Когда деревья были большими

Когда деревья были большими
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 26 Март 1962
Режиссёр: Лев Кулиджанов
Продолжительность: 1:35
Просмотрели: 418

Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девочке, потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Оставив Москву, он отправляется на встречу с будущей дочерью…

«Когда деревья были большими» - советский художественный фильм 1961 года, драма режиссёра Льва Кулиджанова; премьера фильма состоялась в 1962 году.

Фильм стал первой драматической ролью Юрия Никулина. Исполнительница главной женской роли - Инна Гулая, для неё роль в этом фильме стала наиболее значительной в её кинокарьере. Для Людмилы Чурсиной роль в этой картине стала её кинодебютом.

В 1962 г. фильм участвовал в основном конкурсном показе Каннского кинофестиваля.

 

  • В пролет лестницы роняли настоящую стиральную машину. Купили две машины и вытащили из них моторы. Выбрали на проспекте Мира старый дом. Ассистенты режиссёра обошли все квартиры и предупредили жильцов, чтобы они не пугались грохота.

 

  • Роль Иорданова долго не давалась Никулину. Внешний облик помог ему обрести художник-гримёр Александр Иванов. Сразу решили что Иорданов будет небритым.

 

  • Кулиджанов долго искал актера на главную роль. Он подумал о Василии Меркурьеве, затем прикинул роль на Бориса Андреева. Но монументальная фактура актёров не вязалась с обликом того жалкого человечка, который вырисовывался в процессе работы над сценарием. Кулиджанов решил рискнуть - поручить роль Юрию Никулину. До этого времени он был известен в кино как мастер острокомедийных, фарсовых ролей. Самое любопытное, что Кулиджанов ни одной роли Никулина в кино не видел.
  • Долго искали костюм. Художник по костюмам и режиссёр считали, что шить специально для Кузьмы не нужно. Он должен выглядеть обшарпанным, помятым. Никак не могли подобрать головной убор. В костюмерной перебрали сотню кепок и фуражек, и ни одна актёру не понравилась. Случайно он заметил в углу маленькую кепочку со сломанным козырьком и примерил её. Это было то, что надо.

История создания фильма

Сценарий фильма, присланный по почте на киностудию имени Горького, был написан режиссёром и кинодраматургом Николаем Николаевичем Фигуровским и изначально имел название «Благоразумная ведьма». Жена Льва Кулиджанова кинодраматург Наталья Фокина показала сценарий Сергею Герасимову, который в то время возглавлял эту киностудию, после чего Фигуровский был вызван в Москву. Название «Когда деревья были большими» было придумано Фигуровским позже, в процессе доработки сценария.

Изначально на главную роль в фильме был приглашён Василий Меркурьев, который, прочтя сценарий, дал своё согласие. Однако позже режиссёру фильма Льву Кулиджанову пришлось отказать Меркурьеву, поскольку тому было сложно выезжать в командировки, а снимать натуру, как предлагал Меркурьев, рядом с его дачей под Ленинградом было невозможно по финансовым соображениям.

Юрий Никулин до этого снимавшийся только в комедийных ролях, честно сказал Кулиджанову, что не знает, сможет ли справиться с ролью Иорданова.

Фильм снимался в течение 1961 года, сначала в Москве, затем в Московской области - в деревне Мамонтово Ногинского района. Съёмки начались в Москве с трёх эпизодов, которые потом в фильм не вошли. В них более подробно рассказывалось о московской жизни Кузьмы Кузьмича Иорданова. Пытаясь заработать себе на жизнь, Кузьмич отправляется в лес за ландышами, где его жалит шмель, и с опухшей физиономией он идёт продавать цветы на рынок. Рыночные торговки накидываются на новоявленного конкурента и устраивают драку, которую разгоняют милиционеры, а Кузьмича как зачинщика засаживают на пятнадцать суток. В начале фильма об этом вскользь упоминает майор милиции в беседе с Иордановым.

