Легенда о великом мастере дзюдо / Sugata Sanshirô

Легенда о великом мастере дзюдо
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 25 Март 1943
Режиссёр: Акира Куросава
Продолжительность: 1:19
Просмотрели: 99

Фильм повествует о развитии дзюдо в Японии конца 19-го века. В центре сюжета - молодой человек Сугата Сансиро, прибывший в большой город с целью изучать боевые искусства. Сначала он попадает в школу джиу-джитсу, но после того, как видит, что его новый наставник устраивает на своего конкурента - легендарного учителя дзюдо Сюгоро Яно подлую засаду и с позором оказывается повергнут им, Сугата упрашивает Яно взять его в ученики.

Однако, путь воина, тернист и сложен не только своими физическими нагрузками, но и твёрдым моральным кодексом, подчинения которому требует Сюгоро Яно от своих учеников. Однажды из-за юношеской горячности преступив его, Сугата прыгает в пруд, повинуясь повелению учителя: «Умри!», и проводит в ледяной воде целую ночь. На рассвете он видит, как над поверхностью воды распускается цветок лотоса...

Фильм второй: Легенда о великом мастере дзюдо 2

Фрагмент

Экранизация по произведению: Сунео Томита

  • В марте 1944 года фильм стал жертвой цензуры. Без ведома режиссера фильм претерпел множество купюр и стал короче почти на 20 минут (было вырезано около 600 м пленки).

Начало

«Ум человеку нужен, чтобы смотреть на вещи под разными углами» (Вай Чун).

Что такое кино? Ответ на этот вопрос не обязательно искать в словаре. Для нас, зрителей, он очевиден. Вернее, он очевиден для каждого из нас. Кто-то скажет: кино - это развлечение, и будет прав. Оно стимулирует воображение, вызывает эмоциональный отклик, играет на тонких струнах нашего настроения. Оно заставляет нас плакать и смеяться, и мы сами ему это позволяем. Другие твёрдо уверенны, что кино - это искусство. Нет, конечно же, далеко не всё. Но то, что можно с уверенностью назвать искусством, способно творить историю, просвещать, провоцировать столкновение мнений, дарить эстетическое наслаждение и вызывать катарсис. Его ещё называют классикой, причисляют к шедеврам и записывают в Золотые фонды.

Но есть и такие, для кого кино, будучи одновременно и развлечением и искусством, становится чем-то большим, чем просто совокупностью творческих усилий многих людей. Для таких зрителей кино - не что иное, как дверь в иную реальность. Добро пожаловать в мой мир.

Следуйте за мной, и я возьму на себя смелость побыть вашим проводником. Для начала закройте на минутку глаза, представьте, что за дверью перед вами совершенно другой мир, отчасти подобный нашему, но со своими неповторимыми особенностями. Это мир чёрно-белого кино и старой Японии, такой, какой она, возможно, была в эпоху Реставрации Мэйдзи. Это мир великого мастера Акиры Куросавы, чем-то напоминающий сон.

Мы попадаем в самое начало этого чёрно-белого сна. Вместе с юношей по имени Сансиро оказываемся в большом городе и отправляемся на поиски школы боевых искусств. Судьба сводит его на дороге, залитой лунным светом, с учителем дзюдо, когда тот вынужден отбиваться от нескольких нападающих разом. Но он выходит победителем из потасовки, и, потрясённый мастерством наставника, юноша напрашивается к нему в ученики. И с того дня вся его жизнь будет неразрывно связана с дзюдо и поиском собственного пути в нём. Два года спустя последовало продолжение, завершившее историю «гения дзюдо». Но «Сугата Сансиро» (оригинальное название) Куросавы был лишь началом. В течение тридцати с лишним лет режиссёры под разными углами рассматривали эту историю. Роман Цунзо Томиты пережил семь экранных воплощений и, вероятно, будет экранизирован ещё не раз.

