Иррациональный человек / Irrational Man

Иррациональный человек
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 15 Май 2015
Режиссёр: Вуди Аллен
Продолжительность: 1:35
Просмотрели: 573

Профессор философии Эйб Лукас опустошен: он не видит в своей жизни ни радости, ни смысла.

На лето Эйб приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита, его новая коллега, воображает, что именно он вызволит ее из несчастливого брака. А Джилл, его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда, Роя…

Все меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

Вуди Аллен снова на высоте

Тема сверхчеловека или тема идеального убийства уже не один раз будоражила умы и вдохновляла идеями многих талантливых авторов. Вуди Аллен не прошел мимо. Его новая картина с Хоакином Фениксом и Эммой Стоун не так давно вышла в широкий прокат. Сколько существует людей, философствующих на тему безнаказанного преступления? Можно смело предположить, что каждый человек хоть на несколько секунд своей жизни предавался подобным грезам. Герой картины «Иррациональный человек», Эйб, по образованию философ. Он с уважением относится к радикальным взглядам Достоевского и Канта и разделяет их. Только вот жизнь его что-то не ладится. Эйб злоупотребляет алкоголем, утверждает, что перепробовал все виды наркотических веществ, но и они не спасают его от опустошенности и одиночества, вызванных не только глубокой рефлексией, но и, по всей вероятности, какими-то трагичными моментами его прошлой жизни. Приехав на лето в небольшой колледж, он завязывает отношения с двумя разными женщинами. Одна - слегка наивная студентка, восхищающаяся его взглядами на мир. Другая - одинокая коллега, которая, по слухам, переспала со всеми в колледже. Но и отношения не особо освобождают его от мысленных колебания и неудовлетворенности жизнью. Так и течет его жизнь до того самого иррационального поступка. Вуди Аллену неплохо удалось передать идею современного Раскольникова. Образ Эйба Лукаса завораживает, Феникс прекрасно справился с ролью. Сценарий, не смотря на очевидные ссылки, не кажется таким уж тривиальным. Так поможет ли осуществление идеи «идеального убийства» выпутаться из терзаний и снова вернуть любовь к жизни? Или все же «каждое преступление влечет за собой следующее»? Способны ли близкие люди, разделяющие твои идеалы, поддержать тебя в самые неоднозначные моменты жизни или способен ли ты пожертвовать всем? На эти вопросы ясно или не очень поможет ответить новая картина Вуди Аллена.

8 из 10


LittleCaesar

 

Достоевский Поинт

Эйбу Лукасу всё осточертело. Профессор философии чего только не повидал в своей жизни, а теперь стоит перед кафедрой и кидается в аудиторию цитатами из Сартра, Канта и Кьеркегора. Для существования нужно топливо, а его у Эйба нет. Есть алкоголь, но на нём далеко не уедешь. Профессор, может, и дальше спивался бы, погружаясь все глубже в недры своего разума, но случайно услышал в кафе, как мать двоих детей жалуется своим друзьям на нечестивого судью. Профессор философии тут же решает: помогу ей «реальным делом». Через несколько недель труп судьи находят в местном парке. Его отравили цианидом.

В «Иррациональном человеке» Вуди Аллен в очередной раз отходит от излюбленных методов интеллектуальной комедии и возвращается к драматическим экспериментам. Если не считать «Жасмин» двухгодичной давности, в последний раз такое режиссёр проделывал в середине нулевых, снимая «Мечту Кассандры» и, главным образом, «Матч Поинт». Последний собрал одну из самых больших касс за всю карьеру режиссера и был просто с ног до головы облизан критиками, к тому времени, казалось, окончательно разуверившимися в том, что Аллен умеет снимать хорошо и серьёзно одновременно. С «Жасмин» же новый фильм Вуди роднит общая природа, это, своего рода, свободные пересказы классических произведений. Два года назад это был «Трамвай „Желание", ныне - „Преступление и наказание" Достоевского. Впрочем, и у того же «Матч Поинта» были свои литературные опоры, так что в этом плане ничего не меняется. История, если хотите, сделала очередную петлю.

