Падение Берлина

Падение Берлина
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 01 Январь 1949
Продолжительность: 2:47
Просмотрели: 293

Легендарная киноэпопея о событиях Великой Отечественной войны, вышедшая на экраны во времена расцвета культа личности Сталина. Сценарий, состав актеров и весь ход съемок фильма лично контролировались И. В. Сталиным.

 

  • В полной версии фильма в одной из сцен Сталин прилежно окапывает молодое деревцо, оживленно беседует со сталеваром. Американский публицист Бернштейн указывает, что эта сцена была изъята из фильма и уничтожена в 1953 году. Однако, это утверждение не соответствует действительности. В наше время можно легко найти в интернете версию фильма, где указанная сцена присутствует.
  • В сцене, где Гитлера приветствуют представители «мирового империализма», он поочерёдно здоровается и переговаривается с испанским, турецким, японским и ватиканским послами. К моменту создания фильма все представляемые этими дипломатами государства (уже переориентированные на США) фигурировали в советской пропаганде как марионетки американских империалистов. Таким образом создатели фильма подчёркивали, что Америка стала преемницей гитлеровской Германии в качестве лидера «мировой реакции», а её сателлиты - бывшие сообщники Гитлера. Любопытно, что в этой сцене близ папского нунция стоит молодой человек в итальянской форме, в котором можно узнать главу итальянской дипломатии графа Чиано. Однако Гитлер даже не здоровается с представителем своего союзника № 1.
  • После долгого забвения, картину вновь показали по 1 каналу российского телевидения в начале 1990-х гг., в программе «Киноправда?».
  • В 2000 году состоялся показ фильма на канале РТР 9 мая. Фильм был растиражирован на видео и DVD.
  • 22 июня 2012 г. фильм был показан на канале НТВ, вслед за премьерным показом фильма «Служу Советскому Союзу!».
  • В документальном фильме «Киногид извращенца: Идеология» (2012) «Падение Берлина» назван известным европейским культурологом и социальным философом Славоем Жижеком самым дорогим фильмом в истории.

Премии и награды

 

1950 - Международный кинофестиваль в Карловых Варах, приз «Хрустальный глобус» за лучший фильм
1950 - Съёмочная группа удостоена Сталинской премии I степени.

Сталевар-стахановец Алексей Иванов радует Родину трудовыми рекордами и за доблестный труд удостаивается приема у товарища Сталина. Окрыленный встречей с вождем, герой готовится к новым трудовым победам и свадьбе с любимой девушкой Наталией, но начавшаяся война разрушает все его планы. Алексей уходит на фронт и, сражаясь на всех фронтах и участвуя в великих битвах, которыми руководит Сталин, доходит до Берлина. В поверженной столице фашизма Алексей находит свою подругу, угнанную в плен немцами, и вместе с ней и другими освобожденными пленными радостно встречает Победу. © Fast-Torrent.ru

Армагеддон по-советски

Традиционное отношение отечественного киноведения к этому монументальному творению Михаила Чиаурели, после короткого периода инспирируемых восторгов, резко негативное.

Причина этой стойкой неприязни проста: в фильме прославляется Сталина, а значит, немедленно в топку - без какого бы то ни было желания всмотреться, преодолев унаследованную предубеждённость против всего, что маркировано именем великого горца.

А между тем картина Чиаурели, почти забытая, поминаемая в ряду классических произведений эпохи гораздо реже, чем, например, «Кубанские казаки», есть вещь удивительная, уникальная, которая, на первый взгляд, совершенно невозможна для советского кино...

«Падение Берлина» - это лишь на поверхностном уровне краткое изложение событий только что окончившейся Великой Отечественной (впрочем, учитывая, сколько времени прошло после Победы, постановочный размах и степень погружения в детали не могут не вызвать восхищение), на самом деле, картина Чиаурели - это религиозная мистерия с мощнейшим историософским посылом, от которого, даже у завзятого скептика, не может не перехватить дух.

Михаил Чиаурели вместе с автором сценария Пётром Павленко не размениваются на пятаки: им мало просто рассказать экранными средствами о войне Советского Союза с гитлеровской Германией, нет, они претендуют на то, чтобы создать собственную версию всемирной истории, показав её как альтернативу не только Новому, но и Ветхому Завету.

Кто являются главными действующими лицами «Падения Берлина»? Иосиф Сталин, ставший новым Божеством - из плоти и крови, не страдающим Богочеловеком, но полным силы и славы Богом-Отцом, и двое смертных - мужчина и женщина.

Соответственно, фабула картины сводится к тому, как двое земных людей, узревших и возлюбивших Бога, были разлучены с ним, чтобы, спустя время, пройдя через череду глубоких и мучительных страданий, которые едва бы вынес любой другой, не имевший такой духовной опоры, какую имели они, в финале воссоединиться со своим Божеством.

Понятно, что Чиаурели и Павленко не первые придумали эту схему, но, взяв её у христианства, они существенным образом её уточнили, изъяв из неё такую важнейшую деталь, как первородный грех.

Наши мужчина и женщина отпадают от Бога не потому, что проявили своеволие и нарушили ясный и недвусмысленный запрет, нет, ничего тёмного за ними не водилось - они чисты и невинны, трепетно переживая главную любовь своей жизни, любовь к тому, Кто выше.

Причиной их длительных несчастий становится внезапное неспровоцированное нападение коварного врага, не имеющего человеческого облика и каких-либо позитивных целей, но представляющего собой дистилированное, незамутнённое, абсолютное Зло.

