Наваждение / Obsession

Наваждение
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 01 Август 1976
Продолжительность: 1:38
Просмотрели: 122

Жизнь бизнесмена Майкла Куртленда теряет всякий смысл, когда его жена Элизабет и восьмилетняя дочь погибают во время спасательной операции по освобождению заложников. Правда, их тела так и не были найдены.

Спустя шестнадцать лет Майкл приезжает в Италию, где встречает молодую женщину Сандру, как две капли воды похожую на его погибшую жену. Но вскоре он начинает замечать в поведении женщины странности…

Трейлер Nº2

Трейлер

Оскар, 1977 год
Номинации: Лучший оригинальный саундтрек


Сатурн, 1977 год
Номинации: Лучший фильм ужасов

 

Из мира мёртвых

Снятый с небольшим бюджетом триллер «Наваждение» (1976) до сих пор остается одной из действительно недооцененных лент выдающегося американского режиссера Брайана Де Пальмы. Именно здесь, прибегнув к помощи великого оператора Вилмоша Жигомонда, он в полной мере смог раскрыть свой незаурядный талант создателя эффектных напряженных сцен и гений формалиста. Взяв за основу сложный сценарий Пола Шредера под названием «Дежа вю», Де Пальма изрядно его переписал и сократил, максимально отбросив шредеровские «привязки» к творчеству Ясудзиро Одзу, и сосредоточился, в первую очередь, на вариации «Головокружения» (1958) Альфреда Хичкока.

Наверное, неслучайно то, что начальные события ленты происходят в 1959 году (через год после выхода «Головокружения»). У новоорлеанского бизнесмена Майкла Кортленда похищают жену и дочь. Дальнейший водоворот событий, снятый в стильной сновидческой манере, приводит нас к надгробию в парке, откуда одной круговой панорамой переносит нас в 1975 год, где собственно и будут разворачиваться основные действия. И, несмотря на то, что после режиссерской переработки сценария, сам сюжет стал несколько проще и сглаженней, Де Пальма использовал очень точную манеру съемки и верно подал материал, что вкупе способно искупить всё. История уже стареющего Кортленда специально выглядит несколько мертвой, лишенной красок. До тех пор пока, однажды он не встречает девушку, точь-в-точь похожую на его жену. И тут лента вновь возвращается в сновидческое русло.

Сложно не заметить щедро разбросанные киноцитаты - от уже упомянутого шедевра Хичкока, до его же «Ребекки» (1940), а также «Рая и ада» (1963) Куросавы и «В упор» (1967) Бурмена. При этом Де Пальма, будучи истинным фокусником от кино, умудряется мастерски создавать тягучую атмосферу, и поддерживать плавный ритм повествования. Особенная гипнотическая медленность присутствует даже в динамичных эпизодах, которые постановщик сознательно замедляет, иногда прибегая к рапиду. Режиссер использует весь арсенал изобразительных приемов - от глубокого фокуса и монтажа наплывом, до барочного свето-теневого решения и кружащейся вокруг героев камеры.

Замечательный актер Клифф Роберстон, игравший до этого главные роли у Фуллера, Олдрича, Нельсона, создает убедительный, меланхоличный образ потерянного человека, своеобразного живого мертвеца, который корит себя только за то, что однажды допустил роковую ошибку. Неспроста Кортленд в его исполнении скуп на эмоции - его герой, за исключением ряда сцен, словно не верит в то, что все происходящее действительно реально. Ну и конечно ярко исполнили свои роли французская актриса Женевьев Бюжо и американский актер Джон Литгоу, который в дальнейшем неоднократно снимался в других работах Брайана Де Пальмы.

В год выхода, фильм пользовался некоторым успехом в прокате, но получил смешанные отзывы критиков. Негативные отзывы в основном были обусловлены несколько претенциозной манерой и слишком очевидными заимствованиями из «Головокружения». Но, по поводу последнего можно с уверенностью сказать, что далеко не все критики в то время понимали творчество киномана Де Пальмы, который создает свое кино на материале своих любимых фильмов. Однако уже тогда многие высоко оценили стилизаторские усилия постановщика, отличную музыку Бернарда Херрманна и конечно же операторскую работу. А Национальный совет кинокритиков США вообще включил «Наваждение» в десятку лучших фильмов года.

Конечно, со временем фильм еще больше укрепил свою репутацию, и сегодня рассматривается в качестве одной из первых удач режиссера. Однако, в любом случае, фильм несправедливо остается в тени более громких работ мастера, таких как «Кэрри» (1977), «Одетый для убийства» (1980) или «Прокол» (1981). Наряду с «Сёстрами» (1973), именно «Наваждение» можно считать первыми работами, поставившими Де Пальму в пантеон молодых мастеров психологического триллера, и сформировавших стиль будущих работ мастера.

kurael

Недооцененный шедевр

Считаю, что оценка этой картины незаслуженно низка. Вместе с тем, общее число оценок очень мало - возможно, фильм не имеет широкой известности среди большинства зрителей; скорее, он просто не оправдывает ожиданий тех, кто ждет только развлечения, «экшена» и занимательности любой ценой.

О чем же фильм? Прежде всего, он о любви, которой герой остается верен и после гибели супруги. И это доказательство того, что любовь подлинна. Это чувство и чувство постоянно переживаемой потери и вины потрясающе переданы Клиффом Робертсоном. Когда видишь его героя спустя 16 лет после трагедии, можно понять, как он жил все эти годы.

Актеры в других главных ролях - Женевьева Бюжо и Джон Литгоу - также на высоте. Хотя актриса существенно старше своей героини (имеется ввиду Эми/Сандра), внешне это незаметно, и определенная «взрослость» здесь необходима для лучшего выражения характера ее персонажа во второй части фильма.

Литгоу мастерски удаются герои, одна из сущностей которых скрывает другую, но заставляет верить, что она-то и есть подлинная. Он из тех актеров, видя игру которых, забываешь, что это игра.

Относительно упреков в копировании Хичкока: в «Наваждении» нет копирования, а есть интерпретация тем, предложенных Хичкоком в «Головокружении». Хичкок в своем шедевре рассматривает вечные темы зависимости мужчины от чувства к женщине, постоянных переживаниях об одних и тех же событиях, мучительном желании найти ту, которая напоминала бы прежнюю. Брайан Де Пальма создал оригинальное произведение о любви, памяти и раскаянии. Картине более тридцати лет, но она не устарела. Финальная сцена вызывает катарсис.

10 из 10

Stalk_12

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.