Даже в том, что режиссер взялся за Федора, нашего, Михайловича, ничего удивительного нет. Аллен известен, как неплохой знаток и чтец русской литературы, отсылки и аллюзии на отечественных классиков в его работах - дело обычное. То есть, вроде бы по всем статьям Аллен делает движение по проторенной дорожке. И тем не менее, что-то идёт не так, как обычно. Что-то не складывается. Причем, не складывается вполне реально, а не так, как в «Матч Поинте», когда режиссер просто взял и снял практически идеальное кино, которого до этого никогда не делал. Так что же случилось? Может, проблемы жанра? Вполне может быть. «Иррациональный человек» - крайне редкий случай, когда традиционное смешение жанров не влияет на картину положительно, местами, напротив разбивая то, что должно завораживать и цеплять. В картине Аллен сталкивает лбами мелодраму и эдакий детективный триллер, делая основную ставку на второе. Это не столько «американское прочтение», о котором можно подумать, и не попытка сделать Достоевского более кинематографичным. Это решение вполне в духе «Преступления и наказания», даже несмотря на то, что в романе любовь в итоге всё и решила, пусть даже и будучи перемешанной с чувством вины.

Но проблема в том, что у Аллена мелодрама реально портит жизнь детективу. Одним из важнейших достоинств романа Достоевского является то, что читатель полностью концентрируется на чувствах и переживаниях Раскольникова после совершенного. Писателем это доведено до такого совершенства, что многое попросту становится второстепенным или неважным, возникает огромное напряжение, за счет чего и появляется интерес. Этого состояния Аллен поймать не сумел. Вводя в сюжет сцены то со студенткой, то с преподавательницей, забивая ими всё повествование, потом снова ненадолго возвращаясь к главному герою, и снова уходя от него, он теряет всю дрожь, мандраж, испытываемый убийцей на «длинной дистанции». Аллен пытается прикрыть это тем, что дрожи никакой и нет, на самом деле, окей, ладно, но и это состояние прочувствовать полностью он не позволяет. Даже закадровое повествование построено Алленом от лица двух человек: самого Лукаса и студентки. Их посменный внутренний монолог предлагает зрителю надеть маски сразу двух человек, а значит - никого толком не понять.

Вуди, при этом, обходится со своим материалом еще и довольно грубо, как бы поспешно. Где-то через закадровый монолог зрителю сообщается то, что можно было бы сообщить через происходящее на экране, или даже то, что он, в принципе, мог бы понять и сам. Да, сказывается привычная многословность Аллена, но здесь это делает фильм чрезмерно прямолинейным и, по правде говоря, не очень интересным. Как, например, и введенная в сюжет книга Достоевского, найденная на столе у главного героя. Ну, честное слово, какое дело должно быть пациенту до того, по какой методике его оперирует хирург? В фильме слишком много несоответствий, недочетиков, шероховатостей, и это всё очень нехарактерно для режиссера, он так со своими картинами никогда не обходился. Да, они всегда слегка непричесанные, но «Иррациональный человек» на фоне всего остального творчества Вуди - это просто копна взъерошенных волос, с которой даже дома как-то не комильфо ходить, так и тянет причесаться. Вот что по-настоящему грустно: фильм Аллена, даже если оставить Достоевского с его философией в покое, выглядит не особо ладно скроенным.

И, конечно, начинаешь думать, почему так. После заключительных титров промелькнет где-то мысль: «А, может быть, это того шутка?». Зная Аллена, вполне можно предположить, что так оно и есть, и какой-то элемент стёба в фильме присутствует, и что на самом деле он гораздо тоньше, чем притворяется. Но думать так, пожалуй, смогут только самые оптимистичные фанаты режиссера, не готовые признать, что Аллен, помимо кучи шикарных, самобытных картин снял еще и довольно много проходного материала. Которым «Иррациональный человек», по всей видимости, и является. Грустно, конечно, но, с другой стороны, когда, будучи почти 80-летним, раз в год делаешь фильмы неизменно приличного, а то и фантастического качества, нет-нет, а в какой-то момент заданного напряжения не выдержишь. Ничего страшного, бывает. В конце концов, всем всё уже за это время доказал.

fuliver

 

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.