Клетка

Клетка
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 17 Сентябрь 2015
Продолжительность: 2:00
Просмотрели: 1211

Ростовщик женится на бедной юной девушке, чтобы потешить свое тщеславие и начать новую жизнь. Кроткая и Неизвестный — их союз начисто лишен любви и счастья. Казалось бы, обычная бытовая история, но между супругами вспыхивает настоящая психологическая война, которая разрушает обоих и приводит к страшным последствиям. Неизвестный в буквальном смысле заточает жену в клетку, но в итоге сам оказывается её пленником.

Трейлер (Кинопоиск)

Трейлер (Youtube)

Экранизация по произведению: Фёдор Достоевский

Постмодернизация классики, или Кое-что о сплавах

Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. - И. В. Гёте. Фауст

Ох, уж эта русская классика... Набившая оскомину ещё в школе, когда придирчивые учителя силились вдолбить в наши неразумные головушки лучистые образы всяких там Катерин и социальные мотивы Мёртвых душ. Ну а уж Достоевский с его выматывающими душу страстями был и вовсе сущим наказанием. Повзрослев, мы стали немного лучше разбираться в жизни и поняли, что классическая русская литература - действительно кладезь нашей коллективной мудрости, тут учителя нам не врали. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов и т. д. - это наш национальный нерастрачиваемый актив, такой же неприкосновенный, как и наша территория. Но, может быть, именно поэтому те немалочисленные люди, которым поперёк горла огромность и независимость России, вновь и вновь покушаются на русскую классику под видом её осовременивания и «творческого переосмысления»? «Дело о «Мёртвых душах» Павла Лунгина, «Вий» Олега Степченко, «Дубровский» Александра Вартанова, теперь - «Клетка» Эллы Архангельской по мотивам повести Достоевского «Кроткая» - вот примеры всплеска интереса нынешних творцов кинокамеры к бессмертной русской литературе 19 века. Но бескорыстен ли этот интерес или имеет социальные мотивы не хуже, чем Мёртвые души?

Юрий Арабов принадлежит к плеяде известных и плодовитых современных сценаристов, без которых трудно представить себе современное российское кино. Много сотрудничавший с капитаном арт-хаусного кинематографа Александром Сокуровым, написавший сценарии по нашумевшему и весьма спорному «Доктору Живаго» Пастернака, «Колымским рассказам» Шаламова, оригинальные сценарии для отца и сына Прошкиных («Чудо», «Орда»), Арабов не винит российский народ в бедах страны. И не винит даже интеллигенцию. А - исключительно власть, экономическую и политическую систему (см., например, его выступления на «Эхо Москвы»). Но это означает, что виновен весь духовный строй, вся традиция, к которой принадлежит эта власть (а ведь власти, невесть откуда взявшейся, не бывает) и частью которой являются русская культура и русское православие. А посему истоки зла логично ищутся в истории страны - в ордынском иге, подражание которому сделало русских князей безжалостным законом-в-себе, и в бесконечной жертвенности русского человека, которая не просто не даёт жить хорошо, но вообще не даёт жить, и в невыносимой ортодоксальности православия, которое слишком хорошо «знает, как надо» и склонно навязывать это знание когда надо и не надо.

Новый проект «Клетка» - исключительно детище Юрия Арабова, который и пригласил для его воплощения Эллу Архангельскую, не успевшую ещё зазвездиться на российском киноолимпе. В написании сценария фильма Арабов применил приём, уже опробованный им в Деле о «Мёртвых душах» и Завещании Ленина: безапелляционная переделка первоисточника, подчинение своим фантазиям не только сюжета, но и самих идей автора книги, в конечном счёте - бесцеремонное использование классического текста для популяризации своего собственного видения. Продюсер Александра Пискунова деликатно назвала эту бесцеремонность сплавом Достоевского с Арабовым, но человек более простодушный и прямой, пожалуй, назовёт это иначе: совершенным неуважением к классической традиции, превращением образцов русской литературы в голый материал для своих экспериментов. Ростовщик Арабова - это уже не «человек из подполья» Достоевского, мелочно-мстительная и погрязшая в мизантропии душа, стремящаяся, однако, к широте и благородству, - но просто петербургский предприниматель, решивший разнообразить свою безрадостную жизнь той любовью, о которой он как-то слыхивал. Так же и Кроткая по-арабовски - не невинная душа, задыхающаяся от невозможности любви, а просто блаженная, слишком несвободная внутри, чтобы послать своего муженька ко всем чертям.

И ладно бы Арабов осмелился только осовременить Достоевского, поставив его сюжет на почву нынешних реалий. О нет, передовой метаметафорист идёт дальше: при помощи своего новаторского сплава прошлого и современности он демонстрирует, во-первых, никчёмность всех этих душевных терзаний и метаний по Достоевскому, во-вторых, бессилие русского православия. И это при том, что тема православия вообще не затронута Достоевским в повести! Для таких экспериментов логичнее было бы взять «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы». Но эти произведения, конечно, слишком известны и разложены вдоль и поперёк. Куда безопаснее упражняться на вещах второстепенных, самый сюжет которых мало кому известен. Сюда можно ввести, например, молодого и наивного священника, которого герой посредством исповеди прямо-таки принуждает соучаствовать в своём грехе. На протяжении всего фильма этот самый священник ест, пьёт и спит вместе с героями, будучи при этом совершенно неспособным каким-либо образом вмешаться в происходящее. Эта метаметафора если и не красива, то очень прозрачна, не правда ли? Правда, остаётся совершенно непонятным, почему Ростовщик, будучи по всем данным атеистом, после самоубийства жены бежит не куда-нибудь, а именно в храм на исповедь. Но это уже мелочи, гораздо важнее то, что священник - не скрипач, он нужен, и если у Достоевского его нет, то его следовало выдумать. Ну, а гармония композиции, единство деталей, бережное отношение к первоисточнику - разве эти вещи важны для современного свободного творца?

