Полено / Otesánek

Полено
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 07 Сентябрь 2000
Режиссёр: Ян Шванкмайер
Продолжительность: 2:12
Просмотрели: 1030

Один из лидеров кинематографического сюрреализма переложил на язык кино чешскую народную сказку «Otesanek» («Прожорливый желудок»). Бездетная пара взяла себе вместо ребенка из леса обрубок дерева, который принялся пожирать все на своем пути.

Трейлер Nº2

Трейлер

Полено: сага об одиночестве

Сразу скажу, что других фильмов Шванкмайера я не смотрел, но после просмотра стало понятно, что это надо исправлять. Будем смотреть, а потом писать и делиться мнением. И это уже первый плюс в копилку фильма - в нем присутствует собственный стиль. Т. е. ты понимаешь, что режиссер не просто в поте лица придумывает как это круто, если у дядьки с ведрами с углем из штанов вылезет толстый и старый или дутый язык будет слизывать с пола начинку от конфет, - вовсе нет. Удовольствие получаешь от легкости, с которой режиссер все эти ходы делает, как будто гонщик, проходящий поворот на бешеной скорости, но так уверенно и легко, что начинаешь ему верить.

Как и свойственно сюру, образов тут лопатой греби и каждый из них - отдельная история. Лично мне даже стало под конец жалко уже упомянутого дедулю, который вместо детских ягодиц прописался в животе у Оттика. А вот как вам Мадонна, вскармливающая прожорливую деревяшку грудью? Причем досочинять и додумать автор нам тоже позволяет, он лишь выцеживает из жизни самую малость, которая нужна ему для фильма, и не замахивается на категории типа «мировое зло» и тем более, не приведи Господь, «вселенское благо».

Жанр картины можно смело определить как трагикомедия, причем, не могу сказать, что тут первично - яйцо или курица. Комедийная составляющая фильма - просто замечательная, это тонкий юмор (преимущественно черный, что придумывается тяжко, зато воспринимается просто на ура), после которого к экрану прилипаешь и смеешься даже один (а это, поверьте, качественный юмор!). С точки зрения ужасов тут тоже всё в порядке, да иначе и быть не могло, потому что в основе сценария сюжет народной чешской сказки про «булимирующее полено». А народные ужастики - это продукт высшей пробы, потому что аккумулирует в себе не просто страх режиссера перед открытой дверью шкафа ночью, которая в детстве наградила его энурезом. Сказки - это эссенция страхов целого народа, поэтому работают наверняка и пугают всех. Вот почему можно сколько угодно грузить спецэффектами и мазать кетчупом Бугимена, но страшнее он от этого не станет, а вот Оттик и так страшный, хоть и склеен покадрово и смешно.

Так о чем же фильм? Лично я охарактеризовал его, как сагу об одиночестве. Одиночество толкает бесплодных людей создать семью, которая становится одинокой, а иначе с «врожденной стерильностью» и быть не могло. Одиночество доводит их до того, что они готовы приласкать деревянного сына, который все от того же одиночества начинает жрать всех подряд. Всё то же одиночество убивает дедушку, у которого кроме маленькой Альжбетки и радостей-то нет, как впрочем, и бабулю, которая растит свою капусту и не может перенести утрату родных качанчиков (обратите внимание, как перекликаются моменты взросления Оттика и капусты). Да и кровожадная Альжбетка, разыгрывающая на спичках, кого скормить своему новому и единственному другу - маму или папу, тоже страдает одиночеством.

Фильм стоит смотреть, чтобы понимать, что сказки не заканчиваются в детстве, а ночные кошмары - в армии. Если у фильма есть мын, то игра актеров, композиция кадра и драматургия сюжета становятся уже не так важны, потому что имеешь дело с цельным продуктом, который на предмет состава изучать в общем-то и не стоит. В этом фильме все это работает, а в моей панели задач работает торрент, который качает как исправный цеховой насос «Безумие» и сборник короткометражек режиссера. Поэтому одиноким я себя точно не ощущаю.

muda4ok

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...» - радовался Колобок, пока по его бокам не прошлись зубы лисицы. Чехи в собственной сказке восстановили справедливость: пусть и не говорящая булка, а обрубок дерева, но таки не просто убежал, а еще и пообедал и папой, и мамой, и соседкой коровой, и уж попадись ему Патрикеевна - поживился бы и ей. Сюжетные изыски произведения родного фольклора - невообразимо благодатный материал для творчества сказочника из центральной Европы Яна Шванкмайера, ранее уже адаптировавшего нечто схожего толка - кэрролловскую «Алису в стране чудес». Фабула сказки, понятное дело, для мастера - лишь отправная точка, с которой, закручиваясь в сюрреалистическом вихре, плод народного творчества оборачивается злобной социальной сатирой, где в обшарпанном подъезде скопом - любопытные до крайности соседи, девочка, любовь родителей к которой осталась на уровне бытовых услуг, а также еще целая куча не менее интересных типажей, даже дряхлый старик-сердечник с наклонностями педофила.

В случае с «Поленом» удивительно не только то, как Шванкмайер, не съезжая с сюжетной колеи первоисточника, умудряется все это сочетать, но и то, как компоненты такой насыщенной причудами смеси гармонично сосуществуют буквально под одной «крышей». Кичевая эстетика, а именно диковатое использование операторских приемов и крупных планов плюс демонстративная жестокость вкупе с черным юмором, придает происходящему подчеркнуто несуразный вид, пуская фильм на тонкую грань между киноискусством и трудами известной в широких кругах студии Troma. Язык, конечно, не повернется сказать, что «Полено» и какой-нибудь «Токсичный мститель»- всё из одной оперы, однако смотрится равно бодро и весело. С другой стороны, то, что где-то было программной установкой, Шванкмайер умело использует лишь в качестве формы. Действительно ведь, фильм занимателен именно своей фактурой, причудливой с налетом эксцентричности манерой режиссерского, как, впрочем, и актерского, исполнения, и притом отсутствием всякого перебора, строгим чувством меры и вкуса. Особенного колорита добавляет, безусловно, фирменный авторский прием - использование вкраплений кукольной анимации (к слову сказать, с которой когда-то брали пример братья Квэй и всеобщий любимчик Тим Бёртон).

И все это сумасбродство, если присмотреться, не так далеко от истины. Нет, разумеется, малыши нынче питаются не почтальонами и не социальным работниками, но вот фанатичные матери, которые оправдывают своему ребенку совершение ни то что маленьких оплошностей, а, чего мелочится, смертных грехов, встречаются повсеместно. Точно также как и отцы, для которых если и есть в жизни что-то святое, то это - общественное мнение. Хотя при чем тут «отцы», таких 95% населения. Ровным счетом, как и тех, кто после просмотра рекламных роликов и правда думает, что месит тесто не из той муки, гладит не тем утюгом, да и вообще живет как-то не по-человечески. Словом, так пройдясь по каждому конкретному персонажу картины совершенно нетрудно обнаружить в нем обобщенные черты, порок, одолевающий современное общество. Шванкмайер обличает с мастерством Гоголя, методы у него, естественно, проще и жестче - так эффективней в нынешних реалиях. Раньше на неправедных насылали ревизоров, теперь, когда одним смехом уже не отделаешься, пожалуйста, - здоровенное полено с прожорливым желудком.

- Renfield -

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.