Ложное движение / Falsche Bewegung

Ложное движение
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 14 Март 1975
Режиссёр: Вим Вендерс
Продолжительность: 01:43
Просмотрели: 18

Начинающий писатель отправляется в путь, продолжая тем самым традицию великих романтиков и модных битников. Но после войны страна изменилась: она не похожа ни на прежнюю Германию, ни на современную Америку. Молодые ведут беседы о поэзии, пока старики тихо лезут в петлю.

А странствующие акробаты уже не служат символом неприкаянности искусства. Теперь это парочка из нимфетки и недобитого наци. Все хотят вернуться к нормальной жизни, но в итоге сеют одиночество.

Роуд-муви трилогия Вима Вендерса:
Алиса в городах (1974)
Ложное движение (1975)
С течением времени (1976)

Трейлер (Youtube)

  • Экранизация по произведению: Иоганн Вольфганг фон Гёте

МКФ в Чикаго, 1975 год:
Номинации: Лучший фильм

Немецкая национальная кинопремия Лола, 1975 год:
Награды
Лучшая режиссура
Лучшая работа оператора
Лучший сценарий
Лучшая саундтрек к фильму
Лучший монтаж
Лучший актерский ансамбль

 

«Некоммуникабельность» по-немецки

«Ложное движение» - пятая полнометражная работа Вима Вендерса и вторая по счету в своеобразной «дорожной трилогии» выдающегося немецкого режиссера, куда помимо «Движения» также входят «Алиса в городах» и «С течением времени» (или как ее еще называют «Короли дорог»). Во всех трех фильмах главную роль сыграл любимый актер Вендерса Рюдигер Фоглер.

Фоглер с его отстраненно-интеллектуальным выражением лица как нельзя лучше подошел на роль современного немца, переживающего кризис среднего возраста и отчаянно пытающегося найти общий язык с окружающим миром. Его герои странники с большой дороги, отправившиеся в путь на поиски своего «Я». Но, несмотря на некоторую схожесть - персонажи Фоглера в фильмах Вендерса - это разные люди.

Вильгельм из «Ложного движения» ни в коем случае не должен вызывать ассоциаций с предыдущим образом актера - журналистом Филиппом Винтером из черно-белой «Алисы в городах». Хотя по началу такое сравнение неизбежно.

Уже практически в первой сцене фильма мы видим, что Вильгельм, так же как и Филипп, находится в состоянии острой душевной депрессии. Разбив окно голой рукой Вильгельм надеется через боль почувствовать себя живым. Проснуться. Но, кажется, выбранный способ еще больше погружает главного героя в состояние оцепенения.

Вильгельм - начинающий писатель, который страстно хочет написать что-нибудь, но не знает как. В его голове вертятся тысячи идей, но он не может облечь их в форму слов. Проблема, с которой сталкивались все, кто хотя бы раз садился писать. Творческий ступор главного героя сопровождается его же великолепным закадровым монологом, в котором Фоглер сообщает нам о том, что люди его раздражают. В этом кроется одна из причин того, что Вильгельм не написал еще ничего путного.

Персонаж Фоглера по большей части неудачник. Ему около тридцати, но он до сих пор живет с матерью, в скромной квартирке, больше похожей на советскую хрущовку. Его распорядок дня - это старые пластинки с рок-н-роллом и загородные поездки на велосипеде.

По настоянию матери Вильгельм отправляется в путь. Не для того, чтобы «куда-то», а просто «чтобы». Продолжая традиции модных писателей и битников второй половины ХХ века, наш герой надеется в дороге обрести желанное вдохновение, столь необходимое в писательском деле. Знакомство с новыми людьми, постижение доселе неизвестных чувств и эмоций - вот конечная цель пути главного героя.

Попутчиками Вильгельма становятся весьма странные люди. Сначала это бродячие артисты в лице бывшего нациста и немой акробатки (кем они приходятся друг другу, Вендерс так и не сочтет нужным упомянуть), а затем молодая актриса и еще один начинающий горе-писатель.

Этим людям словно изначально суждено было встретиться. Персонаж Фоглера становится тем невидимым магнитом, притягивающим таких же, как он рефлексирующих одиночек, находящихся на жизненном перепутье, вобравших в себя всю боль и непонимание окружающего их мира. Сцена прогулки на природе позволит как нельзя лучше провести контраст между опустошенным внутренним миром героев и той естественной красотой, что их окружает. Надо сказать, что сцена эта помимо интеллектуального смысла отличается еще и великолепным техническим исполнением: продолжительность некоторых кадров, снятых без монтажа, составляет от трех до четырех минут.

Диалоги этой «великолепной пятерки» составят основную канву повествования. Благодаря изящному перу Вендерса зрителю предстоит услышать одни из самых красивых и поэтичных монологов о творчестве и смысле жизни, какие можно себе только представить. В мире «Ложного движения» человек, пару минут назад собиравшийся покончить с собой даст наиболее точное определение понятия «одиночество», а случайно промелькнувший в кадре кондуктор с удовольствием будет рассказывать о том, что, выйдя из дома, надел носки разного цвета.

