Клетка для канареек

Клетка для канареек
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 10 Октябрь 1983
Режиссёр: Павел Чухрай
Продолжительность: 01:17
Просмотрели: 9

Олеся и Виктор — подростки. Сейчас в их жизни момент серьезного внутреннего кризиса. В общем-то, ситуация достаточно обычна для столь юного возраста — но героям фильма от этого не легче.

Они чувствуют себя запертыми в клетке, из которой так хочется вырваться на волю… По мотивам пьесы А. Сергеева «Случай на вокзале».

Ужасно! Терпеть не могу чернуху, а это именно она и есть. Притом не могу сказать, что фильм снят плохо. Нет, всё в нём попадает в точку: и промозглая осень, и тёмная ночь, и неуютный вокзал с неприкаянными пассажирами. И актёрам претензий нет: хорошо играют, скорее всего, именно то, что и задумывал автор, но сама задумка ерундовая.

Единственный вызывающий хоть какую-то симпатию персонаж - милиционер. Нормальный честный человек без претензий и истерик. Главный герой абсолютно не симпатичен. Дело даже не в том, что он слабохарактерен, ограбил квартиру и т. д. Нет, в принципе его, наверное, можно было бы даже пожалеть, а вот нисколечко не жалко. Главная героиня откровенно раздражала своей подростковой экзальтацией. Ходить с поводком давно умершей собаки, рассуждать про музыку, которая должна быть внутри каждого человека, одухотворённо закатывая глаза, задумчиво произносить «я не знаю, почему, но это так» - это не сложность внутреннего мира и не его глубина, это претензия и напыщенность. А уж шёпот в телефонную трубку «Алёша, поговори со мной, пожалуйста» и воспоминания о высокопарных папиных словах у постели больной дочери получились совсем уж в стиле дешёвой мелодрамы.

Подозреваю, что здесь была попытка сделать что-то вроде Достоевского: униженные и оскорблённые герои в сложный и неоднозначный момент их жизни, одинокие в неуютном мире. Попытка не удалась, не вышел из Витьки Раскольников, а из Олеси - Соня Мармеладова. Герои Достоевского даже в самой неприглядной обстановке внутренне красивы, а эти - просто психопаты, у которых ничего за душой нет. Я действительно не понимаю, чем Олеся так уж сильно лучше своей мамы. Только та барахло зарабатывает для семьи, а эта хотела бы клещом вцепится в папу и провести с ним всю жизнь, глядя друг другу в глаза и не обращая внимания на мир вокруг. Задуманный подростковый бунт против обывательства взрослых с такой героиней получиться не мог. Да и со всех сторон якобы положительный папа на поверку выходит каким-то пофигистом, достигшим в своей личной скорлупе нирваны - а это скучно.

История про хороших детей в отвратительном мире не вышла. Мир действительно отвратителен, но якобы хорошие дети ещё хуже. От фильма один негатив.

3 из 10

violett13

Музка в душе

В который раз душу мою тянет ностальгия по ускользнувшей эпохе. В этих фильмах 80-х помимо отточенной драматургии, блестящей режиссуры и актёрской игры на высочайшем уровне, не зависимо от количества времени присутствия на экране героя, есть ещё что-то, что я всё стремилась поймать, но оно, как туман, проходило сквозь руки. И грустно, а объяснить себе не могла от чего.

Но вот сейчас, кажется, поняла, что меня в них так зовёт. Это были последние свидетельства того типажа, которого сейчас уже нет. Достойных сынов отечества с эполетами и именными шпагами на пороге 17-го года мне тоже жаль терять, но до этих, образца 80-х, кажется, ещё можно дотянуться руками, ведь я в те годы родилась, а значит, это отцы моего поколения. Но я их не вижу, не вижу вокруг. Как страшная красная волна смыла всё в начале 20 века, так иная волна, совсем другого лагеря перемолола в муку тех людей.

Как всякий любящий свободомыслие человек, я не по совку грущу, и не по «товарищам» канувшим в небытие. А по тем понятиям чести и совести, по тем вопросам, которые люди ставили перед собой, по тем лицам, в конце концов.

«Клетка для канареек» (1983г) Павла Чухрая, которая разбередила меня, не об этом даже. Это пьеса на двоих (хоть в эпизодах мы и увидим прекрасные актёрские работы Алисы Фрейндлих, Семёна Фарады и многих других), подростковые поиски себя и своего пути в жизни, принципов, на которые можно опереться и тут же подвергнуть их сомнению, что свойственно юношескому максимализму.

Первая работа в кино 17-летней Евгении Добровольской и её первого мужа Вячеслава Баранова (для дебютантки это будет начало великого актёрского пути, у неё ещё будет 4 детей, среди её бедующих мужей - тоже великий, но сдавшийся змию, Михаил Ефремов, и данная справка здесь, может, и ни к чему, но именно после передачи, где мне открылись неизвестные ранее факты из жизни Добровольской, я и стала смотреть этот фильм).

Но Чухрай не был бы Чухраем, если бы из драмы, на первый взгляд романтической, не родилась социальная драма. Приметы времени и типажи той эпохи мы видим в эпизодах. Где такие милиционеры? А где такие внимательные и неравнодушные люди в очереди, проводницы? А сцена встречи родителями сына - военного, это всего лишь штрих, несколько секунд на экране, без слов, а у меня комок в горле, потому что нет больше таких людей. И, может, нам сегодняшним, кажется забавным и наивным, когда в фильмах тех лет говорят, что фарцовка - это плохо. Пожужжала, пожужжала общественность в те годы, а потом спросили жены у мужей, а матери у сыновей, а сыновья, в свою очередь, у отцов, которые этим вовремя не занялись: «А ты где был?» Но если отбросить сегодняшние наши понятия о честном предпринимательстве и свободной торговле, то давайте признаем, что в те годы спекуляцией занимались, действительно, не самые морально устойчивые личности. И дело не в том, что сейчас это нормально и смешны претензии к такому роду деятельности, а в том, что порядочный человек тех лет не способен был на такое, вот и всё. Да, были ещё единицы-лидеры, те, которые всегда в любых условиях плывут против течения и способны его изменить. Этакие Ретты Батлеры, но у них другие мотивы, скорее даже, не жажда наживы, а не желание жить по стандартам, и их сложно представить в малиновых пиджаках, потому что это снова стандарты.

Но фильм то, конечно, не о том. Это всё случилось потом, а Чухрай запечатлел эпоху на грани исчезновения.

«-Понимаешь, в тебе нет музыки... В каждом человеке должна всю жизнь звучать музыка. А в некоторых людях её нет... Не знаю почему.

-А в тебе то самой она есть?
-Есть, я каждую секунду её слушаю, а если она кончится я...умру».

kasatro

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video ivi ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.