Под электрическими облаками

Под электрическими облаками
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 10 Февраль 2015
Продолжительность: 2:17
Теги: арт-хаус
Просмотрели: 822

Действие фильма происходит в 2017 году. Мир находится в ожидании большой войны. Герои фильма живут совершенно разными жизнями, но каждый из них принадлежит к тем, кого в классической русской литературе называют «лишними людьми». Это история об их жизни, преодолениях и борьбе. Это также история одного недостроенного здания, вокруг которого оказались разбросаны их судьбы.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

«Под электри́ческими облака́ми» - четвёртый фильм режиссёра Алексея Германа-младшего, созданный при сотрудничестве России, Польши и Украины, сопродюсером ленты выступил польский режиссёр Кшиштоф Занусси. В основной конкурсной программе 65-го Берлинского кинофестиваля картина получила награду «Серебряный медведь» за выдающиеся достижения в области киноискусства. Релиз фильма состоялся 4 июня 2015 года.В ролях

В фильме снимались как профессиональные артисты, так и люди без актёрского образования. Ряд ролей первого и второго плана был исполнен непрофессиональными актёрами. В кастинге участвовали более 11 тысяч человек. Одна из главных ролей досталась Виктории Коротковой, актрисе Санкт-Петербургского Большого Театра Кукол, и Луи Франку, музыканту группы Esthetic Education.

Чулпан Хаматова (до этого снималась в таких фильмах Алексея Германа-младшего, как «Garpastum», «Бумажный солдат» и короткометражной картине «Из Токио») играет молчащего подростка. Пикантная деталь: для работы в фильме «Под электрическими облаками» актриса коротко подстриглась и поэтому на церемонии открытия Олимпиады в Сочи появилась с мальчишеской стрижкой.

Актёр Мераб Нинидзе («Бумажный солдат», «Из Токио») совмещал работу над фильмом «Под электрическими облаками» со съёмками у Стивена Спилберга.

Также в фильме снимались: Анастасия Мельникова, Виктор Бугаков, Карим Пакачаков, Константин Зелигер.
Съёмки

Съёмки «Под электрическими облаками» проходили в России и Украине. Первый блок, стартовавший в 2012 году, был снят в Украине - в Одессе, Харькове и Днепропетровске. Второй - с декабря 2013 года по март 2014 года - в России, Санкт-Петербурге[4].

Идея фильма возникла у режиссёра и сценариста фильма Алексея Германа-младшего еще в 2008 году, но съёмки начались только в 2012 году. В общей сложности производство заняло шесть лет: год ушел на сценарий, пять лет - на съёмки. Алексей Герман-младший был вынужден приостанавливать проект в связи с работой над завершением финальной картины Алексея Германа-старшего «Трудно быть Богом», а также поиском финансирования.

Все в фильме создавалось с нуля, начиная от огромных памятников и заканчивая выставками современного искусства со сложнейшими проекциями. Весь художественный мир «Под электрическими облаками» сотворен под руководством ведущего художника фильма и супруги Алексея Германа-младшего Елены Окопной. Над костюмами также работал украинский дизайнер Федор Возианов.

За монтаж декорации 5-метровой скульптуры Ленина в акватории Финского залива отвечали промышленные водолазы. С помощью плавучего крана на глубине четырех метров планировали разместить установку. Были проведены несколько погружений для изучения рельефа дна и грунта. Непосредственно перед началом монтажа декорации началась штормовая погода, и съёмки перенесли ближе к берегу.

Съёмкам фильма активно содействовали воздушный порт северной столицы и железная дорога. Сцена прилета главных героев была снята в стерильной зоне нового терминала аэропорта «Пулково» за месяц до сдачи объекта Госкомиссии. Специально на время работы съёмочной группы на территории терминала было полностью остановлено строительство. Сцена из новеллы «Чужая речь» в финале с проходом Карима мимо кафе снималась на ж/д станции «Аэропорт» в оживленном районе Санкт-Петербурга. За 10 дней станция была полностью перестроена как внутри, так и снаружи под декорацию кафе-бара.