То, что получилось у Арабова и Архангельской, невозможно назвать экранизацией. И не спрятаться создателям сей фантазии даже за спасительным «по мотивам», поскольку самих мотивов Достоевского здесь и с лупой не найти. Несмотря на высокую технику исполнения, на отличную игру Спиваковского и Нагиева, на удачно созданный петербургский фон, в новой истории а-ля Достоевский не хватает главного - того, что одушевляло даже самые тяжёлые видения петербургского пророка, вызывало интерес и будоражило мысль помимо воли. Того, что неуловимо-ускользающе, но всё же присутствует в других новейших фильмах по произведениям писателя («Идиот», «Бесы»). Это труднопостижимое нечто - глубокое понимание страдания Достоевским, того страдания, которое не просто присуще русской душе, но является имманентным ему, родовым его признаком. Если это понимание вам не близко, то вам не то что снимать, но даже и читать Достоевского незачем. За исключением случая, когда вы задались целью показать, насколько отвратительны фантазии Достоевского и что демонстрируемое им страдание - всего лишь пустышка. Но, как видите, реализация этой цели вызывает противоположную реакцию. В сплаве «Достоевский - Арабов» компоненты оказываются не равны, и большее поглощает меньшее, структурирует его и ставит на службу своим целям.

Amateur44

 

 

Кто заточен внутри?

Что обещают прокатчики: на постере красуется многообещающая фраза: «от автора сценария «Фауста» Юрия Арабова». Эти слова подготавливают зрителя к встрече с чем-то философским, многогранным и неоднозначным. В то же время, яркие сцены трейлера интригуют эмоциональной напряженностью и интересными диалогами.

Впрочем, давайте разберемся, так ли это?

Почему стоит смотреть:

Режиссеру Элле Архангельской удалось перенести на экран необычную, глубоко психологическую и, в чем-то, психоделическую атмосферу, присущую только произведениям Достоевского. Здесь нет счастливых людей, здесь нет красивых пейзажей. Каждый герой, как и сам город, представлен как нечто совершенно неприглядное, холодное, с обсыпавшимся фасадом и ледяной сердцевиной.

Эту атмосферу сильно дополняет звуковое оформление картины. Так, если сцена происходит на кладбище, на фоне звучит жуткий скрип старых могильных ограждений. Ты буквально переносишься в место событий.

К сожалению, это - все положительные моменты картины.

Почему не стоит смотреть:

В первую очередь, это подача. Фильм с первых же минут сбивает с толку. Поначалу тяжело понять, все ли из происходящего - реально? Не связанный хронологическими рамками герой - свободно взаимодействует с окружением и живо реагирует на происходящее. И это никак не объясняется. В итоге, пол-фильма зритель не следит за сюжетом, он пытается понять: по каким правилам герой живет внутри рассказа?

Персонажи вышли однобокими. Неизвестный - постоянно хмурый, чрезвычайно суровый человек. Каждое слово, каждое движение которого говорят о крутом нраве и внутренней злобе. На протяжении картины он говорит пафосным, зловещим шепотом. Все это работает на яркость образа, но не на его достоверность.

Недоверие к героям усиливается из-за отсутствия сцен, раскрывающих героев с другой стороны. Забавно то, что изначально такие сцены присутствовали в фильме. Это замечание я сделал пересмотрев трейлер. В картине отсутствует весьма важный для понимания героя эпизод. И здесь уже напрашивается самая главная претензия - к монтажеру картины, Марии Сергеенко. Во второй половине фильма повествование становится все более и более рваным. Глаза цепляются за неровные склейки слабо связанных сцен, пропадает нагнетавшееся изначально ощущение скорой трагедии.

Вывод: «Клетка» - картина, целевую аудиторию которой, мне крайне тяжело определить. Это явно не поклонники творчества Достоевского. Ведь давно известно, что книга во многом превосходит любую экранизацию. Это не поклонники театра, ведь в театре всегда есть ощущение причастности к происходящим прямо перед тобой событиям, ощущение, пока еще не доступное кино. Это и не массовый зритель, которого подобная манера подачи сюжета - точно собьет с толку. Да и сюжет не предполагает легкомысленного отношнения. Безусловно, здесь есть весьма глубокие размышления о жизни, религии и психологии. Актеры демонстрируют сильные эмоции. Но, восприятие фильма губит странная подача сюжета и слабый монтаж. Проще ознакомиться с оригиналом. Его прочтение займет у вас еще меньше времени, чем знакомство с картиной.

4 из 10

Егор Махонин

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.