Крейцерова соната

Крейцерова соната
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 04 Январь 1988
Продолжительность: 2:38
Просмотрели: 270

Сложные морально-нравственные проблемы, которые семейная жизнь ставит перед своими героями, делают фильм созвучным не только времени создания повести. В киноверсии, как и в ее первооснове, сталкиваются разные временные пласты, она остросюжетна и динамична, интересна и своеобразна по кинематографическому решению.

«Крейцерова соната» - советский художественный фильм 1987 года, экранизация одноимённой повести Л. Н. Толстого.

Награды:
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых.

Разговор в поезде

Вагонные споры - последнее дело,
Когда больше нечего пить.
Но поезд идет, бутыль опустела,
И тянет поговорить.

Девятнадцатый век, Россия. Поезд. Обычный треп, который под перестук колес вдруг кажется необыкновенно значимым. Случайные попутчики, друзья на сутки или на один час, которые сойдут каждый на своей остановке и пойдут кто куда. Таким людям можно незаметно выложить всю свою жизнь - все равно через день они забудет и вас, и весь ваш рассказ. Впрочем, спутнику Позднышева вряд ли так просто удастся выкинуть из головы ночной разговор. Итак, поезд идет, в окошке стемнело, а некто, сидящий напротив, обнажает душу в своей страшной исповеди.

Лев Толстой вновь соединяет в своем произведении железную дорогу, адюльтер и смерть. Смяв своими железными колесами тело Анны Карениной, двенадцать лет спустя, быть может, тот же самый поезд приютил в своем вагоне некоего Позднышева - человека обычной наружности и не самой обычной судьбы. Дело в том, что этот самый мужчина убил свою жену, застав ее в неурочное время в компрометирующей ситуации с одним молодым человеком. Впрочем, неправильно было бы полагать, что банальная измена могла разом лишить Позднышева разума и толкнуть его на тягчайший грех. Поэтому, желая, чтобы его поняли, рассказчик начинает издалека, и анекдотичная фабула о муже, вернувшемся однажды из командировки на день раньше, уже не кажется столь смешной и избитой.

Удивительно, насколько точно еще в позапрошлом столетии Толстой разглядел пустоту между мужчиной и женщиной. До того об этом как-то не задумывались, судьбу детей решали родители, а браки завершались лишь после смерти одного из супругов. Но прогресс не стоит на месте, чему, например, свидетельством это чудо техники - поезд, и вот уже влюбленные могут бросаться в объятья, идти под венец и отдаваться друг другу до тех пор, пока чувственность их не будет исчерпана до конца. Но когда этот день неизбежно настанет, останутся лишь два чуждых друг другу человека, и ничего более. Ссоры на пустом месте и споры по пустякам, неловкое молчание и фальшивые разговоры о погоде. В девятнадцатом веке (да и сейчас!) это была просто клетка, и многие стремились сбежать из нее всеми силами. Кто-то разводясь, кто-то уходя налево, а кто-то - хватая оружие. Настоящий гимн некоммуникабельности, появившийся едва ли не за сто лет до Микеланджело Антониони.

Может показаться, что в рецензии слишком много Толстого и слишком мало фильма, но тому есть причина. Михаил Швейцер экранизирует «Крейцерову сонату» практически дословно, превращая фильм в монолог одного героя, и делая нас, зрителей, еще одними пассажирами, вынужденными слушать его историю. Сам Олег Янковский называл роль Позднышева одной из лучших в своем репертуаре. Это и неудивительно, ибо здесь есть сколь угодно большое пространство для маневра - излом характера, переход от беспечного юнца до влюбленного мужа и далее, до уставшего человека и аффектированного убийцы. В уста Позднышева вложена целая философия, актуальная тогда, но не менее, а то и более значимая и сегодня. Вопрос: «почему убил?» совсем непрост, и этот мгновенный всплеск эмоций родился не на пустом месте. Это раздражение, копившееся годами. И это не история двух людей, это приговор любви между мужчиной и женщиной. Во всяком случае, такой, каким его видит великий писатель.

