Красная палатка

Красная палатка
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 23 Декабрь 1969
Продолжительность: 2:39
Просмотрели: 271

Полное драматизма киноповествование об интернациональной арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле, о постигшей её катастрофе и спасении большинства участников советскими лётчиками и моряками ледокола `Красин`. Этот фильм о мужестве и риске, о силе и слабости духа, о цене жизни и смерти, о самом суровом суде — суде совести.

 

  • Премьера фильма состоялась в Риме 24 декабря 1969 года, а в Москве - четыре месяца спустя. Фильм демонстрировался на Западе и в СССР в разных вариантах монтажа и с разными звуковыми дорожками: в советском варианте звучит музыка А. Зацепина, в итальянском - Эннио Морриконе.
  • Показанные в фильме события 1928 года в основном соответствуют действительным. Некоторые подробности не отражены или изменены. Например, по фильму Нобиле получил при катастрофе гораздо более легкие травмы, чем в действительности, а Мальмгрен и вовсе остался невредим; «Красин» выходил в море ночью, без многолюдных проводов; сама «красная палатка» была в реальности намного меньше и другой формы, нежели в фильме. В «западном» варианте монтажа показан второй полёт Лундборга на льдину и его авария, но не показана авария Чухновского, а в советском - наоборот. Вымышлены обстоятельства гибели Амундсена. В фильме он нашел место падения оболочки дирижабля и потерпел аварию при посадке. На самом деле судьба «группы Алессандрини», которых унесло на оболочке, и обстоятельства гибели Амундсена до сих пор неизвестны. Главный художественный вымысел в фильме - Валерия и её отношения с Мальмгреном, Лундборгом и Амундсеном.
  • Первые варианты сценария написал Юрий Нагибин, но из-за разногласий с продюсером он отказался от продолжения работы. Сценарий заканчивал итальянский сценарист Эннио де Кончини при участии английского писателя Роберта Болта.
  • Арктические эпизоды снимали частью в Подмосковье, частью под Ленинградом на берегу Финского залива и частью - в настоящей Арктике, на Земле Франца-Иосифа, в бухте Тихая. Эпилог фильма - образованиеайсберга - снят у побережья Норвегии.
  • Для съемок была построена наполненная гелием модель дирижабля «Италия» длиной 20 м, которую буксировали с земли и с воды на тросах. Модель несколько раз терпела аварию, натыкаясь на разные предметы при порывах ветра.
  • Реальный ледокол «Красин» был капитально перестроен в ГДР в 1956 году и после модернизации мало напоминал внешним обликом тот ледокол, что в 1928 году спас итальянских полярных путешественников. В качестве «Красина» в фильме снимали другой ледокол - «Сибиряков», построенный в 1926 году в Роттердаме (Голландия) и до 1945 года принадлежавший Финляндии, где он носил название «Яакарху» («Белый медведь»). Имея сходную конструкцию корпуса и надстроек, «Сибиряков» был заметно меньше: длина 78,45 м, ширина 19,3 м, водоизмещение 4 850 т - против 99,8 м, 21,64 м и 8832 т у «Красина».
  • По крайней мере четверо непосредственных участников событий и героев фильма были живы к моменту выхода фильма на экраны: У. Нобиле, штурман дирижабля А. Вильери, советский полярный летчик Б. Г. Чухновский и профессор Ф. Бегоунек. Нобиле присутствовал на премьере в Риме.
  • В 1972 г. фильм претендовал на премию «Золотой глобус» в категории «лучший англоязычный иностранный фильм».
  • «Красная палатка» - первый совместный с СССР фильм, финансировавшийся западной стороной.
  • Возраст ряда актёров существенно отличался от возраста тех, кого они сыграли: 39-летний Коннери сыграл 55-летнего Амундсена, 53-летний Финч сыграл 43-летнего (в 1928 году) и 83-летнего (сорок лет спустя) Нобиле, 41-летний Крюгер сыграл 32-летнего Лундборга, 39-летний Ванукки сыграл 32-летнего Цаппи.
  • Песню «На снегу стоит палатка, парапонци-понци-по...» (ее поют аэронавты на льдине, чтобы не сойти с ума от отчаяния) сочинил Юрий Визбор на мотив очень известной в Италии и крайне неприличной песенки.
  • Во время натурных съемок в бухте Тихая разломилась льдина, на которой находилась декорация лагеря Нобиле. Людей срочно эвакуировали. Другую подходящую льдину отнесло ветром от берега; артистов доставили туда вертолетом, в это время резко испортилась погода и второй рейс вертолета, который должен был доставить операторскую группу, задержался. Артисты провели полтора часа в изоляции на льдине с «красной палаткой», из припасов имея только одну ириску, обнаруженную в кармане у Юрия Соломина.

