Корабль дураков / Ship of Fools

Корабль дураков
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 29 Июль 1965
Режиссёр: Стэнли Крамер
Продолжительность: 02:30

Место и время действия жестко ограничены; герои - пассажиры корабля - люди разных национальностей, представители разных слоев общества, и команда гигантского лайнера «Вера». Один из пассажиров философствующий карлик Глокен, дает лайнеру новое имя «Корабль дураков».

Им предстоит совместно совершить рейс из порта Веракрус (Мексика) в Бремерхафен. Они «обречены на совместное путешествие», которое продлится несколько недель. Чужие друг другу люди, предстают неким символом человеческого сообщества, отягощенного пороками и низменными страстями, которые, в конечном счете, по мнению Портер, и сделали возможным приход к власти Гитлера.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

Экранизация по произведению: Кэтрин Энн Портер

Награды и номинации:

Приз Национального совета обозревателей лучшему актёру (Ли Марвин - также за роль в фильме «Кэт Бэллу» / Cat Ballou).

Оскар, 1966 год
Победитель (2):
Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
Лучшая работа художника (ч/б фильмы)
Номинации (6):
Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Оскар Вернер)
Лучшая женская роль (Симона Синьоре)
Лучшая мужская роль второго плана (Майкл Данн)
Лучший адаптированный сценарий
Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)

Золотой глобус, 1966 год
Номинации (3):
Лучшая женская роль (драма) (Симона Синьоре)
Лучшая мужская роль (драма) (Оскар Вернер)
Лучший фильм (драма)

Британская академия, 1966 год
Номинации (2):
Лучший иностранный актер (Оскар Вернер)
Лучшая иностранная актриса (Симона Синьоре)

Отсыревшие спички.

На корабле, плывущем в нацистскую Германию, собирается весьма разношерстная публика: издатель-расист, улыбчивый коммивояжер, ссорящиеся супруги-художники, элегантный танцор фламенко со свитой девушек, ослепительная блондинка-хохотушка, высокомерная разочарованная леди, грубый бейсболист, ироничная и трогательная графиня, хладнокровный судовой врач, почтительный капитан, милая одинокая старушка, пёс угрюмый, гордая девушка с консервативными родителями, толпа бедных мексиканцев и наблюдательный, с огоньком в глазах карлик Карл Глокен. Только этот маленький да удаленький человек понимает, что люди на корабле, впрочем, как и он сам, сплошные глупцы. Они не ведают, что их ждёт, какова фатальность судьбы - пока что они надеются на светлое будущее, пьют коктейли, наслаждаются музыкой, играют на пианино, тем временем уже разыгрывается страшный дебют, кровавым эндшпилем которого станет истребление невинных людей, чудовищная бойня. И хотя всё обрывается задолго до ужасной Войны, содрогаешься уже от начала - как же невыносима лёгкость бытия!

Экранизация романа Кэтрин Энн Портер полностью лишена душераздирающих зверств, какие принято то и дело преподносить на блюдечке современному зрителю в каждой антивоенной ленте. Тем не менее, режиссёр Стэнли Крамер, четырьмя годами ранее представивший зрителям «Нюрнбергский процесс», показал в 1965-м году, пожалуй, самый пронзительный антифашистский фильм, в основе которого лежит истинная доброта к страдающим, запутанным, напуганным людям, не понимающим, что их пороки приближают ликующее Зло.

Фундаментом Зла является разобщённость общества, взаимная ненависть, подпитываемая предрассудками - на корабле присутствуют инвалиды и здоровые, богачи и бедняки, творцы и бизнесмены, продажные твари и честные люди, молодые и старые. Озлобленность подгоняет закипающая зависть. Корабль символизирует тот котёл нестерпимо обжигающий, в собственном соку варящееся общество. Портер, а вслед за ней и сценарист Эбби Манн выражают идею обречённости подобного общества. Рано или поздно обуреваемое безразличие в них приводит к катастрофе. Нацизм - это не столько явление политическое, сколько социальное: стремление к власти, как компенсация за свою несостоятельность, стремление подчинить и уничтожить, стремление всех низвергнуть до уровня бессловесного животного без прав и свобод. Всё начинается с воспитания, отношения к окружающей среде, с развития морали, умения не преступать черту. Издатель в исполнении Хосе Феррера, ораторствуя за обеденным столом в компании своих соотечественников, как раз предлагал оставить за чертой всех, кто не приспособлен выживать в одиночку. К чёрту больных, к чёрту стариков, к чёрту евреев, к чёрту, к чёрту...