У «Ложного движения» есть отличительная особенность: в отличие от двух других фильмов «дорожной трилогии», оно снято в цвете. На смену городскому ландшафту с неизменными бензоправками и кафетериями из «Алисы в городах» приходит заманчивый туристический пейзаж с вокзальным шумом и гостиничными номерами. Великолепная операторская работа Робби Мюллера позволяет прочувствовать каждый кадр фильма. Особенно здорово ему удаются дорожные планы: после просмотра картины понимаешь, что лучше старины Мюллера снимать road-movie не может никто. В этом плане «Ложное движение», несомненно, один из самых атмосферных фильмов Вендерса.

Снятая в самом начале 70-х годов, картина Вендерса демонстрировалась по всей Германии и вызвала сильнейшую реакцию у людей, почувствовавших, что она выразила их собственные, накопившиеся в душе, сомнения и боль. Вендерсу, как никому другому, удалось наиболее точно изобразить послевоенную Германию, пытающуюся вступить в новый исторический этап, но, вместе с тем, еще не оправившуюся от недавнего прошлого своих отцов и дедов.

Бодхисатва

Неприкаянность

«Ложное движение» - мой любимый фильм в творчестве Вима Вендерса. Не потому что это ранний, философский Вендерс, не потому что «Ложное движение» входит в состав его гениальной трилогии с Фоглером. По необъяснимым причинам, это кино меня сильно цепляет и находит отклик. Оно мне кажется совершенным, хотя я подозреваю, что совершенства не бывает. Могу иногда зевать на «Ложном движении» и теребить рукав, часто встаю покурить или перевожу взгляд на стену, но раз за разом оно проникает в меня все глубже, а монологи об одиночестве накрепко врезаются в память. В этом фильме Вим Вендерс дошел до сути неприкаянности и мизантропии, но представил эту суть не в виде интеллектуальной красивой головоломки, которая отчуждает ее от зрителя, а снял с нее украшающие маски и довел безысходность до самого конца, и даже дальше, за пределы самого фильма.

Осталась позади Вторая Мировая Война, яростные и прекрасные шестидесятые, в индустриальном, закопченном мире романтика стала не востребована. Она превратилась в плоское подобие себя в виде мыльных опер и женских романов. Вим Вендерс берет за основу книгу великого романтика Иоганна Вольфганга Гете и с убийственной откровенностью демонстрирует, что путешествие в поисках себя - анахронизм, грозящий путешественникам не только еще большей потерянностью, но и полным крушением здоровой личности. Его путешественники раз за разом совершают ложные движения и еще глубже уходят в дебри одиночества, хотя по мотивам, должны достичь просветления.

Рюдиггер Фоглер, мрачный актер, мимика которого без лишних пояснений выдает в нем человеконенавистника, отправляется в свое второе странствие под именем Вильгельма Мейстера. Будто реинкарнация... Он вновь писатель, но в самом начале творческого пути. Самоуверенный и замкнутый, Вильгельм знает все свои недостатки как личности и писателя, но на своем Пути он надеется эти недостатки преодолеть. Именно как Путь он воспринимает поездку в Бон, во время которого он должен пройти некое научение, сделающее его настоящим творцом. К нему присоединяются акробаты, должные нести радость, но на деле еще больше повергающие в уныние - бывший нацист, играющий на губной гармошке, и молоденькая немая девушка, умеющая жонглировать. Компания пополняется и задумчивой актрисой, и неудачливым, странным поэтом. Все они ведут беседы на темы сновидений, политики, одиночества, творчества и смерти довольно непринужденно и вдохновенно, но когда они сталкиваются с настоящей смертью и настоящим одиночеством, компания разбредается, осознав, что что-то сделали неправильно. Остается один Вильгельм, который раз за разом отгораживает себя ото всех. В начале и в конце, считая, что именно так становятся писателями.

Всё уходит как сон, и эти люди опоздали. Они опоздали предотвратить войну, опоздали побороться за свободу, опоздали насладиться горными пейзажами, насквозь проникнутыми незримым тленом. Выросшие в послевоенное время, когда мир находился в подвешенном моральном состоянии, они сами оказались носителями отчужденности, и взаимодействуя друг с другом, вроде бы спасаясь от внутренних бездн, они погружаются в них еще больше, не способные помочь ни себе ни друг другу, выстраивающие мастерски стены из лишенных чувства разговоров об искусстве.

По-моему, здесь есть точное определение одиночества, данное промышленником, у которого останавливаются герои. Он говорит, что одиночество - искусственное, внешнее чувство. Оно появляется, когда ты вспоминаешь прошлое и когда ты видишь других людей, будучи совсем один. Одиночеством надо упиваться, оно должно заставлять парить, утверждает промышленник, и, осознавая, что люди из его дома уйдут, как пришли, взмывает под потолок на веревке. Еще одна жертва ложных движений.

Вим Вендерс в своем пятом фильме наиболее близко подобрался к невыразимому чувству неприкаянности, очертив его и выплеснув на экран. И недостаток фильма именно в его выразительности, депрессивных, но для меня прекраснейших цветов изображения и пейзажей, в метких, изымающих душу печальных диалогах, в омертвевших лицах Настасьи Кински и Рюдиггера Фоглера, в тревожной и проникновенной музыке Юргена Книпера. Этот гениальный фильм не каждому придется по вкусу из-за острого ощущения безысходности и монотонности. Но он один из лучших самых.

10 из 10

Arbodhy

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.