Фауст / Faust

Фауст
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 08 Сентябрь 2011
Продолжительность: 2:14
Просмотрели: 2862

Начало XIX века. Доктор Фауст, хирург, препарирующий трупы, автор труда по анатомии, которым не интересуются современники, все чаще задумывается о самоубийстве как возможном выходе из жизненного тупика. Его талант не востребован, деньги давно закончились, кредиторы требуют погасить долги, а отец, лекарь-шарлатан, калечащий пациентов, вместо монет предлагает ненужные советы. Перед тем как принять заготовленный яд, Фауст заходит к Ростовщику, суетливому человечку с плохой репутацией, - и открывает для себя неведомый доселе мир. © tvcok.ru

Трейлер [Кинопоиск]

Трейлер [Youtube]

«Фа́уст» - фильм режиссёра Александра Сокурова. Производством картины занималась кинокомпания Proline Film, продюсер фильма - Андрей Сигле. Премьера состоялась 8 сентября 2011 года в Италии. Картина снята на языке произведения. Это четвёртая работа Сокурова из задуманной тетралогии власти: «Молох» - «Телец» - «Солнце» - «Фауст».

Фильм получил премию «Золотой лев» на 68-м Венецианском кинофестивале.

Российская премьера прошла в Ульяновске 27 сентября 2011 года в Большом зале Ленинского мемориала, премьерный показ в Санкт-Петербурге состоялся 26 января 2012 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.Выход в российский прокат состоялся 9 февраля 2012 года

Награды

Премия

«Золотой лев», приз Future Film Festival Digital Award и приз SIGNIS на 68-м Венецианском кинофестивале

Премия Лучшему художнику-постановщику и Премия Джила Паррондо - Елене Жуковой на фестивале Gijón International Film Festival, Испания, 2011

Премия КиноСоюза «Элем» за лучший фильм 2011 года

Премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за 2012 год в номинациях:
Лучший фильм - Александр Сокуров, Андрей Сигле
Лучшая режиссёрская работа - Александр Сокуров
Лучший сценарий - Юрий Арабов
Лучшая мужская роль второго плана - Антон Адасинский

Премия «Ника»:
Лучший игровой фильм - Александр Сокуров, Андрей Сигле
Лучшая режиссёрская работа - Александр Сокуров
Лучший сценарий - Юрий Арабов
Лучшая мужская роль - Антон Адасинский
Фильм также номинировался на премию «Ника» за лучшую операторскую работу (Брюно Дельбоннель), лучшую работу художника по костюмам (Лидия Крюкова), лучшую работа художника (Елена Жукова), лучшую музыка к фильму (Андрей Сигле).

 

  • В России фильм вышел в прокат в двух вариантах, при этом оба - на немецком языке: один - с субтитрами, а второй - с закадровым голосом самого Сокурова.
  • На роль Мефистофеля режиссёр хотел пригласить Галину Вишневскую, однажды уже игравшую в его картине "Александра" - но певицу отговорили православные друзья. Этот факт режиссёр обнародовал в СМИ только после кончины Галины Вишневской.
  • Последняя сцена фильма снята в Исландии на леднике, который сразу после отлёта съёмочной группы с острова был уничтожен извержением знаменитого вулкана Эйяфьядлайёкюдль.

 

  • Для картины на территории небольшого города в Чехии выстроили специальный средневековый городок из нескольких улиц. Как это часто бывает, жители и мэрия города обратились с письмом к продюсерам картины с просьбой оставить постройки для украшения города. Часть построек была сохранена.

 

  • На одной из своих лекций режиссёр назвал количество съёмочных смен, за которые был снят фильм: их было 32, что для картины подобной сложности невероятно и возможно только благодаря высочайшему профессионализму всего коллектива.
  • Несмотря на многолетнюю деятельность театра DEREVO в Германии, Антон Адасинский не знал немецкого языка на момент съёмок. На площадке он произносил немецкие слова, которые приходили в голову, и только на озвучании ситуация была нормализована.