Экологи специально осушили озеро для строительства выставочного комплекса Ленэкспо и съёмок сцены стройки Карима. В конце декабря из-за аномально теплой погоды поле на дне этого озера площадью несколько квадратных километров превратилось в месиво. В последний съёмочный день ударил мороз - сотни метров кабеля и часть хозяйственного оборудования пришлось оставить и вывезти спустя месяцы весной.

Для сцены гибели архитектора на намывных территориях вблизи нового Морского порта была построена стройплощадка: опалубка, арматура, бетонные сооружения и несколько единиц крупной строительной техники, включая свайные машины, бульдозеры и экскаваторы.

Центральный объект картины - недостроенный высотный дом. На разработку модели этого здания был проведен всероссийский конкурс. В конкурсе приняло участие 160 работ. Победителем был признан проект Анны Ткачевой и Андрея Волынцева. Их имена указаны в титрах.
Фестивали и пресса

Премьера «Под электрическими облаками» состоялась в немецкой столице 10 февраля на 65-м Берлинском фестивале. Это единственный российский фильм, представлен в основном конкурсе «Берлинале». Операторы фильма Евгений Привин и Сергей Михальчук получили «Серебряного медведя» за выдающийся вклад в киноискусство.

Зарубежная пресса отозвалась о картине хорошо. В частности, The Hollywood Reporter отметил, что «визуальный ряд околдовывает», а французская газета Le Figaro охарактеризовала фильм, как «грандиозную и обаятельную мечту-фантазию о пост-современной России». По мнению Screen Daily, фильм «настоящее чудо мастерства, триумф нелинейного кино». А президент 65-го Берлинского кинофестиваля Даррен Аронофски сказал, что фильм «Под электрическими облаками» - «своеобразная, оригинальная и уникальная картина, изобразительный ряд которой долго не отпускает своего зрителя».

Российские кинокритики тоже отнеслись к картине благосклонно. Так, Андрей Плахов («Коммерсантъ») констатировал, что «это очень неожиданное произведение...». По мнению Бориса Гройса «этот завораживающий, атмосферный фильм еще долгое время после просмотра преследует зрителя». Антон Долин отметил, что «новая картина Алексея Германа-младшего - его четвертая, вероятно, лучшая, точно самая изощренная и сложная - потенциальная бомба[5]».
Выставка «СЕЙЧАС2017»

В преддверии релиза фильма «Под электрическими облаками» в Московском музее современного искусства 5 июня открывается выставка ‪"СЕЙЧАС2017"‬ по мотивам картины Алексея Германа-младшего. Она продлится до 28 июня. Кураторами выставки выступили Антонио Джеуза и Елена Окопная[6].

Во время международной акции «Ночь в музее», которая прошла в Москве 16 мая, во дворе ММОМА на Гоголевском бульваре,10 была создана инсталляция-тизер «ДИАЛОГ», автором которой выступила художник картины - Елена Окопная. На 17-метровый экран из органзы на несколько часов был спроектирован летающий человек из одной сцены фильма. Дождь и сильный ветер чуть не сорвали инсталляцию - полотно пришлось перешивать несколько раз, а крепления устанавливать заново. Но несмотря на непогоду, инсталляция состоялась.

Инсталляция - часть декорации для фильма «Под электрическими облаками». По словам Елены Окопной, она является визуализацией ее внутреннего диалога с окружающей вселенной и с архетипами повседневности. «Напряженное тело в оковах энергия мучительного полета, отсутствие привычного для жизни цвета - все это для меня является синонимом диалога хрупкой человеческой души и окружающей вселенной, разговора со временем во всем его многообразии, которое подчас грубо вторгается в личное пространство. Поэтому и ритм, и трансформации объема, и геометрия пространства служат в первую очередь для диалога каждого конкретного зрителя и инсталляции, которая не более, чем проекция моих ощущений, спроецированных на колыхающуюся от ветра прозрачную ткань».
Интересные факты

Для создания особенного визуального ряда картины «Под электрическими облаками» работа над фильмом велась зимой и весной.

