Опасный поворот

Опасный поворот
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 16 Декабрь 1972
Режиссёр: Владимир Басов
Продолжительность: 03:04
Просмотрели: 7

В богатом доме известного бизнесмена проводят вечер его друзья. Но случайный поворот разговора - и маски благопристойности падают, обнажаются истинные характеры людей...

Фрагмент (youtube)

Не будите спящую собаку

Очень люблю этот фильм. С него когда-то давным-давно началось мое увлечение английской литературой, ведь именно «Опасный поворот» открыл для меня имя Джона Бойтона Пристли, как великолепного драматурга и исследователя человеческой души. И надо отдать должное Владимиру Басову, как режиссеру. Он поставил свой фильм замечательно! Актеры очень точно знают, что им нужно делать. Каждый из персонажей на своем месте...

Благородный Роберт, не подозревающий о том, какие змеи клубятся вокруг него под видом добрейших милейших людей. Его личная трагедия в том, что он оказывается не готовым к тому, что вдруг происходит открытие. Открытие страшное и крайне неприятное. Благодаря нелепой случайности и странному повороту в ходе обычного разговора милой компании, у него открываются глаза на всех людей, кому он раньше доверял и кого любил...

Маленькая музыкальная шкатулка становится самым настоящим «Ящиком Пандоры»! И это является для Роберта настоящим шоком. Это сокрушает его. Юрий Яковлев в этой роли просто бесподобен! Его глаза - это глаза человека, поставленного перед фактом, что в жизни не осталось ничего, ради чего стоило бы жить. Яковлев сыграл очень убедительно и достойно! Заявляю это со всей ответственностью!

Образ, исполненный самим Басовым - Стэнтон - совсем другой. Это циник, не знающий ничего святого, не ведающий стыда и давным-давно забывший, что такое угрызения совести... Актерская игра - выше всяких похвал!

Шикарный диалог между честным и во многом наивным Робертом и циником Стэнтоном:

- Вы - вор, наглый обманщик, лжец и низкий, грязный соблазнитель!
- А вы - дурак, Кэплен. У вас очень солидный вид и только... Вы не желаете взглянуть реальной правде в глаза. Выдумали себе какой-то дурацкий рай, в котором и обретались, а теперь, выбравшись оттуда благодаря потраченным за целый вечер усилиям - и, заметьте, вы сами этого захотели, - теперь строите дурацкий ад, в котором отныне намереваетесь пребывать!

И хоть позиция Стэнтона нечиста, он кажется чертовски убедительным! Но несмотря на это, зритель всецело на стороне Роберта, честного душой и благородного во всех своих поступках!

Женские образы в фильме - также очень яркие, разные и запоминающиеся:

- не очень умная, но весьма миленькая (как и полагается классической блондинке), щебечущая и надувающая пухленькие губки кудряшка Бэтти;

- тайно влюбленная и страдающая леди Олуэн с грустными глазами и низким печальным голосом;

- роковая красавица супруга Роберта - Фреда, которая, как выяснилось, несчастна в браке и ищет своего счастья тайными от мужа способами...

- и писательница мисс Мокридж, которая оказалась в нужном месте в нужный час для того, чтобы подглядеть и ухватить новый сюжет для своей новой книги...

«Не будите спящую собаку» - так называется постановка, которую слушают в начале фильма наши герои-англичане по радио...

«Не буди лихо, пока оно тихо» - гласит русская поговорка... Ну чем мы не британцы?

10 из 10.

Murlyka

Собака уснула, но на неё можно посмотреть.

А не пора ли занести в Красную книгу способных ещё за себя краснеть? - Л. С. Сухоруков

Что есть внешнее благополучие, зиждящиеся на искусно сплетенной лжи и предательстве, как не зыбучие пески, где люди всего лишь отдельные песчинки, а жизнь, построенная на лжи - подземные, темные воды, что обволакивают эти песчинки, образовывая вязкую, песочную массу, попав в которую все живое непременно «засосет» в недра безысходности и опустошенности? Есть ли шанс у человека, попав на «обманчивую» почву не быть сожранным дьявольскими песками, забирающими душу в адовы чресла?