Фильм снят по мотивам первой части трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст».
Повествование в основном строится на любовной линии Фауст - Маргарита.

В основе сюжета вся классическая немецкая легенда о Фаусте, окантованная некоторыми сюжетными линиями одноимённого произведения Гёте.

События разворачиваются в трудно идентифицируемом времени и пространстве. По ряду деталей (включая костюмы) - в эпоху написания гётевского «Фауста» (начало XIX века), но средневековые аллюзии слишком прозрачны, чтобы безусловно поверить такой хронологической привязке. Вневременный характер повествования подчёркнут в начальных кадрах, содержащих явную изобразительную отсылку к эпической картине Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра с Дарием»: зрителю предлагается динамическая экспозиция полуфантастического пейзажа с горами, городом и морем с высоты птичьего полета.

Доктор Фауст, живя в эпоху зачинающегося прогресса, завершающего гуманистическую традицию существования человека, уже не удовлетворен теми ответами существования, которые предлагает ему церковь, как интеллектуал своего времени он живет с мыслью что на всё можно найти ответы если хорошенько покопаться в окружающем мире, живёт с мыслью что если душа есть её можно пощупать. С этого и начинается действие фильма: доктор судорожно копается в человеческих останках в поисках души. Но её органа в теле нет.

Доктор озабочен проблемами существования посмертного бытия. Несмотря на поразительные знания и общественное признание ему нечего есть. И ему нужны лишь средства - попросту деньги. Поиск истины и смысла Бытия давно перестали быть целью. Всё это он в какой-то мере найдёт у ростовщика: лукавого и комичного героя, ростовщик и есть Мефистофель, и, кажется, это даже общеизвестный в городе факт. Все знают, что если ростовщик разденется догола, то у него «спереди ничего нет». Даже адской силе в этом мире деньги даются с большим трудом, но чудо дьявол всё-таки совершает: в погребе Ауренбаха он проткнёт кирпичную кладку вилкой, похожей на рогатину, так, что из щели польётся вино. Там пьянствуют вернувшиеся после войны солдаты (которые наполнили город и побираются на каждом углу). Они напиваются и происходит пьяная драка, Фауст случайно убивает в ней человека, который окажется братом прекрасной девушки - Маргариты, знакомство с Маргаритой началось чуть ранее с того, что Фауст заглянул ей под юбку и ему там многое понравилось. Фауст не требует прекрасного, ради которого он скажет «Остановись, мгновенье...», эта фраза не прозвучит здесь. Проблемы мироздания и вселенной его интересуют, но закажет он иное. Обеспокоенный и высоким чувством к девушке, и обычной похотью, он требует от ростовщика помочь ему соблазнить красавицу, устранив ее пуританку-мать. Вскоре этой крикливой старухе становится известно, что это доктор Фауст убил брата Маргариты, и переспать с милой девочкой теперь будет сложнее, несмотря на деньги, добытые дьяволом с большим трудом. Тогда ростовщик, до того помогавший даром, и вынимает написанный от руки договор с ошибками, по которому Фауст и «продаст свою душу» за ночь с Маргаритой. Ростовщик для этого отравит её мать и всех свидетелей. Фауст переспит с девушкой. Наутро в доме обесчещенной Маргариты будут десятки адских исчадий, мертвецов и чёрных кошек, Фауст оставит её (и труп её матери) там и покинет спящую. Ростовщик и Фауст пустятся в бега после такой череды злодеяний, они прикинутся солдатами, по пути ещё встретят и убегут от привидения брата Маргариты (благодарного за свою смерть). Но совесть Фауста не позволит ему общаться с дьяволом, на которого проще всего переложить вину за похоть и кровь, и на фантастическом леднике Фауст забьёт своего адского друга камнями. «Кто же тебя кормить будет?» - скажет смеющийся ростовщик уже под булыжниками... В последние секунды картины уже с неба звучит голос Маргариты: "И куда же ты теперь идёшь?"