Заглянем ещё глубже в эту реальность. Так мы окажемся в самом начале творческого пути Акиры Куросавы. Имя этого выдающегося мастера кино знакомо не только эстетам. Его гениальные работы «Семь самураев», «Ран», «Расёмон» и многие другие кажутся неподвластны времени. Их можно и нужно смотреть сейчас, чтобы понимать, откуда берутся истоки некоторых киноприёмов не только современного азиатского кино, но отчасти и мирового. Куросава - это Жорж Мельес Страны восходящего солнца. Но, как и у всякого мастера, у него тоже был свой период обучения. «Гений дзюдо» (или «Легенда о великом мастере дзюдо») медлителен, подчас медитативен. Настолько, что может отпугнуть современного зрителя, привыкшего к динамичному развитию сюжета. Схватки, отмечающие ступени физического и духовного развития героя, поставлены на пределе реалистичности, а это заметно снижает их кинематографическую зрелищность. Отдельные сцены скомканы и не получают должного развития. Учитывая, что режиссёра отстранили от монтажа, существенно сократив хронометраж, сейчас трудно сказать насколько целостным было его творение первоначально. Впрочем, когда речь идёт о картине 43-го года, не так просто определить, в чём заключаются её безусловные недостатки, а когда необходимо делать скидку на время и, в большей мере, на западное восприятие. В более поздних работах Куросава будет использовать многие из тех приёмов, которые он применил в первом фильме, только доведёт их до совершенства.

Как и в любом сне, пласты реальности в этом чёрно-белом мире наслаиваются друг на друга. Сделаем небольшой шаг в сторону и увидим, что «Гений дзюдо» художественными методами рассказывает реальную историю. Мы становимся свидетелями зарождения дзюдо. Дзигоро Кано, основатель этого направления, некогда отошёл от принципов дзю-дзюцу, практиковавшихся в постфеодальной Японии повсеместно. Он сделал мягкость и духовность основами своего пути и навсегда изменил мир боевых искусств. Именно он послужил прототипом наставника, а главный герой фильма списан с его ученика Сайго Сиро.

Сделав шаг в другую сторону, мы увидим, как из фильма Куросавы впоследствии вырастут многие азиатские и западные картины о спортивных единоборствах и самосовершенствовании вставшего на этот путь человека. Будучи по-своему оригинальными, они используют те же приёмы, те же инструменты воздействия на зрителя. «Гений дзюдо» вовсе не гениальный фильм. Просто он находится в самом начале. Там, откуда красными нитями расходятся в стороны многие пути. И это повод для восхищения.

Кеттариец

Обдумывай тщательно, а действуй решительно (с) Дзигоро Кано

На мой вкус одна из лучших работ Акиры. Все сделано настолько мастерски, будто мудрец неторопливо и лаконично рассказывает нам истории из жизни Сайго Сиро (реальный прототип главного героя фильма), или мы сами, восхищенно перелистываем книгу его историй. Поэтому, картина выстроена как антология отдельных историй про Сайго. Благодаря делению на новеллы, объединенные участием в них главного персонажа, картину смотреть легко и интересно.

Вообще, фильм получился весьма зрелищный и смотрибельный, в особенности для 1943 года. Вполне понятные всем культурам диалоги перемежаются сценами единоборств. Важно, что Куросава выдерживает чувство меры не позволяя себе уйти с головой у спортивные детали.

Например бой с отцом возлюбленной Сайго будет интересен прежде всего психологической составляющей. А в завершающем поединке, неожиданно появятся общие планы, не позволяющие насладиться деталями, но добавляющими потрясающий визуальный колорит. Только представьте, как эффектно смотрятся двое бойцов на фоне колосящегося поля, сильных порывов ветра и очень тревожных облаков.

Вообще, изобразительные решения это львиная доля успеха этой ленты. Если цветок лотоса кажется в сцене с внезапным озарением банальным и лишним, то визуализация облака в момент схватки заслуживает самых высоких оценок. Куросава очень точно сумел «поймать» главное.

Прекрасно подходит для главной роли Сусуму Фудзита, актер который позже много снимался у Акира, но с каждым разом получал все меньшие по значимости роли. Я думаю, что в «Гении дзюдо» у Сусуму решительно все удалось. Он великолепно показал Силу, Смирение и Сомнения.

Так что, я остался о фильме самого высокого мнения. Сложно рассуждать о причинах постановки этой ленты, но очевидно что в один из самых сложных для Японии периодов, японцы были показаны с самой лучшей стороны, преимущественно сквозь призму личности реального персонажа.

Считаю, что фильм входит в число 5-7 лучших фильмов 1943 года, а высокая оценка обусловлена прежде всего сравнением с картинами тех лет (которых я просмотрел не так уж и мало), равно как и сопоставление с «Великим мастером» Вонга Кар-Вая. Я не увидел принципиальной разницы в классе этих лент (разумеется, принимая во внимание различные технические возможности).

9 из 10

cyberlaw

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.