Золотой глобус, 1972 год
Номинации (1):
Лучший иностранный фильм на английском языке

«Вечный суд» или «Мечтая о горячей ванне»

«Главное, суметь найти свою роль»

Они все остались там. В красной палатке на льдине, на бескрайних просторах Арктики. Даже те, кто оставался всё это время на острове Шпицберген, на материке, на ледоколе «Красин» и даже тот парнишка из российской глубинки, которому удалось поймать сигнал членов экспедиции Нобиле. Все. Нобиле, Мальмгрен, Амундсен, Валерия, Заппи, Чукновский, все... Они не умерли, они всё ещё там. Они сидят вокруг Нобиле и выносят ему свой приговор. И всё равно, что сам он вынес его себе уже давным-давно, сорок лет назад.

«Красная палатка» - это последний фильм Михаила Калатозова, снятый в 1969 году. Это совместный проект СССР и Италии. Это один из тех фильмов, о которых говорят «на века», ибо история сама по себе вряд ли оставит вас равнодушными, а проблемы, затронутые в фильме поистине вечны.

На обложке диска значатся имена Шона Коннери и Клаудии Кардинале. Как бы это сказать помягче - оба эти знаменитых актёра являются тем самым слабым звеном фильма, из-за которого в нём совсем неожиданно проскальзывают фальшивые нотки. Это тот случай, когда хочется, что бы их не было, словно расслабившись под воздействием своей звёздности, они не играют, а переигрывают, тогда как всем остальным удалось прожить, проникнуться судьбой своих персонажей.

Сквозь весь фильм красной нитью проходит тема выбора. Правильного, рокового. А так же вопрос о том, кто же ответственен за этот самый выбор.

Этот фильм повествует о неудачной экспедиции генерала Нобиле, который заразившись от Амундсена любовью к Арктике, отправляется в сей снежный край на дирижабле. С самого начала всё пойдёт наперекосяк, однако ситуация будет усугубляться каждый раз, после того как он будет принимать то или иное решение. Итогом его решений станет смерть части команды и вечные угрызения совести. И даже теперь, спустя 40 лет, в его воображение то и дело происходит суд. Суд над самим собой. В его голове все они живы и почти все - осуждают его. Осуждают за то, что он разрешил части команды отправиться пешком за помощью, хотя понимал, что они не дойдут. И когда выясняется, что всё могло бы быть иначе, если бы радист починил радио чуть раньше, и ведь он мог сделать это, если бы лучше учился, знал элементарную физику и химию. Но он забыл. Забыл о схожести природы алмаза и графита. Забыл - и вот он итог. Но с него взятки гладки - он всего лишь радист, звание меньше, проще говоря, погоны другие.

«Дело в форме. Мы все одинаковы, когда в пижамах...Прошло уже 40 лет, так что надевайте вы свою пижаму и спите спокойно...»

Это не члены экспедиции не могут простить его, а он сам. Его гложет совесть, он понимает, что не должен был оставлять команду и улетать. Он должен был остаться. Что двигало им в тот момент, о чём он думал в то время, когда улетал с льдины. Что было 51-й причиной? Мечта о горячей ванне. Все мы люди и всем нам свойственно ошибаться, только вот ошибка подчинённого и ошибка командира в глазах людей не будет равнозначна.