Следовательно, развернувшаяся между СССР и Третьим Рейхом война - это не обычное, пусть и масштабное столкновение противоборствующих держав, не способных разрешить конфликты иными методами, а последний в судьбе человечества бой, Армагеддон, в ходе которого станет ясно, погибнет ли оно или спасётся.

И вынесенное в название «Падение» означает не только захват вражеской столицы под натиском победоносных войск, но и простирается гораздо шире, подразумевая низвержение всего Царства Сатаны, ликвидацию Зла как онтологической категории и, тем самым, прекращение мировой истории в её прежнем виде - как безысходное преодоление антагонистических противоречий, на смену которым приходят новые коллизии.

Прилёт Сталина в поверженный Берлин, его спуск с неба и последовавшее за этим единение освобождённых народов - это, по сути, уже начало постистории: главное препятствие на пути к коммунизму устранено, никакой крови, никаких жертв больше не будет, впереди - нечто прекрасное, невиданное, волнующее.

Даже сейчас, спустя шестьдесят лет после выхода фильма, говоря об этом, трудно не преклониться перед величием замысла Чиаурели и Павленко: выполняя государственный заказ, они не захотели оставаться в рамках парадной кинобиографии, но замахнулись указать дорогу всему человечеству.

Да, теперь мы точно знаем, чем всё кончилось, но, посмеиваясь над фаустианскими комплексами не состоявшихся пророков, очень легко не заметить выходящих зимой 50-го года из промороженного зала кинотеатра «Прогресс» или «Октябрь» потрясённых зрителей, для которых сейчас, в эту минуту, нет ни голода, ни темноты вокруг, ни бедности, ни безнадёги, но есть расступившаяся вдруг плоть грядущего - близкого, едва ли завтрашнего - и это грядущее осязаемо, восхитительно, неизбежно, как экспресс.

Чиаурели и Павленко делали свой фильм ради этих зрителей, и, значит, они были правы.

Денис Чукчеев

Все-таки и Чиаурели иногда ошибался

Картина замечательного советского грузинского режиссера Михаила Чиаурели снята как яркая народная драма, аналог «священной народной войны» из знаменитой песни. Искать исторической правды в этом творении не стоит. Точнее, правда эта подана в самом общем, мифологизирующем виде, который, как назло, и является самым живучим в общественном сознании.

При просмотре фильма я ловил себя на мысли, что все это: священная война супермирного народа с гнилой фашистской нечистью, тупые нацистские истуканы, злобно истребляющие мирное население, - как автоматы, безо всякого смысла, - все это продолжает жить, несмотря на явную условность того, что явил нам выдающийся режиссер сталинской эпохи (вспомнить хоть СС-овцев, играющих на фортепьяно Бетховена в момент расстрела евреев в соседней комнате в «Списке Шиндлера»).

И здесь заложены основы этих мифов - то есть «Падение Берлина» - своего рода краеугольный камень мифологии Второй мировой войны глазами советских и постсоветских людей в массе.

Тут тебе и сговор союзников за спиной честных и прямых советских граждан, и зверства фашизма, которые и сравнить якобы не с чем, и массовый героизм, и толпы немцев на горстку наших, и великий стратег Сталин (про него так и говорят английские миллионеры: «великий полководец», хотя какие такие полки водил Верховный в бой, неизвестно).

Место действия сверх всякой меры условно: герой варит сталь, потом гуляет по полю с любимой (днем явно), а тут немецкие самолеты, а потом мотоциклисты! Ну не подо Львовом же он сталь варил! Да и до Львова немцы не за полчаса добрались! И обстановка примерно донбасская, не западно-украинская - а в Донбасс немцы год добирались: было время любимой эвакуироваться.

Но в том-то и дело, что перед нами киномиф.

Тут и бесноватый, опереточный Гитлер, который такой слабак против мудрого Сталина, которого он напряженно слушает по радио. Остается непонятно, как такие кретины смогли захватить почти всю европейскую часть СССР. Объяснение через 30 лет дали в своей «Неизвестной войне» Роман Кармен с Бертом Ланкастером в первом фильме: страна, мол, жила мирной жизнью, к войне не готовилась. О как! Теперь нам рассказывают, что СССР был душитель всех латышей на свете, а также прочих финнов и поляков, а вот в период после Ялтинских соглашений доминировал иной взгляд.

Ну и конечно, не стоит искать натуральности в технике, которую мы видим на экране. Хотя в удостоенном «Оскара» документальном фильме «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», вероятно, были кадры парада 7 ноября 1941 года, Чиаурели снял свой парад, как-то скороговоркой. И снег у него не идет, зато по Красной площади едут послевоенные ИС-3, которые и в дальнейшем постоянно мелькают в кадре. Видимо, помпезность требовала - не на «Валлентайнах» же с Т-70 сражаться - вид не тот.

Тем не менее, фильм этот - необходимое звено в цепи представлений о войне и радует, что в 2000-е годы его сняли с полки, где он пролежал 40 лет, положенный туда в годы хрущевской антикультовой борьбы. В 2000 году «Радио Свобода», очумев, видимо, от последней, не нашла ничего лучше как сказать, что Путин возрождает сталинизм, раз показывает по ТВ этот фильм.

К счастью, здравомыслящие люди не считают, что теперь надо смотреть исключительно «Штрафбат», «Гу-гу» или «Своих». Нужно иметь представление о всех этапах нашего кино, военного в том числе. Только так и формируется трезвый и адекватный взгляд на мир.

7 из 10

Грустный бэби

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Часть 1 (ivi) Часть 2 (ivi) Часть 2 (ivi)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.