Руки Орлака / Orlacs Hände

Руки Орлака
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 24 Сентябрь 1924
Режиссёр: Роберт Вине
Продолжительность: 1:39
Просмотрели: 22

Пианист Орлак теряет свои руки во время катастрофы на железной дороге. Ему пересаживают новые, которые когда-то принадлежали убийце. У Орлака появляется ощущение, что они тянут его на совершение преступлений…

Трейлер

«Руки Орлака» (нем. Orlac's Hände, 1924) - фильм снятый по одноименному роману Мориса Ренара. В СССР фильм шел с 1927 года под названием «Пляска нервов» («Путь страданий художника»).

Прославленный пианист Поль Орлак дал очередной большой концерт в городе и ехал на поезде домой, но косой стрелочник попутал переключатель развилки и столкнул два поезда, превратив их пассажиров в мясное фетучини. Орлака удалось спасти, и даже зашпаклевать дырку во лбу, а вот руки... Но жена Орлака, Ивонна, так слёзно упрашивала доктора, что тот согласился на рискованную операцию, и экстренно пересадил Полю руки только что казнённого преступника Вассера. Но Поля эта новость так задела, что руки стали не давать ему покоя и будто бы жить своей прошлой преступной жизнью.

«Руки Орлака» - старенький немой фильм ужасов (ну, по тем временам) эпохи экспрессионизма от немецкого режиссёра Роберта Вине, автора «Кабинета доктора Калигари», общая идея которого активно используема и поныне («Мешки для Трупов», «Глаз»). Безусловно, кино это со времени выхода немного устарело, и смотреть на ополоумевшего от своих рук Орлака, когда ещё даже ничего не произошло, на его стенающую в офигении жену (в смысле, типичная её реакция - страшно выпученные глаза и залипание к любой стене) и на полицейского инспектора, который ходит с лупой, высматривая отпечатки пальцев, довольно забавно. Вообще, большую часть фильма приходится провести именно с этой странной парочкой, Полем и Ивонной, где один местами ведёт себя как зомби, и постоянно исполняет что-то глупое с одуревшим лицом, а Ивонна на всё это дело шокируется и прячется с гувернанткой в другой комнате. Стиль, так сказать, обязывает. Но если в случае актёра Конрада Фейдта это странное поведение его героя играет в плюс в финальной трети картины и многое объясняет, то вот белорусская актриса Александра Зорина местами будто сильно переигрывает (даже для того времени), чем вместо сочувствия частенько вызывает улыбку. Тем не менее, ближе к концу, события фильма потихоньку начинают переворачиваться с ног на голову, и в финале делается приличный твист уровня... ну, допустим, старушки мисс Марпл, чего за мрачным видеорядом (приём у отца героя - караул!), применением новаторских штучек и подобным развитием событий уже и не ждёшь.

Короче, проверку временем этот мистический триллер прошёл. Он достаточно неплохой и смотрибельный. Главное высидеть до конца, чтоб голова встала на место.

7 из 10

Chriz Bale

Через идеи фикс к катарсису

Двадцатые годы двадцатого века - отрочество кинематографа как искусства заключено в этой магии цифр. Переход от первых несмелых шагов к поискам форм и способов выражения творческих идей и концепций. Среди кинематографистов того времени одно из важнейших мест в становлении немецкого кино занимает Роберт Вине. Его картина «Руки Орлака» по одноимённому роману Мориса Ренара была снята уже после прославивших режиссёра «Кабинета доктора Калигари», «Раскольникова» и «Иисуса Назаретянина, Царя Иудейского», но тем не менее, она занимает, пожалуй, одно из самых значимых мест в карьере Вине, символизируя творческую зрелость режиссёра, начинающего этой экранизацией вторую декаду своей кинематографической деятельности.

Фильм повествует о всемирно известном пианисте Поле Орлаке, потерявшем обе руки во время крушения поезда. По настоянию жены несчастного, хирург заменяет руки, пытаясь спасти пианиста для мира. Вот только руки эти ранее принадлежали некоему Вассеру - недавно казнённому преступнику. И Орлак узнаёт об этом...

