Фальшивомонетчики / Die Fälscher

Фальшивомонетчики
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 10 Февраль 2007
Продолжительность: 1:35
Просмотрели: 463

Берлин, 1936 год. Короля фальшивомонетчиков еврейского происхождения Соломона берут с поличным и доставляют в концлагерь, где знаменитому мошеннику приходится выживать, рисуя картины фашистской пропаганды.

Затем гестаповцы переводят его в закрытый лагерь Заксенхаузен, где по приказу Гитлера собирается секретная группа заключенных-фальшивомонетчиков, которые должны печатать фиктивные доллары и фунты-стерлинги для подрыва экономики вражеских государств. Опытный «блинопек» Соломон и типогравщик Адольф Бюргер оказывается перед нелегким выбором: работать на фашистов или погибнуть…

Трейлер [Кинопоиск]

Трейлер [Youtube]

«Фальшивомонетчики» (нем. Die Fälscher) - фильм 2007 года австрийского режиссёра Штефана Рузовицки, получивший награду американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Фильм снят по мотивам книги Адольфа Бургера (англ.) «Мастерская дьявола» («Des Teufels Werkstatt. Die Geldfälscherwerkstatt im KZ Sachsenhausen. Zum Fälschen gezwungen.»), повествующей о событиях вокруг операции «Бернхард». Прототипом Соломона Соровича послужил Соломон Смолянов (англ.).

Награды и кинопремии:

Кинопремия «Оскар 2008»
Победитель в номинации:
Лучший фильм на иностранном языке
Кинопремия «German Film Awards 2007»
Победитель в номинации:
Лучший актер второго плана - Дэвид Стризов
Номинации:
Лучшая работа оператора
Лучшие костюмы
Лучший актер - Карл Маркович
Лучшие декорации
Лучший сценарий
Лучший фильм
Кинофестиваль «57-й Берлинский международный кинофестиваль 2007»
Номинации:
Золотой Медведь
Кинофестиваль «34-й международный кинофестиваль в Генте»
Победитель в номинации:
Гран-при - Лучший фильм

В 1936 году в немецком концлагере оказывается Соровиц, один из крупнейших фальшивомонетчиков Германии. В заключении он проводит восемь долгих лет. Наступает 1944 год, Германия проигрывает Вторую Мировую войну и пытается использовать все возможности, чтобы переломить ход неудачно складывающихся событий в свою пользу. Соровицу предлагают сделку: с группой таких же фальшивомонетчиков, как и он сам, ему предстоит заняться изготовление фальшивых денег союзных войск. В обмен на это заключенному обещают свободу.
© Fast-Torrent.ru

Подробное описание:

1945 год. В полупустой гостинице в Монте-Карло появляется человек в поношенной одежде с чемоданом, набитым деньгами. Взяв часть денег из чемодана, он отправляется в парикмахерскую, к портному за новым костюмом, а затем в зал казино. На руке у него вытатуирован номер заключённого нацистского концентрационного лагеря.

Действие фильма возвращается в 1936 г. Соломон Сорович по кличке «Салли» - лучший фальшивомонетчик Берлина, подделывающий деньги и документы. Несмотря на преследования евреев в нацистской Германии, Сорович не унывает: он считает, что хорошо устроиться можно при любом режиме, нужно только проявить достаточную ловкость. Но однажды счастье изменяет ему: Соровича арестовывают и отправляют в лагерь за фальшивомонетничество.

Жизнь заключённых в лагере тяжёлая, они голодают, их избивает охрана. Сорович рисует портреты охранников и администрации лагеря, за что получает дополнительную еду. Получается, что даже в концлагере можно устроиться.

Однажды Соровича и нескольких других заключённых перевозят в другой лагерь. Там их достаточно приветливо встречает бывший берлинский полицейский, когда-то арестовавший Соровича, а теперь офицер СС. Соровичу и другим прибывшим позволяют переодеться из лагерных роб в гражданскую одежду, хотя и поношенную, и дают закурить.