Фильм нетороплив и выдержан в темных тонах. Ночь, фонарь в поезде едва светит. Флэшбеки, в начале красочно рисующие беспутную юность Позднышева, со временем становятся мрачнее и угрюмее. Из темноты выступает лицо Янковского, то бесконечно уставшее, то загорающееся вдруг лихорадочным огнем. В его распоряжении всего одна ночь для того, чтобы рассказать абсолютно незнакомому человеку о себе все. Швейцер отступает в тень, лишь изредка напоминая о себе режиссерскими находками - так разгульная молодость ассоциируется с несущимся на всех парах поездом (опять этот образ!), а сцена отпевания жены Позднышева нехитрым параллельным монтажом пересекается со сценой ее венчания в этой же самой церкви. Но всё же это спектакль для двоих - писателя и актера. Но вот эта история рассказана, а миллионы подобных совершались и совершаются по всему миру. Попутчик прощается и уходит. Конец?

ArmiturA

Влюбленность истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие.

Янковский считал эту свою работу одной из лучших. Здесь реально, целое море возможностей для актёра. Этакий моноспектакль с массовкой.

Повествование идёт от лица главного героя, перед нами предстаёт то, нервный, измученный бывший заключённый, то счастливый молодожён, то строгий ревнующий муж. Столько ипостасей одного человека в исполнении великого актёра. Янковский и вправду велик в этой роли.

Необъятен, всепоглащающ, бесподобен.

Весь фильм держится на нём. Практически, более 50% экранного времени занимает его крупный план. И он не отпускает, как искусный гипнотизёр, он затягивает и заставляет смотреть этот фильм не отрываясь. Его игра это что-то уникальное. После этого фильма другого человека в роли Позднышева представить трудно.

После этой экранизации, я думаю, мало кто отважиться переснимать. Переплюнуть вряд ли получиться. Здесь кроме Янковского замечательный актёрский состав. И хотя роли небольшие, благодаря тому, что это произведение Толстого, играть есть что каждому из них. Лишних людей, впрочем как и всегда, у классиков нет. Они не дежурные фигурки для галочки, это детально проработанные персонажи, со своим внутренним миром. Даже простой алкоголик на вокзале не лишён смысла.

Толстой - это глыба. Не зря его за рубежом считают одним из лучших русских писателей. Экранизации по его произведениям с правильным режиссёрским подходом просто обречены на успех. Каждое произведение- это целый мир, неисчерпаемый и огромный. И, как правило, при экранизации, к сожалению, очень многое приходиться вырезать. Тем более у Толстого. Не помешается он в экранные рамки, даже сериалы не имеют возможности показать всё, что имеется в книге. Тем более, если это огромные романы. С рассказами и повестями получается, кстати, лучше, интереснее. «Собачье сердце», «Мой ласковый и нежный зверь», та же «Крейцерова соната». У режиссёра, в такой ситуации развязаны руки. Ведь любое кромсание первоисточника чревато разрушением структуры произведения, а здесь ничего не надо выбрасывать и вырезать. Получается, как бы, готовый киносценарий. Бери и ставь.

У режиссёра получилось не нарушив ткань повествования передать всё, что было заложено в произведении. Ненапышенно, просто, со вкусом. Всё снято, камерно, без бравады и позёрства. Тихо и спокойно. По театральному. Камера практически статична. Всё держится на игре актёров. Нету отвлекающей музыки, кроме как в конце, когда всё уже ясно и подводится итог. Измождённые глаза Позднышева, смотряшие на тебя и как бы говорящие тебе, не своему собеседнику, а тебе, зрителю, которому только что, рассказал всю эту историю: «Простите».

Все поклонникам творчества Янковского к просмотру обязателен.

Batbatareika

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Серия 2 Серия 1

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.