Призраки Гойи / Goya's Ghosts

Призраки Гойи
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 08 Ноябрь 2006
Режиссёр: Милош Форман
Продолжительность: 1:49
Просмотрели: 3100

Инесс, музу знаменитого портретиста Франциско Гойи, инквизиция бросает в темницу. В отчаянии живописец просит о помощи своего друга, священника Лоренцо. Их взаимоотношения подвергаются серьезному испытанию, необратимо меняя судьбы всех троих.

Идея снять фильм о великом испанском живописце Франциско де Гойе и испанской Инквизиции впервые пришла в голову Милошу Форману более 50 лет назад, еще в студенческие годы, когда он жил в коммунистической Чехословакии. «Вообще-то это началось совсем не с Гойи, - вспоминает режиссер. - Это началось тогда, когда, учась в киношколе, я прочитал книгу об испанской инквизиции и о том, как кто-то был ложно обвинен в совершении преступления. Я подумал, что это может стать завязкой очень интересной истории. Можно было провести множество параллелей между коммунистическим государством, в котором мы все тогда жили, и испанской инквизицией. Я, конечно же, понимал, что подобную историю рассказать в Чехословакии будет совершенно невозможно, потому что параллели очень уж очевидны. Ну, я и забыл об этом. Такие были времена».

Но хорошие идеи не умирают, даже если и отступают на время. Они просто живут в тайниках сознания, и эта идея тоже не была исключением. Тридцать лет спустя она опять вынырнула на поверхность, и совсем не удивительно, что это произошло в Мадриде, куда Форман и независимый продюсер Сол Зэнц приехали вместе с «Амадеем» - второй своей совместной работой, завоевавшей Оскара, последовавшей через десять лет после их первого триумфа - фильма «Пролетая над гнездом кукушки».

Предыдущие совместные работы режиссера Формана и продюсера Зэнца - фильм «Пролетая над гнездом кукушки» - лауреат премии Оскар, получивший девять номинаций и обладатель пяти статуэток, включая категории Лучший фильм и Лучший режиссер; а также «Амадей», номинированный в 11 категориях и получивший восемь статуэток, включая номинации Лучший фильм и Лучший режиссер.

Последний фильм Милоща Формана - «Человек на Луне». Кроме того, среди его работ такие ленты, как «Народ против Ларри Флинта», «Рэгтайм» и «Волосы». Последняя продюсерская работа Сол Зэнца - «Английский пациент», в 1996 году этот фильм был номинирован на премию Оскар в 12 категориях и получил пять статуэток.

Милош Форман и Жан-Клод Каррьер вместе работали над фильмами «Вальмон» и «Отрыв» (TAKING OFF). Жан-Клод - автор более ста сценариев, среди которых сценарии фильмов Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» и «Этот смутный объект желания».

Главный оператор фильма - Хавьер Агирресаробе, лауреат премии Гойя 2005 г., которой он был удостоен за работу в фильме «Море внутри». Костюмы разработаны лауреатом премии Оскар Ивонной Блейк («Николай и Александра»), получившей премию Гойя 2005 г. за работу в фильме «Мост короля Людовика Святого» (THE BRIDGE OF SAN LUIS REY).

  • Прототипом персонажа Лоренцо, возможно, послужила реальная фигура - Хуан Антонио Льоренте, который был генеральным секретарем испанской инквизиции в конце восемнадцатого века, написал «Критическую историю инквизиции Испании».
  • Милош Форман пригласил Натали Портман на роль Инес, после того как заметил ее сходство с девушкой, изображенной на картине Франсиско Гойи «Молочница из Бордо» (1825-27).
  • Финальный кадр фильма - это автопортрет Гойи, написанный в 1815 году.