Вскоре выясняется цель этой операции. Группа из нескольких десятков заключённых-евреев, начиная от художников и гравёров и заканчивая банковскими работниками, должна наладить производство фальшивых фунтов стерлингов и долларов США. Организовать тайное производство подделок поручается Соломону Соровичу - единственному профессиональному фальшивомонетчику в группе.

Под производство и жильё для работников выделяют два барака в Заксенхаузене, отгороженные от остального лагеря забором. Фальшивомонетчики, работающие в «шарашке», живут намного лучше остальных заключённых, получают хорошую еду, спят на кроватях, а не на нарах, могут играть в настольный теннис, даже устраивают любительское представление на Рождество. Им однако понятно, что как только они перестанут быть нужны нацистам, их всех уничтожат, чтобы скрыть следы операции, именно поэтому нужные специалисты подобраны из числа евреев.

Не стыдиться того, что жив

«Оскар» за лучший иностранный фильм. Обласканный критиками. Основанный на реальных событиях. Дополнить эту краткую характеристику эпитетом «политкорректный»? Мне кажется, нет.

Военные фильмы, или же фильмы, не затрагивающие непосредственно боевые действия, но описывающие период 30-40х годов европейской истории прошлого века, так или иначе, обязаны давать оценку тех событий, выявлять героев и разоблачать негодяев. Тенденция последних лет такова, что одной половине Европы как-то не с руки все время обвинять другую и тыкать носом в провинности. Другая сторона пока еще в поиске ответов, в процессе осмысления и принятия своей истории. В политике это проявляется в отсутствии пышных торжеств по случаю 9го мая, скажем, во Франции. В кинематографе - фильмы, в которых люди в стильной серой форме с галифе и сапогами не являются монстрами по умолчанию.

Главная отличительная черта подобных фильмов - это их оглушающий эффект. Как мешком по голове. В глазах туман, в ушах звон, и некоторое время не понимаешь, где право, а где лево. Например, после фильма «Бункер», хотя это крайний случай, т. к. фильм заведомо снят как провокация. Описанные симптомы больше подходят под впечатление от «Сталинграда»: один из тяжелейших фильмов, который я очень полюбила, но не без некоего внутреннего протеста.

Если смотреть на исторические драмы с этой точки зрения, «Фальшивомонетчики» несколько возвращают в реальность. Я сразу написала, что не считаю этот фильм сколько-нибудь политкорректным, обтертым с боков до безобидно гладкого состояния. А как может быть иначе, если на экране стены бараков, люди с номерными татуировками на предплечьях, скотские вагоны, голод и подгоняющие удары прикладом.

Фильм получился неудобным. Во-первых, возвращается образ фашиста, раздающего зуботычины тому, с кем только что чуть ли не обнимался. Это при полном отсутствии благородного лейтенанта, стремящегося по мере сил быть на стороне добра. Во-вторых, главный герой, Соломон Соровиц, чьими глазами мы, в общем-то, видим события, тоже не безупречен. Рецидивист, фальшивомонетчик, бабник, циник, приспосабливающийся к власти национал-социализма без малейшей попытки приглядеться к устанавливающемуся в стране режиму. Таков он в середине 1930х. Не попади он в концлагерь, по справедливости, сидеть бы ему в обычной тюрьме.

Динамику образа Салли я разделила бы пополам. Первый временной отрезок включает все, описанное выше, вплоть до эпизода, когда из первого концлагеря его выпроваживают со словами: «Такой еврей, как ты, везде приспособится». Дальнейшее развитие главного героя - это мальчик-одессит Коля, удовольствие от работы, которую он любит и которая получается, и унижение от кроватно-сигаретно-душевых подачек. Но Салли, оказавшийся со своей нарисованной родословной, ведущейся от Зигфрида, в положении привилегированного заключенного с постоянным дулом у виска, решает, во что бы то ни стало «не показать, как стыдно, что он жив».

