Холм / The Hill

Холм
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 01 Январь 1965
Режиссёр: Сидни Люмет
Продолжительность: 02:03
Просмотрели: 16

Действие ленты разворачивается в британском дисциплинарном лагере, затерявшемся в африканской пустыне во времена Второй мировой войны.

Трейлер (youtube)

Трейлер (kinopoisk)

Режиссёр Сидни Люмет использовал широкоугольные объективы с фокусными расстояниями 24, 21 и 18 мм. Он специально добивался искажения на лицах, которые можно было увидеть даже на крупных планах.

Награды и номинации:

Британская академия, 1966 год
Победитель (1):
Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)
Номинации (5):
Лучший фильм
Лучший британский актер (Гарри Эндрюс)
Лучший сценарий британского фильма
Лучшая работа художника (ч/б фильмы)
Лучший британский фильм

Каннский кинофестиваль, 1965 год
Победитель (1):
Лучший сценарий
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь

«Rule, Britannia!», или На лагерном фронте без перемен

В грозную годину второго за двадцать лет мирового побоища, в те его дни, когда славные британские войска наматывали мили по пыльному бездорожью пустынь Магриба, прытко давая дёру от корпуса генерала Роммеля, вдвое уступающему сынам Альбиона по численности, где-то на богом забытой дюне обосновался один из исправительных лагерей для нерадивых военнослужащих армии Его Величества короля Георга VI. Всяк попадавший сюда был ранее уличён в разного рода хулиганских или неблаговидных для солдата воюющей страны проступках. Будь то смачный апперкот в физиономию старшего по званию, самочинное оставление воинской части, распространение порнушки, пьянство или мелкое воровство - неважно. Все равны перед законом военного времени, англиканским Господом и его наместником в этой изнывающей от африканского пекла колонии - старшиной Вильсоном.

Вильсон - местный фараон, в чьей воле вершить судьбы дезертиров, пьяниц, дебоширов, растлителей нравов и прочих вредителей, порочащих честь «красного» мундира. Полубог, окруженный толпой прислужников, готовых выполнить любое его веление. Как водится, у всякого уважающего себя фараона должен быть памятник собственному величию. Старшина не решился построить пирамид, но зато руками подневольных обитателей своего маленького царства воздвиг огромную насыпь из песка и камней. Назначением этого символа всесилия верховного лагерного надзирателя стала специфическая психо-физическая пытка для тех недостойных, кому случилось попасть в пределы «грехоискупительной» обители. Выбранному узнику надлежало несколько раз под безжалостным палящим светилом с грузом на плечах забежать на вал и спуститься с него. И не имеет значения, сколько силы, телесной и духовной, заложено в обреченном на кару. Холм сломает кого угодно, и каждый гость знойного острога рано или поздно будет вынужден уткнуться лицом в песчаную пыль, увлажнив её кровавой пеной.

Рядовой армии США Люмет и рядовой армии Великобритании Ригби, дважды отбывавший наказание в полевых дисциплинарных лагерях, переложивший свой опыт в пьесу, а затем и на страницы киносценария, соорудили возвышенность, с вершины которой позже черпали вдохновение многие властители дум от Кубрика до Дарабонта. Каноническое призн-муви, густо замешанное на препарировании армейского быта, здесь наполнено необычайным психологизмом и насквозь прошито подтекстами, которые служат главным подспорьем тому, что кинополотно не утратило художественной монументальности и проникновенного воздействия на зрителя и поныне. Копание в песчаных зернах, на коих зиждется «Холм», чревато обнаружением тяжёлых и твёрдых смысловых пород, которые с наскоку рушат многочисленные старательно и лицемерно выпестованные шаблоны о прочности солдатского братства, сплотившегося супротив «арийского» агрессора, о человечности и антирасизме борцов с коричневой чумой, об идиллии, царящей в рядах победоносного западного воинства. Искрами разоблачительного пафоса полыхает на экране эта чёрно-белая лента и ступает по весьма тонкому льду, вскрывая массу табу околовоенных будней.

Бескомпромиссность и даже вызов устоявшимся стереотипам, которые питают жизненный потенциал детища Люмета-Ригби, лежат в двойственной плоскости извечной проблемы о допустимых рамках права на унижение человека человеком, о том, когда справедливое наказание переступает грань адекватности и превращается в издевательство, и проклятой философской дилеммы - кто моральнее тюремщик или заключённый. Но правит динамичной постановкой, в первую очередь, эстетика. Характер эмоциональной передачи образов и атмосферы - тот самый основательно закреплённый крюк, который не даёт картине кануть в лету и скрыться в зыбучих песках времени. Есть что-то до боли знакомое в интонациях командного состава военных надзирателей, извергающих из глоток приказы, похожие на рык хищных зверей; зловещим холодом веет от идеальности марширующих строев, мелочной продуманности ежедневного физического изматывания солдат и дотошного формализма при общении братьев по оружию друг с другом. Под воздействием ассоциаций в памяти раз за разом плавно всплывают панорамы, свойственные вовсе не для укутанного туманами Лондона, а для осатаневшего Нюрнберга Рифеншталь. Английский исправительный лагерь с каждым кадром всё отчётливее и безжалостней обретает черты печально знаменитого заведения с надписью на воротах: «Арбайт махт фрай». В этой рискованной игре символами создатели идут до конца, не оставляя камня на камне от китчевого представления о гуманизме в армии.

От портрета «правильного» бойца в исполнении сэра Коннери, который в перерыве между Бондами ненароком воплотил на экране одну из наиболее ярких своих ролей, светлее почему-то не становится. Ибо, во-первых, фактически до самой развязки чуткий старшина Робинсон пребывает в гордом и бессильном одиночестве, во-вторых, обречён, поскольку состраданию не место на поле брани и тем более в лагерных застенках.

В сущности же мощная по накалу страстей киноработа апеллирует к человеческой порядочности, без обиняков и ложного притворства разъясняя, почему победителей можно и нужно порицать, когда они того заслуживают, и почему не бывает картины дурней, чем шар цвета хаки, независимо от того, кто её нарисовал - немец или англичанин.

WizeThinker

5 разгневанных мужчин...

Данная картина просто потрясла меня и я ещё долго находился под впечатлением. Это одна из самых сильных драм на тюремную тематику. По накалу страстей и актерской игре, «Холм» можно сравнить разве, что с другой гениальной работой Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». То же замкнутое пространство, те же выяснения отношений между мужчинами.

Люмету мастерски удается нагнетать атмосферу на протяжении всего фильма, неминуемо движущегося к совершенно взрывной эмоциональной развязке. Все актеры играют настолько мощно, что просто невозможно оторвать взгляд от экрана. Здесь нет ничего лишнего, всему происходящему на экране веришь и сопереживаешь.

Конечно, особо стоит отметить бесподобного Шона Коннери, сыгравшего здесь прямо-таки великолепно. И лишний раз доказавшего всем, что кроме Бонда способен ещё играть серьёзные драматические роли. В этом фильме он выложился на все 100 процентов.

Думаю данный фильм заслуживает Оскара как никакой другой...

10 из 10

le battant

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный многоголосный (Mail.ru) VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.