Встреча главных героев, Кузьмы и Наташи, снималась на железнодорожной станции «Белокаменная» Малого кольца Московской железной дороги (в фильме - станция «Селиваново»). Здесь неоднократно снимались и другие художественные фильмы. Роль станционного смотрителя в этом эпизоде сыграл Георгий Шаповалов. Примечательно также, что на фронтоне прибывающего на станцию тепловоза ТЭ2-088 виден барельеф с изображением И. В. Сталина, культ личности которого развенчали ещё в 1956 году на XX съезде КПСС.

При сдаче фильма худсовету в декабре 1961 года против картины резко выступили Георгий Мдивани и Марк Донской. Однако немного позже картину поддержали Сергей Герасимов и тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Премьера фильма состоялась 26 марта 1962 года.

Кузьма Кузьмич Иорданов, бывший фронтовик, потерявший во время войны жену, пьёт, не работает, живёт случайными заработками. В милиции, куда он время от времени является по вызову, его стыдят и грозят привлечь за тунеядство, но на него это не действует.

Однажды, желая подзаработать, он вызывается помочь старушке донести до дома стиральную машину («с лифтом одна цена, без лифта - другая»), но случайно роняет агрегат в лестничный пролёт, а затем, оступившись и сам падает, и попадает в больницу. Проведать его приходит та самая старушка. Она рассказывает Кузьме о своей жизни в деревне, в том числе о девушке Наташе, которая, оставшись сиротой во время войны, ещё в детстве попала в эту деревню. Иорданов решает поехать туда и выдать себя за отца Наташи. Чистая и доверчивая по натуре, девушка сразу поверила Кузьме Кузьмичу. Искренне считая его своим отцом, она прощает его пьянство и безделье, и Иорданов, мучимый совестью, наконец решается сказать ей правду.

 

Наши старые советские фильмы всегда отличались какой-то простотой и лёгкостью (наверное, лучший пример этого «Я шагаю по Москве», незамысловатый сюжет в итоге вырос в фильм-шедевр), но, тем не менее, в них всегда есть что-то такое родное, чего нет в зарубежных фильма, какая-то частичка нашей души из этого фильма. Вот «Когда деревья были большими» как раз и относится к таким фильмам.

Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девочке, потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Оставив Москву, он отправляется на встречу с будущей дочерью...

Фильм поднимает серьёзные нравственные проблемы связи человека с человека, даже косвенно можно сказать с семьёй. Ведь Наташа не была настоящей дочерью Кузьмуы Кузьмича, как она думала, и когда он приезжал, по нему было видно, что едет он далеко не за тем, чтобы проникнуться любовью к своей новой дочери, а просто, чтобы продолжать дальше сидеть без дела. Но в человеке просыпается совести, во многом из-за того, что он видит, как любит его Наташа, а он всё деградирует и деградирует в моральном плане. Вот так вот вкратце, но у нас фильмы редко бывают замысловатыми, и тем не менее это ни в коем случае им не мешает, просто не надо строить Вавилонскую башню на фундаменте 3 на 4 метра. У многих режиссёров редко получается что-то хорошее, когда за плечами у них нет ничего, а сценарий попадается замечательный, фильм может просто рухнуть. А вот тут как раз ничего рушить и не пришлось, так как фильм снят в идеальных пропорциях.

Хорошо показаны взаимоотношения Наташи и Кузьмы Кузьмича, во многом из-за замечательно игры актёров Юрия Никулина и Инны Гулай. Конечно, как-то по обыденному показана дружба, а потом и любовь Наташи и Лёньки, как-то типично, но что можно было ожидать большего, всё-таки фильм далеко не об этом. Конечно, колхоз как социум показан немного бедно, но, тем не менее, всё-таки фильм - это личная драма. Личная драма о муках, об постоянном угрызении совести, и как результат о прощении. Шедеврально сделанная последняя сцена это гимн тому, что за все грехи, какими бы они не были бы, если человек раскаялся, следует прощение.