Присутствует в картине и друг Фауста - Вагнер: любящий хозяина как пёс, надоевший своей любовью и ревностью, но на самом деле завистливый творец в тени другого творца: гениальное творение Вагнера - Гомункулюс - хорошенький уродец выращенный в колбе. Впрочем, колба эта случайно разобьётся.

 

Так где же душа-то?

Творчество Сокурова меня никогда не волновало и не трогало (хотя я всегда относился к нему с должным уважением как к умному человеку и профессионалу)- это не мой режиссёр, не моё кино. Посмотрев в порядке ознакомления «Фауста», я лишний раз убедился в незыблемости моего отношения к нему и понял ещё одно- это и не наш, не российский режиссёр, и это не наше, не российское кино (хотя последнее сейчас очень часто рифмуется с одним ругательным словом). «Фауст»- на 80 процентов заграничный фильм, да ещё на немецком. Вот пусть там его и смотрят и писают от него ароматизированным кипятком. У нас же его «с успехом» посмотрели поклонники Сокурова, студенты «искусственных» специальностей, престарелые киноклубовцы и киноэстеты, вместившиеся в 65,5 тыс. подсчитанных зрителей в стране со 140-миллионным населением. Думается, сам режиссёр такую статистику вполне предвидел. Вспомните авторский, то есть сокуровско-арабовский, а не гётевский эпизод: «Это сумасшедшие!»- «Нет, это русские!» Кому-то что-то не ясно? Так зачем же творить для сумасшедших? «Заграница нам поможет». И помогла, не в первый раз- Золотым Львом.

Нет, что ни говори, картина сработана высококачественно, на столь же высоком философском уровне, в ней есть над чем задуматься имеющему голову и кое-что в ней.

Недостаёт немногого... Напомните-ка, что там в самом начале искали доктор Фауст с учеником в трупе? Вместилище души! В трупе! Вот и в фильме Сокурова столь же бессмысленно искать душу или её признаки. Этот кинематографический труп абсолютно бездушен, не смотря на гальванические попытки придать ему живость отдельными «человечными» сценами. А если была душа, то куда же она делась? Где она? Не догадались? Да у герра Мефистофеля, у кого же ещё. Это кино как раз для него.

6 из 10

Альберт Попов


Бал монстров

Трагедия «Фауст», написанная гениальным немецким писателем Иоганном Вольфганом Гёте, сама по себе весьма сложна к восприятию, а тем более переносить ее на экран, что уже безуспешно делалось и раньше, казалось весьма смелым, но заранее обреченным поступком. Тем более если все это находится в руках русского режиссера - но Александр Сокуров сумел меня убедить в том, что он возможно является одним из самых талантливых творцов в нашей стране.

«Золотой лев» Венецианского кинофестиваля смог как следует пробудить во мне интерес к проекту - тем более что такую награду чрезвычайно сложно получить. И сразу после просмотра я смело могу утверждать, что признание критиков более чем заслуженное. И то, что фильм даже сейчас так не популярен в России, не может не удручать - такое не то что в российском, но в западном кинематографе не часто увидишь.

Разумеется, Сокуров не мог полностью использовать произведение, но самое главное, что он сохранил общую концепцию. При том напрочь переделав сюжет под себя - изменений столько, что их бесполезно перечислять. Что делает его фильм еще более самобытном и независимым, так как в оригинальный текст автор принес немало своих мыслей, которые более или менее накладываются на общий контекст. И вот тут сразу нужно сказать то, что данную ленту, при всех ее достоинствах, нельзя признать однозначным шедевром - ведь все-таки есть один момент, который для кого-то не сыграет совершенно никакой роли, а кому-то вообще испоганит весь просмотр. Я имею ввиду вышеупомянутое переиначивание текста Гёте - сделать лучше эту трагедию уже никто не смог бы. И стоит признать, что первородный текст Иоганна более оригинальный, более точно излагает свои мысли, более соответствует общему тону, который так тщательно задавал автор. В сокуровской же версии даже эпохи разные, не говоря уже о том, что к примеру сам дьявол тут лишен полового органа, и имеется достаточно много эпизодов, которых не было в оригинальном тексте, но которые весьма недвусмысленно можно трактовать. И тут уже кто как решит - для кого-то подобная интерпретированная версия будет чуть ли не кощунственной, а для кого-то эта версия будет более удачной только потому, что более интересно смотрится с кинематографической точки зрения, которая во многом отличная от литературной.