Вполне вероятно, что схожими вопросами задавался и режиссер камерной трагедии в черно-белых тонах - «Опасный поворот» - Владимир Павлович Басов. Да и как иначе? Достаточно вспомнить, что Басов принадлежал к фронтовому поколению - поколению вчерашних школьников, вместо студенческих костюмов надевших солдатские шинели и вместо танцев и вечеринок коротавших время в окопах и землянках. Это было поколение, посеянное идеалами революции, взращенное густым энтузиазмом первых пятилеток и закалившееся душой в горниле великой войны. Оно отличалось чистыми помыслами, развитой совестью и нравственной щепетильностью - качествами, ставшими впоследствии дефицитными. Проблема морального выбора для этих людей была насущна и остра - и это нашло хорошее отражение в кино. Фильмы 1950-60-х годов создают образ именно такого героя: не отступающего перед мучительным внутренним выбором, руководствующегося чёткими моральными принципами и не испытывающего дрожи в противостоянии злу. Таковы и фильмы Владимира Басова, которые принесли ему признание: «Битва в пути», «Тишина», «Щит и меч». И режиссёр питал интерес к этой теме до конца своих дней.

В своем творчестве Басов исследовал нравственные проблемы под разными углами зрения. Его интересовала как нормальная жизнь средних советских людей («Битва в пути», «Тишина»), так и поведение человека в экстремальных обстоятельствах, среди врагов и уголовников («Щит и меч», «Возвращение к жизни»). Обращался режиссёр и к западному опыту исследования человеческой нравственности, облюбовав пьесы популярного английского писателя и драматурга Джона Бойнтона Пристли («Опасный поворот», «Время и семья Конвей»). Но, именно в «Опасном повороте» предметом основного интереса становится отношение людей к правде - той самой беспримесной правде, которая одних повергает в ужас, других раздражает, у третьих вызывает саркастическую усмешку, но и те, и другие, и третьи одинаково как стремятся к правде, так и успешно прячутся от неё. И только полупомешанные на правде глупцы вроде Роберта Кэплэна лишены инстинкта самосохранения до такой степени, что позволяют этой самой правде убить себя. Люди же здравомыслящие, как Чарльз Стэнтон, прекрасно знают, что правда подобна спящей злой собаке, которую не стоит будить. Но, лихо все же разомкнуло ото сна веки и на авансцену загородного особняка выкатился клубок истинных взаимоотношений английского семейства, которому уже не осталось ничего иного, как развязывать узелки секретов на сбившейся, некогда яркой меланжевой пряжи тщательно смоделированной и чинной жизни, за пестротой которой так долго можно было скрывать не огрехи, но пороки. Ведь, сколько веревочке не виться... Клубок, распутанный до конца, оставил на пальцах каждого члена еще недавно дружной и крепкой семьи волокна изящно упакованной мерзости их быта, построенного из внешне красивых, но насквозь прогнивших декораций.

Если вернуться к настоящим декорациям фильма, то нельзя не отметить, что актёрский состав фильма причудливо смешан из кинозвёзд первой величины (Юрий Яковлев, сам Басов), по преимуществу театральных актёров (Руфина Нифонтова, Антонина Шуранова) и дебютантов (Александр Дик, Елена Валаева). Но при такой разношёрстности актёрский ансамбль сыгран настолько безукоризненно, что эту работу можно считать настоящим триумфом и вершиной раскрытия таланта Басова-режиссёра. Ведь не просто так после выхода фильма на телеэкран на студии раздался телефонный звонок из английского посольства с благодарностью за точную и бережную постановку классической английской пьесы. Фильм вышел действительно очень английский (по форме) и в то же время безусловно русский (по духу). Сыграть чопорных британцев так узнаваемо и в то же время так живо и искристо могли только наши актёры «старой школы».

Притягательность этой вроде бы непритязательной, «павильонной» постановки происходит из того неизбывного интереса и душевной теплоты, с какими мы смотрим старые советские фильмы. В этих фильмах в избытке есть то, чего, порой, не хватает: живая человеческая душа, всерьёз озабоченная моральным выбором, пульс её совести, её нравственные реакции на происходящее. Да, говорить правду - все равно что делать поворот на скорости шестьдесят миль в час - велика опасность разбиться. Но, окутывая свою жизнь и жизнь близких паутиной обмана и предательства, не стоит забывать, что всякая паутина способна рваться, особенно, сотканная из лжи. Так, может быть, стоит рискнуть и войти в опасный поворот, не боясь, что визг тормозов разбудит спящую собаку?

Фэн Тайм

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN ВК

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.