Кроткая / Une femme douce

Кроткая
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 28 Август 1969
Режиссёр: Робер Брессон
Продолжительность: 1:28
Просмотрели: 9

Cбивчивый монолог мужчины у безжизненного тела его молодой жены, за несколько часов перед этим выбросившейся из окна.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

  • Экранизация по произведению: Фёдор Достоевский

Сан-Себастьян, 1969 год
Победитель: Серебряная раковина

 

Скромное кино

Робер Брессон - человек, практически в одиночку пытавшийся повернуть громадную машину кинематографа на путь спасения. Без преувеличений - это настоящий герой и самоотверженный гладиатор, мужественно сражавшийся с хищническими инстинктами толпы, априори понимая, что последняя его не пощадит.

Итак. Метод съемки величайшего визуального аскета всех времен полностью противоречит каким бы то ни было новаторским, модным, популярным кинематографическим решениям. Проанализировав тенденцию развития кино, вы легко заметите, что она экспоненциально возрастает в сторону все большего наполнения и насыщения картинки вплоть до появления абсолютного зрелища - блокбастера, смело разрушающего сознание зрителей и убивающего своим стомиллионным молотом (мощнее несокрушимого Тора) все, что от него отлично. История развития кино до сего печального события предполагает регулярную смену вкусов и направлений. Множество гениальнейших творцов примыкали к ним (например, Антониони, Росселини к неореализму; Феррери, Пазолини к нонконформизму) и только Брессон одиноко и неустанно вплоть до последней (и возможно лучшей) его работы выгибал свою абсолютно ни на что не похожую, несравненную и невостребованную линию развития кинематографа.

Главный элемент картинки Брессона - не конкретная ситуация, эмоция, сюжетная линия, но пустота, ничто которые неизменно их сопровождают. Возможно, будучи единственным режиссером благосклонно и, с уважением, относящимся к зрителю, Брессон намеренно оставляет лакуны, которые заполняем мы сами. Тогда-то и включается почти атрофированная сегодня функция души - воображение. Но также, как собирая кубик-рубика можно достигнуть только одного верного результата, так и зритель в итоге невольно (но самостоятельно) приходит к ошеломительной истине.

«Истина - это смерть». Так говорил современный Брессону писатель Луи - Ф. Селин. И действительно почти каждый фильм режиссера изображает трагедию. Даже форма, посредством которой она преподносится способна вызвать почти панический ужас. Как и в реальности в ней начисто отсутствует пафос и картинность. Это обычное событие в череде бессмысленных событий, которое просто может уничтожить вас. Такова смерть несчастной Мушетт, канувшей в воду подобно камню (через секунду водная гладь восстанавливается), так умирает бедный ослик бальтазар (среди стала овец, не обращающих на него никакого внимания), так же и девушка, добровольно умертвившая себя, запросто растворилась в небытие. Но вот Федор Михайлович некогда не прочитал о ней маленькую газетную заметку, которая в итоге породила одну из лучших повестей мировой литературы о супружеской жизни.

Не в силах взвалить на себя ношу анализа столь почтенного произведения, я лишь замечу, что на мой взгляд, это притча о необъяснимом. Героиня как бы олицетворяет собой высшую нравственность и добродетель. В некотором смысле Достоевский пошел против церкви и христианства, ибо самоубийство героини его «фантастического» рассказа - абсолютно чистый и нравственный выбор. Это одновременно и нежелание обманывать своей привязанностью горячо любящего ее мужа (поэтому и деспота) и отвержение материальной ростовщической мещанской жизни и... что-то еще, не поддающееся никакой логике, анализу или описанию.

Именно это «нечто», как мы уже поняли, Брессон умеет ловить как никто другой. Поэтому он постоянно вновь и вновь возвращается к Достоевскому, лучшему художнику необъяснимых сторон души человека.

Но, напоследок, возвращаясь к вопросам истины. Безусловно, Брессон - очень мрачный художник, недаром любимый фильм Ханеке - его «Наудачу, Бальтасар». Но наряду с откровенной, режущей глаза чернотой, истиной небытия, в его фильмах неизменно присутствует и другая, совершенно призрачная, далекая и недостижимая, но... столь же реальная правда. Действительно, если признать, что существуют вещи абсолютно непознаваемые, алогичные и необъяснимые, более того, они окружают нас постоянно (и мы сами - одна из них), то возможно, что строго необходимый и неизбежный «феномен» смерти и, конечно, порождаемая им безысходность - просто химеры. Творчество скромного француза тому доказательством. Раз вы прочитали это, значит он жив.

shnur777

Не очень кроткая

Робер Брессон - гениальнейший режиссёр. Гордо располагается в списке моих любимчиков, а его «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» вообще выходит за рамки любых списков. Нельзя не согласится с Тарковским и его цитатой о Брессоне «Брессон меня всегда потрясал и притягивал своим аскетизмом. Мне кажется он единственный достигший абсолютной простоты в кинематографе. Так как в музыке это сделал Бах, в живописи - Леонардо, как писатель - Толстой. Он для меня является примером гениальной простоты».

«Кроткая» - это особый «брессоновский» вид экранизации одноименного произведения Достоевского (следом за которой последуют ещё две - одна Достоевский и одна помесь Толстого с Достоевским, плюс до этого была одна «достоевщина» - итого 3,5!).

Уже привычный отказ Брессоном от «станиславщины», применение «брессонщины»(про игру актёров) и ярко выраженного, проработанного до мелочей стиля, умноженного на идеи Достоевского(начинать повествование у ног трупа жены главного героя - явно не французской эстетикой пахнет), дало невероятные результаты, в виде сверх чувственной, социально - экзистенциальной созерцательной драмы.

Как и всегда в фильме много дверей, множество странных хождений актёров и неординарных планов.(иногда на некоторые планы и «фишки» приходит сравнение с ранним Рене, но в этом фильме реже).

Будет и нежность, и любовь, и деньги, и семейная жизнь, и непонимание, и грусть, и тяжесть, и отчуждение, и интересные диалоги с запоминающимися цитатами, «брессоновская» СВЕРХ эстетика и много чего ещё с разрывным катарсисом в награду.

Среди всех его работ «Кроткая» занимает твёрдую вторую позицию сразу после»... Дух веет где хочет» (личное мнение).

SavE_58

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video Любительский одноголосный (ВК) ВК

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.