А что же значит название «Когда деревья были большими»? Главная героиня вспоминая своё детство, говорила, что помнит, что деревья были большими. Если фильм о прощении, об искуплении грехов, то тогда, возможно, время, когда деревья были большими, и есть тот алтарь чистоты и святости, ведь малые дети чисты и невинны...

В итоге и Кузьма Кузьмич остался в выигрыше, так как перевоспитался, стал другим человеком, и Наташа оказалась в выигрыше, так как наконец-то нашла близкого себе человека. Все счастливы, так может это и правильно стояло бы пойти на обман, ради такого, искреннего счастья?

Фильм снят в типично старом Советском стиле душевного и простого кино. Но он и сейчас, через столько лет согревает душу теплом, и вселяет какую-то долю оптимизма. И тех, кто думает, что Никулин это только комик, спешу огорчить. В фильме «Когда деревья были большими» он сыграл свою лучшую роль.

UEFA2009


Cоциальная сказка

Сейчас отсматриваю Шукшина и вот дошёл до хрестоматийных «Деревьев...». Несмотря на то, что сам я уже не молод, а фильмы любил смотреть с детства, как-то получилось так, что именно вот этот фильм, не смотря на все его регалии, прошёл мимо меня, а потому сейчас, спустя полвека он меня нашёл. То, что этой ленте достаётся от современных критиков лично меня не удивляет. То, что показано в этом фильме за полтора часа можно увидеть в большинстве современных сериалах за год, только хуже и зануднее. То есть здесь нам предлагают не столько драму с мелодрамой, сколько сказку. Обычную сказку на бытовой мотив. И вот тут первый большой прокол пиарщиков. Драма и мелодрама, безусловно, здесь присутствуют, но сказки больше.

Можно сколько угодно говорить о неправдоподобности или ещё каких технических деталях, а вот только почему-то слушая сказку о том, «Как солдат на царской дочке женился» мы в неё верим, а тут начинаем рассуждать о том, что не бывает таких бабушек, не бывает таких председателей, не бывает таких алкашей... Бывают мальчики и девочки, ой бывают. И есть масса людей, у которых ни отца не матери и они в эти сказки верят, и с ними такие сказки случаются, хоть и не у всех и не каждый день.

Наивно говорите, наверное. А вот только говорить о том, было или не было могут те, кто жил в то время. И не просто жил, а жил в сельской местности. А то, что считают современные «аналитеги»... Так они много чего считать могут. Например, заработанные деньги или крутость спецэффектов. А вот в Каннах посчитали и дали Пальмовую ветвь...

Для некоторых современных зрителей фильм стал откровением уже тем, что, казалось бы, комедийный актёр Никулин взял да сотворил простую, но такую душевную драму на пару с мистической бабушкой и «своей дочерью». Странно, многие считают Никулина только персонажем комедий. Посмотрите его биографию, там драмы ничуть не меньше, чем комедий.

Фильм получился на редкость цельным, а потому делить и дробить его, боюсь, не получится. Многих смущает любовная линия, которая получилась несколько скомканной. Вопрос. А у юношей и девушек чувства работают согласно неким инструкциям и предписаниям? Если вы так считаете, то боюсь вас разочаровать. Наверное, можно было накрутить там больше чего, однако это линия не то чтобы не основной, она была частью целого. То есть то самое единство. В итоге, как только зритель начинает анализировать любовную линию, производственную линию, семейную линию... Доверьте это дело хиромантам, им это привычно. Хотите понять фильм и получить удовлетворение - смотрите его целиком.

Всё же работу оператора не могу не отметить. Одна гроза чего стоит. Она вообще получилась так, что любители арт-хауса обзавидуются, плюс сцена в птичнике, плюс хоть и монохромные, но колоритные панорамы.

Итог. Отличная социальная сказка (именно социальная, а не социалистическая). Особенно она хороша для тех, кто верить в простые чудеса.

EnotSty

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.