Беда такого общества в том, что отдельные его представители сами по себе хороши, добры, но их бездействие, молчание или, наоборот, излишняя болтливость, возводят крошечные уколы чужой зависти до оглушающего урагана мизантропии, сметающей на пути без разбора и святых, и негодяев. Это инерциальное действие, что не под силу никому остановить; надо было очнуться от иллюзий как можно раньше (в «Гибели богов» очень чётко показывают эту запоздалую реакцию общества на деяния фашистов: пока бизнесмены спали и видели сладкие сны о контроле над нацистской партией, эта самая партия их и прирезала спящими). Портер всё же сочувствует потерянным личностям, заплутавшим в тумане депрессивном. Кажется, и сам режиссёр желает в итоге спасти их от морального разложения, от превращения в «живых трупов».

Крамер умело балансирует на острие сатиры и драмы, и в этом ему грандиозно помогает актёрский ансамбль - стоит отметить циничную кокетку в исполнении великой Вивьен Ли (учитывая, что это последняя её роль в кино, очень печально наблюдать за её усталой, поблекшей, невыразимо разочарованной героиней), шутника обаятельного в исполнении карлика Майкла Данна (пусть это, по всей видимости, единственная яркая роль в карьере актёра, но она обессмертила его), а также чуть ли не разрывающий сердце зрительское дуэт графини и судового врача - чудесной, незабываемой, гениальной пары Симоны Синьоре и Оскара Вернера. Клянусь, они так обвораживают одним присутствием в кадре, что хочется прыгнуть на корабль и вместе с ними плыть навстречу неспешной Смерти. Такой «химии» между актёром и актрисой, пожалуй, не увидишь больше ни в одном фильме. Что-то удивительное, первые несколько минут мозг просто отключается, видя не игру, но на самом деле искреннюю любовь между ироничной графиней и скептичным доктором-романтиком. Покорён безоговорочно.

«Трагедия человечества не в том, что люди умирают, а в том, что люди перестают любить...», Сомерсет Моэм.

Брайан Барнард

«Вы спросите, какое это имеет отношение к нам? Никакого»

После просмотра «Корабля дураков» все внутри наполняется удивительным чувством, будто бы слабая истина, которую вы в себе держали и не решались высказать, вдруг получила мощный поток света и разгорелась настолько сильно, что игнорировать ее уже невозможно ни вам, ни другим.

О нацизме Крамер сказал многое в своем культовом фильме «Нюрнбергский процесс». И «Корабль дураков» не только и не столько о войне и о нацизме, сколько о человеческой глупости во всех ее проявлениях, в целом. Зритель видит добропорядочных немцев, мило беседующих за столом и спокойно выслушивающих идеи об убийстве всех, кто не способен пройти «естественный отбор», зритель видит стареющую красоту, слишком дешево отданную тому, кто оценить ее не смог, зритель видит скотское отношение к людям, прикрытое множеством разных вывесок, чтобы не нарушить правила хорошего тона. Зритель видит глупость.

Он видит, как старый немец, «обретший Бога», проповедует шести сотням нищих латиноамериканцев, которые обречены провести весь путь на открытой палубе, как стадо скота, хотя среди них есть и старики, и дети, и беременные женщины... И немец, прожив не бедную жизнь и теперь путешествующий первым классом, говорит им о Боге, о послушании и смирении. Немец будет наказан за свою ханжескую слепоту, как за одно из проявлений глупости.

Другой молодой пассажир, тоже немец, некогда женатый на еврейке, но из трусости расставшийся с ней, чтобы не потерять работу. Он будет наказан раскаянием.

Доктор, не решившийся пойти навстречу своей любви, и тоже проявивший трусость, но осознавший всю трагедию такого существования, наказан смертью.

Женщина, встречающая старость всё еще 16-летней девушкой в душе, которую так и не любили за всю ее жизнь, будет наказана одиночеством.

Наконец, нацисты, решившие, что во всех бедах в их жизни виноваты «чужие». «Да, во всех проблемах Германии виноваты евреи и велосипедисты. - Почему велосипедисты? - А почему евреи?». Как будет наказана эта страшная «глупость» всем известно из истории.

И множество других мотивов человеческой глупости, которыми пронизан фильм и которые так искусно вписал в единую канву гений режиссера.

Самая страшная глупость - это прожить свою жизнь бездарно, низко, унижая себе подобных и однажды став скотом не меньшим, просто чисто и аккуратно одетым, но пустым изнутри.

«Вы спросите, какое это имеет отношение к нам? Никакого»

LilithLilith

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.