Сатурн, 2008 год
Номинации: Лучший иностранный фильм


Гойя, 2007 год
Номинации:

Лучшая работа художника по костюмам
Лучшие спецэффекты
Лучший грим/причёски

 

Инесс, музу знаменитого портретиста Франциско Гойи, инквизиция бросает в темницу. В отчаянии живописец просит о помощи своего друга, священника Лоренцо. Их взаимоотношения подвергаются серьезному испытанию, необратимо меняя судьбы всех троих.

История, рассказанная в фильме «Призраки Гойи», началась в Испании в 1792 году и увидена она глазами великого испанского художника Франциско Гойи - одного из ее участников. Описанные в картине события происходили во время политических потрясений и исторических перемен в стране: они начались в последние годы господства испанской Инквизиции, продолжались во время вторжения в Испанию армии Наполеона и длились вплоть до окончательного поражения французов и восстановления испанской монархии, вернувшейся на трон благодаря вмешательству могучей армии Веллингтона.

 

А кто вы? Оглянитесь!

Все, что считается нормальным,
всегда на поверку оказывается
глубоко извращенным.

Педро Альмодовар


Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828), испанский живописец, гравёр. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством и фантазией. Гойя был придворным художником: картоны для королев, портреты, росписи... Он жил в очень непростое, противоречивое и невероятно эмоциональное время. Гойя был свидетелем свирепств испанской инквизиции, свержения короля и вторжения солдат Наполеона. На протяжении всего фильма мы видим Гойю в роли наблюдателя этих событий, и, по сути, сам он является второстепенным персонажем картины.

Главными героями я считаю Лоренцо и «музу» Франсиско Инесс. Инесс дочь богатого негоцианта попала под подозрение инквизиции, под пытками её вынудили признаться в совершении иудейских обрядов. Как ни пытался отец Инесс доказать невиновность своей дочери, доказать что под пытками человек может признаться в чем угодно, но даже «помощь» Лоренцо не возымела действия на церковный суд. С приходом французов Инесс выпустили... к тому моменту прошло 15 лет.

Стоит ли говорить, что от когда-то юной и цветущей девушки не осталось ничего. После всего, что с ней произошло, после потери близких, время для неё остановилось, и, выйдя из тюрьмы, она не пыталась за ним бежать. Множество судеб были сломлены в то время, в этом и отражается отношение Милоша Формана к системе как таковой, которая ломала судьбы людей, и которая будет оставаться преградой для человека всегда. В фильме немало моментов, когда ты чувствуешь, что от безысходности герои готовы закричать. Это чувство знакомо каждому человеку, когда мы понимаем, что бессильны против чего-то.

Лоренцо, на мой взгляд, самый противоречивый персонаж картины. И его судьба не вызывает у меня сострадания. Он убежал от унижения, а его догнало обвинение в измене и суд испанской инквизиции. Ведь «всё возвращается на круги своя» и «за всё приходится платить».

Если выбирать близкого мне героя картины, то это Франсиско Гойя. Наверное, потому что я тоже художник и некоторые мотивы его поведения мне понятны. Не стоит осуждать его меркантильность и упрекать в трусости, стремление Гойи к стабильности и спокойствию - должно быть понятно каждому, а уж для художника эти условия жизненно необходимы, чтобы творить.

10 из 10

Парфюмер

Фильм страшный, сильный, великолепный. Он намного глубже связан с Франсиско Гойей, чем может показаться на первый взгляд, отмечающий лишь то, что громкое имя знаменитости служит предлогом для рассказа о судьбах совсем других, вымышленных людей - хрупкой красавицы Инес Бильбатуа и ее палача и одновременно возлюбленного отца Лоренцо.

Действительно, как персонаж Гойя занимает в картине небольшое место. Но вся рассказанная в фильме история пронизана его мрачным и трагическим видением мира, - тем, самым, что породило его знаменитые жуткие капричос. Ведь по существу, фильм рассказывает о том, что надежды нет. Что власть может меняться, но зло торжествует всегда. Просто меняется его окраска. Одни преступления сменяются другими.