С одной стороны, героем этой истории надо бы считать Бюргера, саботировавшего выпуск доллара. Но однажды мне довелось услышать фразу, как нельзя лучше выражающую мою мысль: «Выбирай геройскую жизнь, если готов с ней расстаться». Иногда героизм - это лишь первый, напрашивающийся путь человека, загнанного в угол. Ему бы поискать другие пути, но он решил геройствовать. И тогда героизм - это пассивный выбор. Команда фальшивомонетчиков могла бы, последовав примеру Бюргера, отказаться работать. Тогда их стало бы меньше сначала на 5 человек, потом еще на 5. И однажды не осталось бы никого, выжившего, чтобы рассказать. Может быть, чтобы отомстить. Или разыскать семью, не допустить строительства новых концлагерей. Сделать что-то такое, от чего было бы не стыдно, что выжил.

Не хочу описывать Соломона таким набором банальностей, как «яркий», «проработанный образ», «убедительный». Все это и еще тысяча штрихов. Самоуверенный, ранимый, щедрый, решительный, прожженный, тонкий, нежный, авантюрный. Карл Маркович - худощавый человек с залысинами. Но какие у него глаза! Голубые огромный, выразительные. Как они вспыхивают, когда он поднимает голову с прижатым к груди подбородком! Лагерная группировка - энергосберегающее положение тела, описанное не раз Солженицыным и Ремарком в «Искре жизни». Глаза опущены - первое правило - не высовывайся. Все мышцы подобраны - постоянная готовность принять удар и нежелание делиться с окружающим миром хоть каплей тепла, потратить лишнюю калорию, которая может столь пригодиться однажды постоянно голодному зэку.

Мне хочется верить, что вечер в гостинице и танго на пляже Лазурного Берега - это начало красивой любви. Хрупкой, как и все в мире, где еще недавно стояли бараки с надписью «Jedem fuer seinen», «Каждому по заслугам». Соломон заслужил любовь, и он в ней нуждается. Девушка из казино это почувствовала и, узнав, что он прошел концлагерь, попыталась, как могла, вознаградить его за пережитое. Щедрость это, материнский ли инстинкт, - пусть разбираются психологи. Мне важно, что они нашли друг друга.

Громкие немецкие кинодостижения последних лет - «Жизнь других» и «Фальшивомонетчиков» неминуемо будут сравнивать и анализировать причины их успеха. По-моему, однако, разница между их выходами составляет около года, что, безусловно, исключает наличие какой бы то ни было преемственности или сознательного сходства. «Жизнь других», хотя, строго говоря, история трагическая, оставила ощущение чего-то легкого, воздушного, светлого. При чем, чем больше времени проходит с момента просмотра, тем сильнее пробивается идея, что этот фильм - это своего рода гид для совести. Посмотрев его, узнаешь, что не бывает беспросветных ситуаций, единственный выход из которых, - подлость.

«Фальшивомонетчиков» я только что посмотрела и, возможно, со временем восприятие изменится. Но пока этот фильм лежит кирпичом в моем сознании. Задумываюсь - а не купилась ли я на умильно-геройское настроение ряда фильмов о войне? Меня очень интересует история середины XX века и ее отражение в кино, но нельзя же менять свое отношение к ней на 180 градусов под влиянием каждого просмотренного фильма. Но и отказываться от каждого из них - лишать себя грани, пусть даже полуграни отражения тех событий.

9 из 10

Live to tell

 


Германия, Берлин, до Второй Мировой Войны остаются считанные годы. Соломон Сорович - один из ярчайших представителей своей «профессии» - фальшивомонетчик - живет на «широкую ногу», до тех пор пока его не арестовывают, взяв с поличным.