Так начинается кошмар. В самом деле, что может быть страшнее потери контроля над собой, над привычным порядком вещей, которых обычно даже не замечаешь - придвинул стул, открыл крышку рояля, опустил пальцы на клавиши. Только мелодия уже не та - сыгранная чужими, вызывающими жуткий трепет, руками, она звучит тревожным реквиемом, предзнаменованием будущего ужаса. Расцвечивая монохромность кадра оттенками эмоций, режиссёр доводит чувства персонажей до истерики, превращая драму в саспенс. Экзистенциальный страх превращается в навязчивый липкий кошмар, из тех, что, кажется, вот-вот исчезнут, но никак не желают заканчиваться. Сверхъестественное мистическим образом переплетается с повседневным, создавая причудливый сюжет. Режиссёр доводит главного героя до крайней точки, влагая в его руки орудие преступления - инструмент, которым ночью пианист творит иные, полные завораживающего панического ужаса симфонии.

Будучи одним из родоначальников киноэкпрессионизма, Вине насыщает свои фильмы характерными элементами направления: геометрические декорации, статичные планы, ускоренное воспроизведение некоторых эпизодов, съемка методом «голландского угла», утрированные эмоции героев. Кроме того, явно просматриваются факторы, обусловленные временем: еще не знающая смены ракурсов, но уже начинающая двигаться в кадре, камера, вторичность актёров по отношению к основному плану. Но, несмотря на это, «Руки Орлака» в чем-то смотрятся опережающими эпоху. Во времена только-только зарождающегося монтажа смена кадров часто выглядела случайной и хаотичной. Тем удивительнее смотрятся некоторые отточенные в этом смысле сцены из картины Вине - будто намёк на неограниченные возможности монтажа при умелом использовании.

Но, конечно, в эпоху немого кино восприятие картины зависит прежде всего от актёров. И здесь во всей красе раскрывается удивительный Конрад Фейдт, сыгравший огромное количество ролей - от Паганини до Люцифера, и, в общем-то, внесший значительный вклад в создание немецкой актёрской школы. Нельзя не отметить и игру талантливой Александры Зориной - такой неистовой и такой женственной. В отсутствии слов этот дуэт передаёт эмоции и атмосферу фильма так, что порой дрожат руки по другую сторону экрана.

Пожалуй, атмосферность - тот критерий, который максимально характеризует происходящее на экране. Мотивы кафкианского «Превращения» навязчиво преследуют в течение всего просмотра. «Руки Орлака» - великолепное отражение того, что достаточно заронить в душу семя любой идеи, и через какое-то время она прорастёт во всём своём великолепии или ужасе. И вот уже не ты управляешь руками, а они владеют тобой. Но как бы ни был ужасен сюжет, главный кошмар - тот, что внутри нас. Тот самый переворот сознания, леденящее душу перерождение внутреннего «я», когда теряешь ориентиры и уже не знаешь, кто ты есть на самом деле. Лишь сильный духом способен противостоять пагубным идеям. Впрочем, где гарантия, что даже самый стойкий из нас, столкнувшись с собственной тёмной стороной, сумеет выбраться невредимым из мира теней и остаться собой перед лицом того неведомого, что легко может свести с ума?

«Руки Орлака» - это фильм-предостережение. Руки здесь - лишь символ того страшного и древнего нечто, что таится в душе каждого и способно вырваться в любой момент, едва ослабишь хватку. И стоит этому выйти наружу, как прежний мир рухнет в одночасье, а последствия могут быть необратимыми. Вине позволяет своему герою выбраться из этого кошмара и придти к катарсису - через вызов самому себе, через испытание свободой, доказывая что лишь преодоление идей фикс, порожденных собственными страхами, способно позволить человеку переродиться и стать кем-то другим, не потеряв себя прежнего. И он, пожалуй, прав, хотя в реальной жизни обстоятельства порой куда сильнее отдельно взятого человека, которого не ведёт твёрдая рука режиссёра...

Polidevk

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный одноголосный (Mail.ru) Профессиональный одноголосный (YouTube)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.