Мое же мнение заключается в том, что не стоит абстрагировать от книжного произведения. Нужно держа в уме только общую идею и следить за тем, чтобы как раз она раскрылась по ходу действия в фильме - что тут собственно и происходит. Доктор Фауст теперь - совсем не старик, а мужчина за сорок с явной мизантропной наклонностью. Он явно теряет нить смысла своего существования, что приводит его туда, где он встречает его - самого сатану. Не смотря на то, что персонаж перетерпел немалые изменения, актер Йоханес Цайлер великолепно справляется со сложнейшей ролью. В его глазах ясно читается целый букет эмоций - от бесконечной тоски до возбужденного чувства похоти. Антон Адасинский воплотил образ ростовщика-Мефистофеля - в отличие от более привлекательного героя на бумаге, здесь мы видим сморщенного, вечно ноющего и вызывающего смесь брезгливости и ужаса старца. Однако тот ловко соблазняет Фауста - хотя и пресловутой контракт будет подписан лишь ближе к финалу ленты. Изольда Дюшаук - само воплощение невинности на экране, у нее получился чистый, по настоящему девственный женский персонаж - удивительно и то, что актриса чувствует себя очень уверенно в такой непростой роли.

Религиозно-философская тематика представлена весьма ярко - такие непростые аспекты, как грехопадение и осознание того, что темное сидит в каждой душе переданы в максимально доступной форме, но все же достаточно оголтелой для массового зрителя. Отсюда и непонимание массовой публики, которая была попросту не готова к такому серьезному испытанию - художественный смысл все также ценен, но требует полного и нераздельного внимания к себе. В особенности может напрягать то, что действие, которое развивается перед нами, подлежит разного рода трактовкам - на деле же, как я думаю, Сокуров просто вновь включил свой формообразующий и самодостаточной стиль, который порой ставил в тупик даже умудренных опытом критиков.

С точки зрения технического процесса фильм снят просто безупречно - масса декораций, выстроенных специально для фильма, очевидно поражают своим разнообразием, и вправду перенося зрителя именно в то время. Дизайн костюмов, грим, манеры и обращения вокруг, в конце концов даже работа с массовкой - все выполнено на высшем уровне. Картинка представляет собой сплошное визуальное пиршество - каждый кадр отшлифован до идеального лоска, ибо задумка автора состояла в том, чтобы создать свой, по истине уникальный мир. Музыкальное сопровождение соответствует общему пессимистичному настроению фильма - надежды в нем нельзя услышать, что также дополняет и без того яркую картину, которая разворачивается перед зрительским взором.

Итак, можно сказать, что «Фауст» - вольная интерпретация гениально написанной трагедии, великолепная в той манере, в которой она перед нами предстала. Отточенные актерские работы, своего рода новая, захватывающая история и совершенно завораживающая манера съемки. Все это сочетается в этом проекте, который лишь по какому-то недоразумению не выдвинулся на «Оскар». Ведь надо понимать, что были реальные шансы. И да, как бы пафосно это не звучало - возможно это лучший фильм, снятый русским за последние лет двадцать.

9,5 из 10

Danse avec le diable

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Дублированный (ВК) ivi ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Молох

Драма, Русский фильм
Дата выхода: 14.05.1999

Русский ковчег

Детектив, Драма
Дата выхода: 22.05.2002

Александра

Военный, Драма
Дата выхода: 25.05.2007

Телец

Драма, Русский фильм
Дата выхода: 24.02.2001
Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.