45
Просмотрели: 100

Жеф Кастелло — наемный убийца. Умный, опытный и хладнокровный профессионал, Кастелло считается лучшим в своем деле, поэтому, получив очередной контракт на устранение одного очень влиятельного человека, Жеф выполняет заказ без особых трудностей. Убийца не оставляет следов и даже устраивает себе поистине безукоризненное алиби.

Однако, неожиданно находится свидетель, который видел киллера в лицо. Комиссар полиции организует беспощадную охоту на убийцу. И заказчики преступления тоже становятся на путь преследования Кастелло. Теперь он как раненый тигр в джунглях вынужден защищаться.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

  • Фильм основан на романе Джоан МакЛауд «Ронин».
  • На 92 минуте фильма, в сцене где девушка преследует героя Алена Делона, можно увидеть на стене в метро афишу фильма «Несчастный случай» (1966).
  • Эпиграф к фильму: «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях».
  • Пустая канареечья клетка, которую зритель видит в самом начале фильма появляется в одном из эпизодов (встреча персонажей Делона и Мишеля Бон в подвале) фильма «Неукротимый» (1982) под музыкальную цитату - тему из «Самурая».
  • Андре Гарре приезжал на съемки фильма из больницы. Перед смертью он успел озвучить свою роль. Его реплика - «Предупреждаю, Джефф, это в последний раз» - кажется прощанием навсегда. Ответную реплику - «Согласен» - Делон адресовал уже мертвецу: его смена озвучания пришлась на день смерти Гарре.
  • Фильм открывается фразой из кодекса самураев о том, что одиночество самурая можно сравнить лишь с одиночеством тигра в джунглях. Эту фразу выдумал сам Жан-Пьер Мельвиль, причем к такой хитрости он прибегал не раз (например, в фильме «Красный круг» (1970) в титрах указывается буддистское изречение, придуманное Мельвилем).

Две версии одного мнения

Расширенная версия.

Взращенный на современном кино зритель, тот самый, что косится с опаской на любой фильм, чей год выпуска начинается с цифры 19, если и обратит свое внимание на «Самурая», то, обладая зависимостью от чужого мнения, возьмется прочитать рецензию-другую, от которых потребует стандартного наполнения и четкости авторской позиции. По обрывкам чьих-то мыслей он, сопоставляя их со своим мироощущением, встанет на путь принятия решения: а стоит ли фильм его драгоценного внимания, получит ли он нужные впечатления. Не найдя в тексте желаемой конкретики, подобный индивид, вероятно, смутится. Поймет ли он, что на подобное кино по лекалам не пишут? Разве что, если сам посмотрит.

Более того, в случае с «Самураем» как никогда уместным будет рискнуть познакомиться с картиной, избавив себя от какой-либо информации о сюжетной фабуле и ее развитии. Эффект, возможно, превысит все ожидания. Так или иначе, знать про место действия (Париж), имя заглавного героя (Жеф Костелло) и его деятельность (######) - лишним не будет. Впрочем, после появления на экране выдуманной режиссером Мельвилем цитаты из кодекса Бусидо, титра со временем и днем недели и вплоть до первых активных действий персонажа Делона позволить себе не догадываться, кто такой этот Жеф, и куда он себя направляет, - было бы большой роскошью в наш век превью и синопсисов. И как хотелось бы ее обрести, хотя бы на миг оказавшись в кинозале шестидесятых, например. Когда все представление о фильме зачастую ограничивалось названием и афишей. По крайней мере, тогда, думается, было значительно легче обеспечить себе информационную блокаду. Такую, чтобы распространялась не только на пролог истории, но и затрагивала основные сюжетные ходы, вплоть до внезапного финала. Мечтать не вредно.

Современный зритель непременно желает знать, «где сидит фазан», - кто снимается в фильме. Ален Делон, чей профиль смотрит на нас с постера, тут главный, но не единственный. Франсуа Перье, Натали Делон, Кати Розье - их знают не все, но после «Самурая» запомнят. Честно говоря, это фильм Делона. Эффектен в шляпе и без, невозмутим и расчетлив, его Жюф - из тех ролей, о которых пишут в киноэнциклопедиях.

Режиссура Жана-Пьера Мельвиля, операторская работа Анри Декэ и музыка Франсуа де Рубэ, хоть эти имена ничего и не скажут поколению «Темных рыцарей» и «Аватаров», достойны дежурного по форме, но неизмеримо значительно диссонирующего с их вкладом, упоминания. Расписать, как чрезвычайно стильно и в идеальном темпоритме все поставлено, разжевать в каких ракурсах работала камера и какие приемы были использованы, упомянуть, где и сколь подходяще звучала та или иная мелодия? Увольте! Это из категории неописуемого, как ни старайся.

Любознательный читатель попросит резюме, с закуской в виде доступного акцентирования на самых ярких деталях, наиболее значительных эпизодах. Уникумы привлекут критерии по типу «слезовыжимательности» и «мясоколбасности». «Самурай» такого не потерпит. Он предпочтет сохранить ореол таинственности до самого конца. Ему не нужны агитки «крутое кино о...» или «лучший фильм на тему...». Он, не являясь фильмом из категории неземных, где, например, все в ч/б, и подолгу ничего не происходит, или, наоборот, довлеет рваный монтаж, и герои не умолкают, тоже не лишен индивидуальности. Манера изложения нетороплива, но ключевые события свершаются в промежутках взмаха зрительских ресниц. Атмосфера Парижа чарует: предзакатные улицы, вагоны подземки, джаз-бары с джаз-бэндами. Автопарк и технические приспособления нет-нет да намекнут, что Париж-то далеко не вчерашний, но восприятию это не мешает. Ощущение безвременья словно перетекает с экрана. Состояние всепоглощающего сопереживания - следом.