Через несколько лет, когда Германия начала войну, про Соровича «вспомнили» и отправили в концлагерь Заксенхаузен, где по приказу фашистского руководства в закрытом бараке действует специальная мастерская по изготовлению фальшивых ценных бумаг, денежных знаков и документов. Цель данной мастерской производство валюты, для дальнейшего ввода ее в оборот стран союзников и тем самым дестабилизации их экономики. Главная задача - наладить производство фальшивых английских фунтов и американского доллара.

В данной «мастерской» помимо Соровича собрали всех профессионалов, кто может работать над изготовлением денежных знаков - гравировщики, специалисты по печати, художники и прочие. Жизнь в бараке по сравнению с тем, что творится в остальных лагерях, где содержатся евреи просто «великолепна» - мягкие матрасы, хорошая еда, более менее нормальное отношение ССовцев. Однако все это лишь кажется на первый взгляд, что все так хорошо. Несмотря на то, что каждый работник «мастерской» очень ценен, обращение с ними иногда такое же, как и с остальными заключенными. Ведь немцы не случайно набрали «команду» из евреев. Дело в том, что данная операция была засекречена, а от евреев в дальнейшем легко избавиться. Для самих заключенных лагеря - это не являлось секретом. Каждый прекрасно понимал, что может наступить день, когда их либо отправят в газовые камеры либо расстреляют, как это происходило очень часто в концлагерях. И здесь задача каждого заключалась не просто выжить и по окончанию войны, в случае проигрыша Германии выйти из этого ужасного места, а именно выжить хотя бы еще один день. Конечно, такая ситуация безысходна, кто-то ломается сразу, а кто-то терпит все ради еще одного глотка воздуха, ради еще одного дня жизни. При этом не каждый сможет изменить своим принципам и остаться человеком. В фильме очень хорошо прописаны характеры основных героев.


После таких фильмов, как «Список Шиндлера» и «Пианист», кинематограф вряд ли может по новому раскрыть тему прибывания евреев в концлагерях. На эту тему написаны сотни, а то и тысячи книг, снято бессчетное количество фильмов как документальных, так и полнометражных. В данном случае «Фальшивомонетчики» не показывают нам ничего нового. Но, несмотря на это фильм стоящий. Повесить ярмо «хороший» фильм на данное произведение, если честно не поворачивается язык. Однако шедевром кинематографа я бы тоже его не назвал. Это просто профессионально сделанный фильм, который показывает нам те трагические события, чуточку в другом ключе.

До фильма, я не знал конкретики об операции по дестабилизации экономики стран союзников и не слышал о Соровиче. Было ли оно так на самом деле, как показано в фильме я то же не знаю. Однако фильм поставлен по книге Адольфа Бюргера, одного из печатников, работавших вместе с Соравичем.

Почти весь фильм смотрится «легко», т. к. в кадре нет постоянных «зверств», как это было, к примеру, в фильмах Спилберга и Поланского. Конечно, нам показывают ужасы военного времени и то, в каких чудовищных условиях содержались евреи в концлагерях, но все равно, краски не так сгущены, потому что режиссер делает акценты не на то, что творится вокруг, а на то, что творится в умах «печатников» и их отношению друг другу. Правда есть в фильме сцены, которые мне больно было смотреть.

В 2008 году американская киноакадемия впервые за 80 летнюю историю отметила наградой австрийский фильм - вручив Штефану Руцовицки премию «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм года. Надо отметить, что конкуренция среди фильмов претендентов именно в данной категории была очень большая, помимо австрийского фильма в конкурсе участвовал фильм Вайды о Катынской трагедии («Катынь»), фильм Михалкова - «12», а также «Монгол» и «Бофор». Выражая свое мнение, то лично я бы отдал награду фильму «Катынь», так как он более силен и если честно более тяжел с эмоциональной точки, что очень «любят» академики. Но раз награду отдали «Фальшивомонетчикам», то с этим ничего уже не поделаешь. Хотя отмечу, этот фильм действительно тоже заслужил полученную награду.

7 из 10

oscar75


Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.