Зачем люди отправляются в Арктику, или, скажем, стремятся покорить Эверест, прекрасно осознавая, как это опасно? Что они хотят там найти? Ответ на этот вопрос вам не даст никто, наверное, это просто невозможно объяснить словами нам, тем, кто не бывал там ни разу и кто вряд ли решиться на это. Это сродни влюблённости.

«А Мальмгрен был влюблён в чистоту. Как и я в молодости. А ведь чистота бесплодна, на ней ничего не растёт. Даже любовь».

Macabre

Бесы белого безмолвия

Где твой мундир, генерал,

Твои ордена?

Цой

Лучшие образцы советского кино, как правило, отличаются подчеркнутой несоветскостью. «Красная палатка» Михаила Калатозова - показательный тому пример. И зарубежные партнеры - фильм снят в ко-продукции с Италией - здесь почти ни при чем.

Генерала Умберто Нобиле, отправившегося на дирижабле покорять Северный полюс с разноплеменной командой соратников, не страшили снега и льды. Он, по большому счету, справился с Арктикой, но не совладал с демонами в своей душе, терзающими ее через десятилетия после той экспедиции, после одинокой красной палатки среди белой пустыни. И демоны эти судят его, еженощно напоминая и о бесстрашии перед лицом вечного холода, и о минутной малодушной слабости. Умирать неделями на льдине - тяжело. Умирать десятилетиями от осознания своей вины, пусть даже мнимой - невыносимо.

Удивительно несоветское кино о преодолении себя заставляет залезать в справочники для проверки года создания картины. Сделанный больше сорока лет назад фильм абсолютно актуален в плане визуального ряда: дирижабли и самолеты не выглядят картонными игрушками, Арктика веет настоящим холодом, сюрреалистические вставки напоминают французскую «новую волну», а в целом все двухсполовинойчасовое действо держит в напряжении не хуже любого сегодняшнего мега-блогбастера. Ледовый героизм с неизбежными для жанра «Боже, храни полярников» кадрами вроде поедания сырого мяса людьми, которых голод в секунду превращает в животных, потрясает. Но главное потрясение - не в этом.

...Говоря о любом фильме Калатозова, неизбежно упираешься в сопоставление с его безусловно лучшей картиной - «Летят журавли». «Красная палатка», возможно, и не дотягивает до этого шедевра, но их роднит уникальное умение автора развернуть эпос - элегией. Показать масштабную трагедию - будь то война или крушение во льдах - не как громокипящий пафос, но как человеческую историю, в которой весь ужас и боль - там, внутри тебя, а смерть, раны и обмороженные ноги - лишь слабое отражение. Не сказать, что мы прочувствовали до конца эту боль каждого из 9-ти членов экипажа Нобиле - они лишь яркие мазки, но не портреты. Но, в первую очередь, сам генерал, и его прежний соратник Амундсен, и медсестра Валерия, готовая все отдать ради возвращения любимого из снежного плена, и даже деревенский Колька, поймавший на радиоволне сигналы затерянных полярников, - по-настоящему объемные персонажи, для раскрытия которых во всей полноте Калатозову не приходится тратить много слов и пленки.

Конечно, в этой симфонии безупречно ведет свою партию актерский ансамбль. Где еще в советском кино на квадратном сантиметре собиралось такое количество непоследних отечественных и западных артистов: от Визбора и юного, хотя уже усатого Михалкова, только пробующего себя в амплуа «первый после Бога», до итальянской bellissima diva Кардинале, которую хоть и ругают эстеты за жеманство и неестественность, но с таким глазищами даже противоестественной порой быть позволительно. И, конечно, неотразимый Коннери в роли этакого Bond ex machinа, который все подметет, все объяснит, расставит точки и вынесет вердикт - негромко, вполголоса, но без шансов на апелляцию. И вердикт прост, хотя в этой его христианской простоте и состоит непривычность для приученного к однозначным оценкам советского зрителя: не судите, да не судимы будете. Или, в терминологии Калатозова, всем нам приходится иногда снимать погоны и оставаться в пижамах. Оставаться всего лишь людьми, равно способными и на бескорыстный подвиг, и на предательство ради горячей ванны.

9 из 10

МАК СИМ

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN Часть 1 (ivi) Часть 2 (ivi)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.