Сокращенная версия.

«Самурай» Мельвиля с Делоном - то, что принято называть художественным произведением вне каких-либо рамок. Временных, национальных, жанровых. Гармония филигранно выверенного стиля, помноженная на холодную атмосферу экзистенциального одиночества и фатализма. Кинематографический срез чужой, насколько дикой, настолько же и манящей жизни, погрузив сознание в который, внезапно чувствуешь себя живым. Куда более живым, чем еще 105 минут тому назад.

ugar

«Фильм о шизофренике, снятый параноиком» - режиссер Жан-Пьер Мельвиль

«Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме одиночества тигра в джунглях. Может быть...»- вот каким титром открывается не только Мельвилевский фильм об одиночке, но и вся самурайская тематика в западном гангстерском кино. На самом деле таких слов в «Бусидо» нет - Мельвиль создал свой самурайский кодекс, облегчив задачу зрителя, по-восточному лаконично вложив в одну-единственную фразу весь смысл вселенной самурая.

Этот смысл, как и образ идеального убийцы, тема экзистенциального одиночества в мрачном, ночном городе, все-все это позже будет растаскано на цитаты господами Тарантино, Китано, Джармушем, с его «Псом-призраком» и Бессоном с «Леоном». Но сейчас такие истории про героев-одиночек не снимают, в них добавляют постмодернистский стеб или сентиментальность, маленьких девочек, оправдания и объяснения поступкам главного героя. Ведь современным западным людям такие истории про воинов, без психозов, без чувства вины, и ведомым только честью и обостренным чувством долга глубоко непонятны и чужды. А «Самурай» - это неразбавленный никакими сантиментами нуар, скупой на психологические подоплеки и мотивации, похожий на медитацию воина перед совершением ритуального самоубийства.

Образ идеальной вселенной волка-одиночки молчаливо отображенный на кинопленке - это два окна, как две пустые глазницы, комната с ободранными стенами, никаких лишних вещей и общество канарейки - больше нечего нет и не нужно. Минимализм во всем - от эмоций до аксессуаров. Мельвиль очень отстраненно выстраивает каждый кадр с геометричной четкостью перфекциониста. Без эмоций, как будто фотографирует реальность, чтобы вложить фото в полицейское досье и сдать в архив. Он бесстрастен, и именно это бесстрастие, оглушает зрителя. И холод в каждом голубовато-жемчужном кадре...

Мельвиль вообще очень меток - поразительна точность выбора исполнителя роли человека живущего в таком холодном мире. Ален Делон, человек с лицом мраморной статуи, похож здесь на мертвеца. Кто еще смог бы выдерживать такие паузы, без слов, без малейших изменений мимики и быть таким интересным, что хочется смотреть во все глаза, я не знаю. Кто вообще мог бы оживить героя, который мертв уже по определению? Ведь мы не знаем ни мыслей Джеффа, ни его прошлого, ни будущего - у воплощения смерти не может быть биографии, которую он будет рассказывать собеседникам в баре, он и в бары то ходит не за этим. Убивает он не из мести, не из садистского кайфа полюбоваться на мучения жертвы и даже деньги его не интересуют. Ему все равно и наверное люди с их маленькими мирками и жизнями его особо не интересуют. Не потому что он их презирает, нет, просто не интресуют, он стремится к абсолюту.

Почему он такой, нам опять же не объяснят, и этот ангел смерти останется недешифруемым иероглифом до конца. Тигр всегда полосатый, какие еще могут быть объяснения? Все что у него есть - это его ледяное молчание. Зачем нужны слова, если достаточно только жестов, превращенных в ритуалы? Надеть белые перчатки, запахнуть воротник плаща, элегантным жестом поправить шляпу, произнести привычные фразы и нажать курок - таков ритуал. Каждый шаг, каждый жест, цвет одежды в котором он выходит из дома, имеет свой вес и смысл.

Судя по тщательности воспроизведения эти действия ему повторять не в первой, это похоже на хождение кругами, на вращение барабана пистолета с одной пулей внутри. Умереть от пули может каждый, любая собака на это способна, но тигр, человек чести, придерживающийся единственно верной в его пустой вселенной линии красоты, превращает смерть в бессмысленный и шедеврально - красивый поступок, в произведение искусства.

Очень мужское кино - сухое, колючее, холодное и эстетически совершенно, в которое сложно влюбится, но которое сложно не досмотреть до конца. Хотя спросить, чем закончится эта история бессмысленно. Она закончилась еще тогда, в самом начале - когда на экране появилась цитата, якобы из бусидо, когда канарейка забилась в клетке, когда Джефф встретил в полутьме коридора посланницу Рока, темнокожую пианистку с большими глазами. Главный спойлер мелькает в самых безобидных сценах, но такие фильмы смотрят не ради неожиданных поворотов сюжета.

Несмотря на размеренный, медитативный ритм, режиссер Мельвиль умело нагоняет саспенс и держит в напряжении, даже если зритель знает цитату из настоящего бусидо «Смерть есть последний подвиг в доблестной жизни самурая». Все что можно прочитать сквозь череду стильных, красивых кадров - смерть прекрасна, немногословна и закономерна, как и сам Джефф Костелло, а все реки рано или поздно попадают в один океан.

Movie addict

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.