Саламандра / La salamandre

Саламандра
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 27 Октябрь 1971
Режиссёр: Ален Таннер
Продолжительность: 01:59:08
Просмотрели: 4

Хватаясь за случайный заработок, журналист Пьер готовит сценарий для телевидения, сюжетом которому должен служить реальный случай, произошедший не так давно - молодая девушка, некая Розмонда, обвинялась в попытке убийства своего дяди, но не нашлось достаточных улик. Пьер обращается за помощью к знакомому писателю Полю, и вместе они начинают раскручивать события. Романист и мечтатель Поль представляет персонаж в романтическом свете, Пьер же, более близкий к реальности, предпринимает попытку собрать факты и выяснить правду...

Трейлер (Youtube)

Берлинский кинофестиваль, 1971 год
Победитель: Премия Международной Католической организации в области кино - рекомендация (программа «Форум»)

Скинуть кожу

Швейцария. Страна вечного нейтралитета, буржуазный оазис, от спокойствия которого зависят десятки стран мира. Деловая провинция, мультиязычное гетто в самом центе старушки Европы, государство, заключившее само себя в некий обособленный мирок. Таковым является и кинематограф Швейцарии: эдакий отстранённый синематический пласт, долгие годы находившийся на государственном дотационном попечении и не выходивший на мировой рынок до конца третей четверти 20 века.

Ален Таннер - «человек, введший швейцарское кино в мировой культурный контекст», первый и главный режиссёр «страны сыра и часов». Получив кинематографическое образование в Англии, он вернётся на родину, чтобы вместе со своими соратниками - Клодом Горетта, Мишелем Суттером, Жан-Луи Руа и Жан-Жаком Лагранжем основать так называемую «Группу 5», местный аналог французской «новой волны». Фильмы этих пяти, а позже примкнувших к ним более молодых режиссёров, прорвут, наконец, условную национальную блокаду и выведут швейцарские ленты на арену европейских кинофорумов.

Фильм Таннера «Саламандра» - это экзистенциальный детектив-перевёртыш, с вывернутой наизнанку интригой. Разгадка даётся уже в первых кадрах ленты, а после идёт плавная деконструкция сюжетной завязки-развязки. Фотогеничность Бюль Ожье и естественная органика Жан-Люка Бидо и Жака Дени создают ощущение документального репортажа, также как и съёмка 16-мм камерой.

Саламандра - животное, которое не обжигается проходя сквозь огонь, так же и главная героиня фильма - Розмонда, меняя работу и любовников, остаётся на выходе всегда «с лёгкой улыбкой на устах». Особенно эффектны последние кадры ленты, где под «пинкфлойдообразный» саундтрек Патрика Мораза, Розмонда продирается сквозь толпу спешащих на рождественские распродажи мещан, в финале резко разворачиваясь к зрителю и «ослепляя» камеру оператора открытой детской улыбкой.

Идеологически этот фильм Таннера - отповедь «парижскому маю 68-го года». Нельзя не заметить, что под тонким слоем визуальной «поэтики пустоты» проглядывает мысль об индивидуальном бунте, неприятии буржуазного уклада жизни, где у молодого поколения нет осмысленного будущего. Кстати, этими левыми политическими настроениями наполнен весь швейцарский кинематограф конца 60-х начала 70-х годов. Да и что говорить, если сам Ален Таннер был по его собственным словам «законченным коммунистом».

В итоге швейцарец создаёт антибуржазный памфлет, перемноженный на тоску существования в этом «худшем из миров». В своём зените удушающая индустриальная осень, где человеку холодно не только снаружи, но и внутри. В истинном кино есть всего лишь несколько минут настоящего искусства, всё остальное снимается для системных связок. У Таннера получается ровно наоборот - «художественное настоящее» соединяет сюжетные точки отсчёта и зритель уже смотрит не на экран, а в зеркало.

billfay

Девушка, которая все время уходит

Новые волны накатывают на берег, размывая написанное, стирая песчаные замки прошлого опыта, необратимо меняя микроландшафт кинематографа той или иной страны, а может быть и целого мира. Швейцарская волна 1970-х несла созидание, потому что разрушать было просто нечего, национального киноискусства еще не существовало. Ничего гениального или сногсшибательного: только потеки соленой воды, медленно оседающие полукружия пены - смутные штрихи на чистом листе.

«Саламандра» - второй полнометражный фильм режиссера Алана Таннера, пятый вдох новорожденного швейцарского кинематографа. Денег на люльку не хватает, поэтому ясли, «цветная кинохроника в черно-белом свете». Скромное телевизионное оборудование и синхронная запись звука обуславливают статичность, замкнутые пространства, унылые ракурсы. Но мир на экране сам столь безлик и сер, что изображение и изображаемое сливаются, картина обретает черты документалистики, превращается в репортаж о репортаже, журналистское расследование о журналистском расследовании. Точка отправления удивляет своей незначительностью. Два года назад некая Розамонд взяла ружье и выстрелила в своего дядю, изъявшего ее из нищей многодетной семьи и бескорыстно растившего с 15 лет. Или же дядя сам поранился, когда чистил ружье. Никаких мрачных тайн, никакого суда, никаких печальных последствий, помимо ноющего в непогоду плеча. Тем не менее, некто с телевидения заказывает журналисту Пьеру и писателю Полю сценарий о жизни девушки, а неудачные попытки написать этот сценарий ложатся в основу фильма.

Разгадка грядет, но она еще менее существенна, чем завязка, и никому не интересна. Важна сама Розамонд, девушка, которая все время уходит и, оказавшись в очередной раз на улице без работы, денег и перспектив, озаряет мир радостной, чуть безумной улыбкой. Пусть на короткое время, но она освободилась, вырвалась. Снова прошла невредимой сквозь жадное пламя, способное причинить ей страдание, но бессильное оставить след на ее личности, душе, на ее черно-оранжевой саламандровой коже. Треугольное лицо Бюль Ожье, монологи, внутренние и внешние, узкая беззащитная спина, усталый жест, приветствующий неизбежную боль в затылке, знакомую, почти родную боль, рожденную безысходностью. Образ. Женщина. Человек, которого «враги» сбивают с интуитивно понятого пути, превращают в придаток конвейера на колбасном заводе, в подставку для коробок в обувном магазине.

Розамонд легко приручается и, ощутив ответственность за нее, заплутавшие исследователи, начинают поневоле видеть то, чего никогда не видели: самих себя в окружении, в темнице. В плену долгов, обязательств, сроков. В стране, где к тебе в дом по пять раз на дню стучатся некие инспекторы, то оценивающие мебель, но проверяющие, есть ли у тебя учебник по гражданской обороне, ну, такой, в красной обложке. Уклонистов - на карандаш и в тетрадку, в устрашающие списки, которые, вероятно, пойдут куда-то и, вероятно, обернутся чем-то. Куда? Чем? Бог весть. И ведь все это еще вчера казалось нормальным, привычным и естественным, а сегодня наводит на мысли уехать в какой-нибудь Париж или в жаркую Бразилию, где через пару месяцев навалится тот же самый кошмар реальной жизни, но это будет потом... Яд саламандры, разрушающий не слишком уютный, но привычный мир. Гипнотический поток слов, сливающий воедино настоящее и будущее, желанное и реальное.

Я буду оставаться. Я буду спать здесь. Я буду спать в Вашей постели. Я остаюсь, я сплю здесь, я сплю в Вашей постели. Я сплю с Вами. Я остаюсь. Я сплю здесь

Венцеслава

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video Профессиональный двухголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.