Мечта

Мечта
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 13 Сентябрь 1943
Режиссёр: Михаил Ромм
Продолжительность: 1:40
Просмотрели: 177

В кое-как выбившейся «в люди» — по крайней мере, так ей кажется — Розе Скороход парадоксально смешивались сострадание и жесточайшая беспощадность к тем, кто ниже ее по социальному статусу, всепоглощающая скупость и такая же безмерная любовь к сыну-неудачнику, ради которого она живет, трудится, совершает низости, понимая в глубине души всю бесполезность этих усилий. Горькую мелодию подхватывали и другие герои.

«Вечная невеста» пани Ванда, переживающая одно за другим крушение в любой попытке как-тоустроить свою жизнь, найти того, кто даст ей хотя бы как-то устроить свою жизнь, найти того, кто даст ей возможность более менее нормального существования. Причем она изначально знает, что обречена и единственное, что принесет ей покой — добровольный уход из жизни. Такой же нелепый, избитый жизнью и ее мнимый жених — пан Коморовский, исполненный жалкой спеси, за которой пытается скрыть все ту же нищету и убожество своих дней.

Бумажные мечты

Обладатель завидного количества Сталинских премий, на момент выхода фильма в прокат - один из ведущих кинорежиссёров советской империи, верный господствующему режиму проповедник коммунистической идеологии, монополизировавшей право на истину не только в повседневной жизни, но и тех видах искусства, благодаря которым так легко оказать влияние на податливый слепой пропаганде народ, на сей раз сторонится установленных правительством строгих канонов отечественного кинематографа, позволяет художнику взять верх над верным глашатаем советских добродетелей, поведав зрителю историю о мечтах, которым не суждено соприкоснуться с угнетающей действительностью.

Убегая от злыдней наступающих дней, деревенская девушка Анна покидает родительский дом в поисках лучшей жизни, пытается стать счастливой, но раз за разом терпит поражение, всё же не опускает руки, прозябая в ожидании благополучия под крышей ветхого пансионата с заманчивым название «Мечта», в меблированных комнатах которого, разочарованные результатом своей борьбы с неумолимой судьбой, неприкаянные постояльцы то и дело справляют панихиду о несбывшихся надеждах и неосуществимых желаниях, постепенно растворяясь в затхлой атмосфере приземлённости и необузданной тяги к опьяняющему свободой выбора запаху купюр.

Казалось бы, каждый из героев имеет мечту, ревностно идёт ей навстречу, но не в силах противостоять продиктованной капитализмом социальной несправедливости, вынужден ожидать конца своих дней в постоянных заботах о приличном заработке, как того требует человеческое общество - обязательном спутнике подлинного счастья и благополучия, на самом же деле, заблуждении, указавшим несчастным мещанам неверный маршрут, в конце которого их ожидает лишь глубочайшее разочарование, в то время как неунывающая украинка Анна служит идеальным контрастом духовному кризису сих незадачливых господ, ровно как и разрушительному корыстолюбию их хозяйки, ближе всех находится к осуществлению заветных грёз, позволив им подняться высоко над царствующей будничностью.

Неурядицы участников гонки за богатством режиссёр рассматривает в кривом зеркале иронии, трагедию их жизни изображает неотвратимым роком, ибо добровольные пленники прагматичной мечты достаточно давно воспитали в себе неизлечимую алчность и эгоизм, оказавшиеся для них - простых обывателей - непосильным приговором, обжаловать который может только внезапное прозрение, как парадокс, безвозвратно потерявшееся в сверкающих при виде материальных благ глазах.

Наверное, именно обречённость стала бы основным лейтмотивом фильма, но наложенная эпохой традиция подчеркивать превосходство коммунистических идеалов внесла в сценарий свои коррективы, обязавшие режиссёра непременно воздать хвалу дедушке Сталину и его тоталитарному государству, которое, как не трудно догадаться, и стало той чистой, непорочной мечтой, которая всё же вынуждена была сбыться, тем самым, удовлетворив амбиции советской империи, а заодно и подарив Кузьминой возможность примерить маску народной героини, так легко обесцененной временем подле настоящей жемчужины искусства перевоплощения - неподражаемой Фаины Раневской, актрисы, чей громкий бенефис увековечил сию картину в истории.

Альберт Пенис

Выдающийся фильм Михаила Ромма (сам он считал «Мечту» своей лучшей картиной), снятый в невозможном для советского кино 30-х жанре камерной экзистенциальной драмы, где в замкнутом пространстве нарочито бутафорских декораций развиваются (с гармонией и мощью почти полифоническими) «маленькие трагедии маленьких людей», воплощённых великими актёрами с поразительным мастерством (вполне свободным, кстати, от «соцреалистических» клише).

Лично мне размеры и сила драматического гения Раневской открылись именно после просмотра «Мечты» - воистину великая роль великой актрисы! К счастью (если так можно сказать), выход картины пришёлся на годы войны, в другое время на экраны её, без сомнения, не выпустили бы (в лучшем случае) - слишком мало в ней бодрой веры в «коммунистическое строительство», животно-бравурного оптимизма и прочих атрибутов «важнейшего из искусств».

omni-nominis

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.