Одержимость / Whiplash

Одержимость
Оценка 8.45 (99 голосов)

 
Дата выхода: 16 Январь 2014
Режиссёр: Дамьен Шазель
Продолжительность: 1:47
Просмотрели: 30792

Эндрю мечтает стать великим. Казалось бы, вот-вот его мечта осуществится. Юношу замечает настоящий гений, дирижер лучшего в стране оркестра. Желание Эндрю добиться успеха быстро становится одержимостью, а безжалостный наставник продолжает подталкивать его все дальше и дальше — за пределы человеческих возможностей. Кто выйдет победителем из этой схватки?

Трейлер Nº2

Трейлер

  • Фильм отчасти основан на личном опыте Дамьена Шазеля. Когда он учился в старшей школе, то играл в оркестре и, по словам Шазеля, боялся своего преподавателя.
  • Майлз Теллер, который играет на барабанах с 15 лет, в процессе съемок стер себе руки до волдырей. В результате палочки, которыми он играл, и сама барабанная установка были испачканы его кровью.
  • Во время съемок сцен интенсивных репетиций режиссер специально не останавливал процесс, чтобы Майлз Теллер барабанил до изнеможения.
  • Фильм был снят за 19 дней.
  • Несмотря на свой опыт игры на барабанах, Майлз Теллер брал дополнительные уроки. Три дня в неделю по четыре часа он занимался, чтобы подготовиться к съемкам фильма.
  • Режиссер и сценарист фильма Дамьен Шазель никак не мог получить финансирование для фильма, поэтому он сделал из него короткометражку, которую представил на кинофестивале «Сандэнс» в 2013 году. Вскоре после успешного выступления на фестивале Шазель нашел необходимые средства.
  • Фильм был снят, смонтирован и представлен на фестиваль «Сандэнс» за 10 недель.
  • Во время съемок сцены, когда Дж. К. Симмонс дает пощечину Майлзу Теллеру, было сделано несколько дублей, в которых Симмонс только изображал, что бьет Теллера, но на самом деле не бил. А во время последнего дубля актеры решили сделать все по-настоящему. В итоге этот дубль и вошел в финальную версию фильма.
  • Дэйн ДеХаан отказался от роли Эндрю.


Каннский кинофестиваль, 2014 год
Номинации: Квир-Пальмовая ветвь за освещение ЛГБТ-темы в кино (Дамьен Шазель)


Сандэнс, 2014 год
Победитель:
Гран-при в категории «Драматический фильм»
Приз зрительских симпатий в категории «Драматический фильм»

 

«Одержимость» начинается и заканчивается одной и той же эффектной дробью, исполняемой главным героем в совершенно разных обстоятельствах. В первом случае - это дробь неуверенного первокурсника в пустом классе консерватории, во втором - ошеломляющее соло одержимого барабанщика в переполненном зале Карнеги-холла. Между этими двумя завораживающими музыкальными сценами - выдающийся триллер о той невидимой черте, за которую готов переступить человек, жаждущий величия.

Как и многие американские инди-фильмы последних лет, «Одержимость» дебютировала на Сандэнском кинофестивале, где как критики, так и зрители присудили ей главные награды, после чего с успехом прокатилась по миру, побывав, в том числе, в Каннах и Торонто. Типичная судьба стандартной сандэновской ленты, которая при определенной доле удачи должна завершиться парой снисходительных номинаций на ближайшем Оскаре. Тем не менее, фильм Дамьена Шазеля сильно отличается от образцового лауреата Сандэнса. Большинство премируемых на главном фестивале независимого кино картин на деле оказываются очень личными и глубоко локальными историями, нацеленными на определенную американскую аудиторию и представляющими собой расширенные версии снятых ранее короткометражек.

В отличие от них, «Одержимость» изначально задумывалась как большое полнометражное кино и не страдает периодическими сюжетными сдвигами или отсутствием внятного идейного посыла. Наоборот, история здесь на удивление целостная, держащая зрителя в напряжении почти не переставая и до боли универсальная - кто из нас не мечтал оставить после себя великий след? Вот и Эндрю Ниман, трудолюбивый студент лучшего музыкального заведения страны, хочет запомниться миру гениальным барабанщиком. Под суровым начальством привередливого дирижера Флетчера он доводит себя до полного духовного изнеможения, разбивает руки в кровь, бросает девушку ради карьеры, но никак не может достичь окончательного расположения маэстро, которое бы открыло ему дорогу в вечность.

Именно этот незамыленный, захватывающий музыкальный антураж ленты и является её главной отличительной чертой. Шазель не просто помещает стандартный драматический конфликт ученика с учителем в рамки нетривиального музыкального триллера, но доводит его до максимального крещендо, до исступленного тремоло, да так, что к финалу история приобретает нешуточный эпический размах. Физически ощущаемое напряжение, которое режиссер планомерно нагнетает от первого до последнего кадра, несколько раз за фильм доходит до своей кульминационной точки, но когда кажется, что сейчас уже пойдет развязка, картина выдает новый кульбит и шагает на следующий виток непрекращающегося тревожного ожидания, которое приведет к изумительному гипнотическому концу. Демонический Дж. К. Симмонс выдает здесь свою лучшую роль: одна игра глазами, зловещая ухмылка, резкие, четкие движения жилистых рук превращают его в Мефистофеля от музыки, как бы охотящегося за душами слабовольных музыкантов.