Большинство выбранных объектов для съёмок (недостроенные здания, строящийся аэропорт) были обнесены типовыми синими строительными заборами. В общей сложности за время съёмок было демонтировано и установлено обратно несколько километров строительных заграждений.

Глубина отдельных кадров составляла несколько километров.

Накануне первого съёмочного дня фрагмент статуи Ленина был похищен местным жителем, который ночью вывез статую на внедорожнике. Свои действия он впоследствии объяснить не смог.

В одном из кадров буквально над головой актёров пролетает вертолет. Этот кадр снят без применения компьютерной графики.

Для сцены финальной выставки искусства было изготовлено три скульптуры высотой пять метров. Это не бутафорские конструкции, а полноценные арт-объекты.

Общая мощность осветительных приборов для создания художественного светового рисунка внутри только одной декорации «дом Саши и Дани» составила 72кВт, для размещения всех приборов понадобилось 6 грузоподъемных автомобильных платформ и ограничения движения по одной из центральных улиц Санкт-Петербурга на три дня. Большинство сцен решены сложнейшими многоплановыми однокадровыми решениями с движением персонажей внутри всей глубины кадра. Каждый натурный кадр, вошедший в монтаж фильма, снимался строго в момент заката - в самый живописный природный режим.

Лауреаты Берлинского фестиваля, операторы Сергей Михальчук и Евгений Привин, ни разу не встречались на съёмочной площадке. После окончания съёмок 1333 единицы было безвозмездно передано в костюмерный цех Ленфильма.

 

«Линия и моделировка не существуют. Рисунок - это отношение контрастов или просто-напросто отношение двух тонов, черного и белого» - эта цитата Поля Сезанна служит эпилогом к картине. Эпиграф является метафорой отношения режиссёра Алексея Германа-младшего к своей работе. Этими словами он подчеркнул, что «к этому кино он шел, как к некоей попытке через поэтическую драматургию, через возвращение к импрессионизму спустя много лет воплотить ощущение страны и времени». Алексей Герман-младший так проиллюстрировал сюжет фильма: «<эта картина> про страну, которая распята между прошлым, настоящим и будущим. Время вообще не линейно в России, мы в этом отношении страна парадоксальная, где стрелки часов могут двигаться сначала вперед, потом быть перемотаны назад, потом снова вперед».

Действие фильма происходит в 2017 году. Этот год выбран не случайно - это столетие, юбилей Великой Октябрьской революции. Мир находится в ожидании большой войны. Сюжетные линии жизней главных героев почти не связаны, главные персонажи очень разные, но каждый из них принадлежит к тем, кого в классической русской литературе называют «лишними людьми». Картина разворачивается вокруг одного недостроенного здания, вокруг которого разбросаны судьбы главных героев.

Фильм «Под электрическими облаками» состоит из семи глав: «Чужая речь», «Наследники», «Долгие сны юриста по земельным вопросам», «Место под застройку», «Заложница», «Архитектор» и «Хозяйка». Это истории разных людей от гастарбайтера до архитектора, от поколения, выросшего на Достоевском, и до поколения бренда Apple. У каждой истории - свой герой: богатый и бедный, русский и иммигрант, живущий в мире и тот, кто только вернулся с войны. Истории героев объединены случайными встречами, происходящими в больших городах России и на ее окраинах. Фильм «Под электрическими облаками» - повесть, отражающая судьбы современников, перед которыми стоит нравственный выбор - не сиюминутный, а взвешенный и осознанный. В создании фильма Алексей Герман-младший следовал традициям русского романа. «Кинороман, главы которого взаимосвязаны, каждая дополняет общую картину. Тут множество сюжетных линий и самых разных персонажей, время действия - между 90-ми и недалеким будущим, 2017 годом. Это попытка в поэтической форме уловить образ времени».

Электрические облака, фигурирующие в названии фильма, символизируют то, как люди из разных поколений по-своему воспринимают одно и то же понятие: для одних это грозовые облака на небе, для других - облачные хранилища в современных гаджетах.