Исторический период, воссозданный в фильме, был одним из самых страшных и кровавых в истории Испании, в которую La Grande Armee пришла без всякого романтического ореола. Новая власть освобождает Инес из застенков, но она же убивает всех ее близких, а несчастную изуродованную болезнью женщину отправляет в сумасшедший дом. Не проходит и нескольких лет, когда власть вновь меняется, и довольный народ отмечает это событие как праздник, - но трудно поверить, что жизнь и впрямь станет добрее и лучше. Она и не станет. По крайней мере, для Инес, жуткая история которой становится солнечным сплетением, эмоциональным центром всей картины.

Именно Инес в поразительном исполнении Натали Портман приносит в этот фильм свет. Чистота этой несчастной девушки, которой она не лишилась даже в безумии, - тот луч надежды, без которого фильм было бы невозможно смотреть. Инес, замученная инквизицией как еретичка, на самом деле проявляет все черты святости, доказывая просто и почти безмолвно, что Добро, Свет и даже ангелы существуют. Сойдя с ума, она не полностью теряет разум: она многое помнит, но ее душа предпочитает сохранить в памяти только добро, предав забвению то чудовищное зло, которое ей причинили.

Можно называть наивностью, глупостью или «стокгольмским синдромом» то невинное простодушие, с которым измученная девочка трактует похоть отца Лоренцо (еще одна незабываемая актерская работа - на этот раз Хавьера Бардема, словно созданного для этой роли), руководившего ее допросом, пытавшего ее, - как сочувствие и даже... любовь. Можно назвать это превращение палача в принца, совершенное в сознании Инес, просто душевной болезнью (во многом это так и есть). Но в то же время в этом безумии со всей силой проявляется подлинная христианская чистота этой «еретички», оказавшейся способной возлюбить злейшего врага. Много лет спустя она не помнит, что он был ее палачом. Зато она помнит, что он приходил в ее камеру и утешал ее. Именно этот выбор памяти - свидетельство того, что надежда, вопреки сказанному выше, - есть. Есть Бог. И даже добро. Пусть оно и держится на хрупких плечиках маленькой, как девочка, Инес Бильбатуа.

Моя мать - человек далекий от психиатрии, но многое понимающий, - считала, что безумие заостряет в человеческой личности именно те черты, которые были наиболее свойственны ему, когда он был здоров. Человек, не любивший окружающих, сойдя с ума, становится агрессивным и начинает бегать за людьми с топором. Человек, в характере которого главным была доброта, проникается любовью ко всему, на что падает его взгляд...Не совсем случай Инес, но, в общем... близко.

В фильме есть не только потрясающая история, но и много чисто кинематографических находок. Например, очень понравилось то, как время от времени мрачный колорит фильма разбавляется юмором - «А я могу верить обезьяне?» или «Вы просто сумасшедший! Это я вам как специалист говорю». Или душераздирающий эпизод, в котором Инес, желая поддержать своего «возлюбленного» даже на эшафоте, выкрикивает его имя из толпы и радостно показывает ему ребенка - «их» ребенка. Однако, если Лоренцо хотя бы немного верит в Бога, именно это страшное видение - его изуродованная жертва, которая до встречи с ним была так красива, так счастлива, так хотела жить, - именно это живое олицетворение его грехов должно не «поддержать» его, а ясно и четко сказать: «Прощения не будет. Через пару минут ты отправишься в Ад».

Фильму очень удачно выбрано название. Действительно, не Гойя, а мучающие его «призраки», кошмары, зрелище неудержимой человеческой жестокости, - та атмосфера, которой пропитана картина. Одновременно этот фильм, тонко построенный на образах и прямых цитированиях произведений Гойи, создает незабываемый и очень яркий образ Испании. Образ такой осязаемый и, несмотря ни на что, привлекательный, что в некоторые сцены просто хочется войти - и побывать в той самой таверне, в которой началось движение Инес к ее трагедии.

10 из 10

Andrea-588

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.