Майлз Теллер - невыразительный юноша, никому не известный еще пару лет назад - своей блистательной игрой, в лучшие моменты исполненной с пугающим мастерством, в полной мере оправдывает аванс, выданный ему многими критиками за роль в фильме «Захватывающее время» год назад. Когда эти двое в финале сталкиваются в беспрецедентном по накалу 15-ти минутном музыкальном поединке, напоминающем все известные экранные дуэли сразу, и непохожем ни на одну из них, все те сомнительные мысли, которые ставит режиссер о пределе возможностей, до которого готов дойти человек в погоне за недостижимым, незаметно отпадают и повисают, спустя несколько незабываемых мгновений, немыми вопросами в оглушительной тишине концертного зала.

Ре

Предел контроля

Со времен своего полнометражного дебюта в 2009-м году Дэмьену Шазеллу не слишком везло с финансированием: год спустя его сценарий «The Claim» пополнил голливудский «чёрный список», а ещё через два года он написал «Whiplash», который постигла та же участь. Тем не менее, режиссёр не отступился, снял на основе последнего одноимённую короткометражку и отправил её на Сандэнс, где та была отмечена наградой, что позволило ему получить средства на полный метр. Спустя ровно год Шазелл вернулся уже с полноценным фильмом, который по итогам фестиваля забрал две главные награды, одинаково впечатлив как обычных зрителей, так и жюри. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что данный фильм не имеет ничего общего с типичной инди-социалкой, и награды свои получил исключительно за художественные достижения.

Майлз Теллер играет целеустремлённого барабанщика, для которого музыка всегда стоит на первом месте. Обладая присущими молодым амбициями, он опасается, что может повторить судьбу отца, который давно забросил писательское ремесло и стал заниматься делами более приземлёнными - поэтому использует каждый шанс для совершенствования своих навыков, чтобы «чего-то добиться в жизни». Упорство приводит героя к знаменитому Терренсу Флэтчеру, славившемуся не только прекрасным звучанием своего оркестра, но и весьма агрессивным темпераментом, превращающим жизнь некоторых своих подопечных в сущий ад. Дж. К. Симмонс невероятно хорош в своей роли: вот минуту назад его герой умиротворённо предлагал «расслабится и получать кайф от процесса» - и вот уже он низвергает на музыкантов потоки ненависти и матерится как сапожник, который знать не знает о таком понятии, как «толерантность» - подобной изобретательности в издёвках совсем не ждёшь от столь образованного человека. Особого упоминания заслуживает его фирменный ледяной взгляд, который, кажется, заглядывает в такие закоулки души, о которых не подозревает даже её владелец. И что характерно, на протяжении практически всего фильма чувствуется некоторая неоднозначность, отношение к персонажам периодически меняется. Думаешь, что смотришь фильм об одном - а он вдруг оказывается совсем о другом и так далее.

На Амфесте в этом году показывали «Whiplash» в один день с «Before I Disappear» Шона Кристенсена (этому фильму также предшествовала короткометражка автора) - и можно было наглядно увидеть, чем отличается настоящее, смелое и талантливое кино от жалкой попытки снять типичный инди-фильм «по всем канонам»; с наркоманами, суицидом, гениальными детьми и кучей неадекватного юмора. В какой-то степени Дэмьен Шазелл показывает такое же бесстрашие, как и его герой, осознавший, что самое главное - это уверенность в своих силах. Искренняя уверенность в себе - она ведь очень заразительна. И Шазеллу веришь. Понимаешь, что идею он вынашивал не один год, и что перечисленные в картине имена легендарных джазовых музыкантов не являются для автора пустым звуком. Фильм снят с невероятной страстью к музыке, которая, в последствии, перетекает в страсть к кинематографу. Режиссёр очень дотошно обставляет сцены с живыми выступлениями, уделяя внимание мельчайшим деталям - но в тоже время не забывает о ярких характерах и острых диалогах, заставляющих актёров выкладываться по полной. Картина прекрасно продумана в своей структуре, которая создана таким образом, чтобы ненавязчиво подвести зрителя к мощной кульминации.

Сюжет о постепенном становлении подающего надежды музыканта, на первый взгляд, не предвещает ничего оригинального и экстраординарного - но Шазелл заставляет его играть новыми красками, используя как основу для своего головокружительного кино-приключения. И в конечном итоге-то оказывается, что читать зрителю морали - это последнее, что могло прийти в голову режиссёру. Главное - эмоции. Картина, в последствии, буквально взрывается и фонтанирует концентрированной энергией. Возможно, при просмотре в первый час вы будете недоумевать, почему вокруг фильма столько шумихи, и чего же в нём особенного - но незабываемая кульминация сражает наповал, и способствует впрыску такого количества адреналина, что далеко не каждому триллеру под силу. Солидное достижение для «музыкальной драмы», не так ли?

10 из 10

Lost__Soul

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

WhiteRabbit
От пользователя WhiteRabbit:
Шикарный фильм! Любителям музыки и не уверенных в себе молодых людей. настойчиво рекомендую. 10 из 10.
16:47 / 26.08.2015
Farrier_Albert
От пользователя Farrier_Albert:
Фильм отличный музыкальный и со смыслом.
06:35 / 05.07.2015
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.