 

Трудно быть человеком

Как бы ни было тяжело найти сей фильм в кинотеатре, и как бы ни было легко в интернете, но, увидев восхитительную в своей лаконичности вырезку из отзыва The Hollywood Reporter о безупречности визуального ряда, я однозначно решил поддержать русско-польско-украинского производителя (Русского, благодаря Герману, здесь более всего) и сходить-таки в кинотеатр, не брезгующий показом артхаусного фильма.

В предисловие замечу, что в российском кинематографе, а точнее, в лучшей его прослойке, то ли под действием кризисной ситуации конкретно в России, то ли из-за какого-то общественного настроя во всём мире, то ли из-за постоянной меланхоличности интеллигенции, представители которой, зачастую, и снимают артхаусное кино, наблюдается явная тенденция к съёмке фильмов, выносящих отнюдь не утешительный приговор нынешнему общественному устрою. «Дурак» критикует, по большей части, бюрократию и власть, «Левиафан» - всему русскому обществу, не только одну илиту, из-за чего некоторые обвиняли Звягинцева в русофобстве, а «Под электрическими облаками», скорее всего, по задумке автора и не был призван критиковать крупные социальные институты, поскольку почти сразу нам дают понять, что кино это «не о простых людях», а о людях «лишних», коих в нашем, да и, впрочем, и любом обществе неоспоримое меньшинство, но у него это всё равно невольно получилось.

Пусть центральными героями фильма и получились «лишние люди», которых закадровый голос сопоставляет с Печориным, Онегиным и Чацким (Хоть в итоге никто из героев на оных и не оказался похож), но жизнь их, естественно, как и в первоисточниках, невозможна без людей простых, которые, по версии фильма, являются лишь инструментами в руках «лишних» относительно исторического прогресса, рассуждений о котором, кстати говоря, побольше, чем в самом эпическом произведении Льва Толстого, упоминаемом, что интересно, в самом фильме. Таким образом Герману всё-таки приходится вводить персонажей второстепенных и третьестепенных, и тут он делит всех героев на три группы: прогрессистов, идущих вперед, особо не заботящихся о прошлом, консерваторов, ищущих спасение в прошлом, и эскапистов, которые всеми силами пытаются абстрагироваться от гнусной (В этом определении реальности режиссёр соглашается со Звягинцевым и Быковым) жизни и уйти то ли в себя, то ли в компьютерные игры, то ли в выдуманные миры фантастических книг - это, впрочем, не важно. Герман предоставляет зрителю судить о каждой из этих групп самостоятельно, без предвзятости описывая характеры представителей каждой из этих категорий, выделяя тем самым плюсы и минусы каждого мировоззрения. И, в итоге, мы имеем страшное преобладание минусов над плюсами всех из них, что, в конце концов, и можно назвать критикой, и критикой глобальной. Герман задает вопрос - «Куда двигаться?» - и ответа на этот вопрос в фильме нет. Помимо этого в фильме присутствует, как уже мною было сказано, рассуждение на тему исторического развития общества чуть ли не в духе Льва Николаевича. Герман говорит о спиралевидной модели развития общества, которая предполагает прохождение человечества через одни и те же испытания (ось Х), но будучи на разных этапах технического и культурного развития (ось У). Некоторые персонажи, например, буквально сбежали из вишневого сада Чехова, сталкиваясь с проблемами, присущими дворянству на закате их существования как класса.

Сценарная часть фильма имеет силу, но нетрадиционную - интересных и захватывающий диалогов здесь нет, но есть мысль и есть посыл. Вверх ли этот посыл, или вниз - выбирать самому зрителю, фильм оставляет много свободного пространства для личного мнения в составлении его трактовки. Герои прописаны неплохо, не многие персонажи остались к концу «картонными». Вкупе с хорошей актёрской игрой фильм обретает несвойственную артхаусу черту - реалистичность, которой многие иностранные и наши режиссёры часто пренебрегают в пользу углубления скрытого смысла, из-за чего действие получается слишком сюрреалистическим. Авторский почерк, во многом доставшийся режиссёру от покойного отца, узнаваем, и если Вам полюбился сравнительно недавний «Трудно быть богом» не только из-за чернухи, то и эта картина, с фирменными взглядами актёров прямо в камеру и, совсем уж местами, жестокостью, скорее всего тоже Вам полюбится.

Подытоживая, хочется сказать, что данный фильм сильно отличается от всего того, что уже было сказано в отечественном, да и в иностранном кинематографе, и уже хотя бы это делает «Под электрическими облаками» много чести. Да, местами что-то не докручено, местами некоторые актёры не доиграли, но это на финальном впечатлении оседает совсем чуть-чуть, благо по большей части картина получилась универсально-хорошей почти для любого зрителя, решившего сходить на серьёзное кино.

8 из 10

OpenMind

 


«Под электрическими облаками»: Короткое замыкание разума.

Трейлер фильма «Под электрическими облаками», состоящий из несколько сюрреалистичных и гламурных кадров недалекого будущего и многозначительных реплик, не только стильно исполнен, но и полностью решает задачу, которой служат все промо-материалы - заинтересовать зрителя, пообещав ему интересную историю, нечто новое и неизведанное. Однако, на деле оказывается, что видеоролик обманчив и не имеет к происходящему непосредственно в картине никакого отношения. Трейлеры блокбастеров критикуют за то, что в них зачастую содержатся самые зрелищные моменты, но монтажер ролика данной картины поступил еще более смело, собрав наиболее поэтичные фразы и самые красивые кадры, тем самым превратив гнетущую, алогичную историю маргиналов в возвышенную драму.

Начинается фильм режиссера Алексея Германа-младшего с закадровой речи, из которой зритель узнает о том, что действие разворачивается в России 2017-го года, когда обстановка в мире, очевидно, близка к кризисной. Объектом рассмотрения автор декларирует тех, кого он сам называет «лишними людьми». Не переходя к критике, можно сказать, что такая прямолинейность превосходит даже злоупотребление закадровым текстом и означает топорность исполнения и непонимание того, что кинематограф это область искусства (как, впрочем, и любая другая), в которой главными инструментами служат метафоры и многосложность. Герман же действует, не прибегая к усилиям, не рождая смыслов, не ведя диалога со зрителем - он просто проговаривает о чем, о ком и каковы цели фильма, будто зачитывая реферативную работу.

Заявив, что в центре сюжета будут находиться «лишние люди», под которыми принято понимать аристократов по крови (или же в более современном варианте - духу), не имеющих возможности для продуктивной/прогрессивной/свободной деятельности в качестве самореализации и на благо общества, из-за удушающих рамок сложившегося социально-политического строя (особенно иронично это выглядит в свете того, что финансирование лента получила в том числе и со стороны государственных органов РФ). Но то ли режиссер поверхностно знаком с литературой, хотя будут в картине звучать имена Печорина и Чацкого, то ли полагает, что зритель совершенно неграмотен, так как из семи глав, на которые поделен фильм, под определение лишнего человека можно подвести лишь героев «Места под застройку» и «Архитектора», а остальные представляются либо деклассированными элементами, либо рядовыми членами общества, не имеющими отношения к катализаторам социального развития.

Претендуя на всеохватность, как это делали классики русской литературы, не разделяя зачастую собственно литературу и философию, Герман, тем не менее, не только не приближается к эталонным образцам, но показывает полный провал в раскрытии заявленной темы. Речь героев представляет несвязными обрывками, не просто неподдающимися осмыслению из-за каких-либо скрытых смыслов и аллюзий (как это бывает в художественных произведениях, из-за чего возникает многовариантность трактовки), а из-за банального игнорирования автором сценария аристотелевской логики. «Давай поиграем в карты? А где у нас постельное белье?» - без пауз и переходов, говорят все герои и одновременно никто. Очевидно, это авторская претензия на оригинальность взгляда, рассмотрение социума во всеохватности. Но Герман воспринимает художественные приемы буквально, что вызывает смех от шизофренического бреда, коим выглядит диалоговый массив и, одновременно, ужас от того, что подобное получило экранное время и главное - зритель потратил на просмотр «Под электрическими облаками» время и деньги, ожидая прекрасного, а получив нечто, лежащее вне критериев оценки.

При профессионально выполненной, заслуживающей похвал работе оператора и цветокоррекции, превратившей мир героев фильма в вечное межсезонье со свинцовым небом, происходящее на экране наполнено физиологией в том виде, как ее воспринимают и транслирует постановщики, мнящие себя невероятными эстетами, способными в мерзости видеть красоту. Терзания плоти могут быть манящими и волнующими, выливаясь в нечто почти сексуальное, к примеру, в «Забавных играх». Или же, становясь объектом эстетизации, как в «Ганнибале» Брайана Фуллера или «Тите Андронике». А физиология во всей ее неприглядной бренности в конечном итоге становится прекрасной, если взглянуть под правильным углом, как сделал Джеймс Франко в «Интерьер: Садо-мазо гей бар». Но «Под электрическими облаками» демонстрирует лишь грязь и мерзость, настаивая на том, что это и есть реализм. Носовые кровотечения, слизь, грязные волосы, героиновые инъекции, мусор и неопрятная одежда (не говоря уже о том, что внешность большинства героев оставляет желать лучшего), жестокие убийства и мертвые животные - Герману нравится этот человеческий гной, он упивается им (странно, что не была показана рвота, дополнившая бы картину), моментом оргазма надо полагать можно считать зарисовку, в которой человека перемалывает строительная машина.

Актеры фильма, как было уже сказано выше, выглядят крайне непривлекательно и демонстрируют отвратительную игру, бросая разрозненные безликие реплики, зачастую обладая при этом ужасной дикцией. На этом фоне выделяются лишь Мераб Нинидзе, Анастасия Мельникова и Луи Франк (последний, надо полагать из происходящей в фильме претенциозной чуши, был выбран режиссером исключительно из-за особенностей лицевой пигментации). Во-первых, они профессиональны и благородно красивы. А во-вторых, лишь новеллы с их участием заслуживают внимания. Нинидзе и Мельникова предстают в истории о разрушающемся музее, что скоро будет снесен либо застроен, и сама история в образе экскурсовода в костюме гусара покидает это место, оставляя его на усмотрение ничтожных людей, живущих днем сегодняшним. Рассказ с Франком хорош его персонажем - архитектором, которого все хвалят, но никто не слышит; человеком мыслящим, ищущим и не находящим. Также есть в «Под электрическими облаками» неплохой момент, где походя осмысливается роль и значение метафизики. «Я ведь никому не снюсь кроме тебя», - скажет миловидный черноокий мальчик, но этот пассаж занимает считанные секунды, а фильм меж тем идет два с половиной часа.

Строительный мусор, речь Горбачева, бесконечный дождь, рефрены в сторону расовой нетерпимости и актриса Чулпан Хаматова зачем-то играющая мужскую роль, но не решающая этим никаких актерских задач (возможно, это особенности сексотипа и соответствующих предпочтений режиссера, кои он хотел показать в широком формате) - хаос, все и ничего. Цитируя в эпиграфе Поля Сезанна, Герман претендует на возвышенность и осмысленность, одновременно с этим бесстыдно настаивая на свой гениальности, позволяя себе совсем не задумываться о форме, так как содержание умещается в словосочетании «о великом». Сказать кому может быть интересна данная картина кроме режиссера и его знакомых трудно, ведь «Под электрически облаками» это не просто вторичность, но вторичность дешевая и примитивная, что не несет ни смысла, ни красоты. Гении, люди, опередившие свое время, зачастую гонимы и непоняты, но «Под электрически облаками» говорит не о гениях, а о маргиналах, живущих на помойке. Отрицая вековую историю искусства и культуры, режиссер Герман пытается повторить сказанное уже до него, притворяясь новатором, но и это у постановщика, культивирующего зрительский шок как основной метод своей работы, не получается, выходит лишь скудоумный рассказ об уродах, влачащих свое нелепое, грязное существование.

Cherrytie

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.