Эскадрон гусар летучих

Эскадрон гусар летучих
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 02 Март 1981
Продолжительность: 02:44
Просмотрели: 24

Денис Давыдов — поэт и герой, человек, еще при жизни ставший легендой, буквально покорил свое поколение. Пушкин, Вяземский, Жуковский, Баратынский и многие другие поэты воспевали в своих стихах военный и поэтический талант, огромное обаяние и прямодушноеблагородство, отчаянную храбрость и энергию неудержимого на выдумки гусара и партизана, героя славного и бурного для России времени.

Война 1812-го года - тема, увы, мало востребованная нашим кино.

Зато каждый фильм про нее - знаковый, этапный для отечественного кинематографа. Не только дань памяти одной из самых кровопролитных войн в истории страны, но квинтэссенция своей эпохи.

Снятый еще при царизме немой «1812 год» (1912 г., Гончаров, Уральский, Кай, Ханжонков) - для своего времени практически блокбастер с кавалерийскими атаками и энергичной массовкой.

«Кутузова» (1943 г., Петров) снимали во время войны, в эвакуации. Это патриотический манифест, призванный поднять боевой дух бойцов Красной армии. И год премьеры действительно стал переломным.

«Гусарскую балладу» Рязанова не нужно представлять. Легкий, веселый фильм, пронизанный светлым шестидесятническим оптимизмом. Кино, подарившее нашей культуре архетип Поручика Ржевского.

Монументальная оскароносная «Война и мир» Бондарчука - вообще отдельное явление. Для воплощения на пленке эпического романа режиссер придумал какой-то свой беспрецедентный киноязык, не поддающийся повторению.

Что касается современных российских кинодеятелей, их фильмы тоже отражают свою эпоху. Радует, что хотя бы не забыли про юбилейную дату.

«Эскадрон гусар летучих» потерялся на таком блистательном фоне, оказался несправедливо забыт. А напрасно, ведь этот фильм, снятый Никитой Хубовым и Станиславом Ростоцким в 1980-м году, тоже может рассказать многое о нашем гештальте и культурной идентичности.

Денис Давыдов - фигура колоссальная. Пушкин - наше все и солнце, но кто его вдохновил? Давыдов.

Пресловутый поручик Ржевский, по признанию «литературного отца» Гладкова, весь вышел из одного давыдовского стиха «Решительный вечер».

Жгучий мужчина и гусар-рубака, поэт и историк. Плоть от плоти своей героической эпохи.

Для такой роли подойдет не каждый исполнитель. За нее уже брались Чирков, Рыбников, Валерий Денисов - исполнители разные, но все ужасно харизматичные...

Но сын режиссера Андрей Ростоцкий создает особенный образ. Наверное, потому что играет по сути себя самого. Человек абсолютно «давыдовского», авантюрного склада. Его первый фильм - это его же дебютный трюк («Они сражались за родину» - танк пытается раздавить гусеницами окоп с пехотинцем), который до сих пор никто не повторил. Он и каскадер, и постановщик трюков, еще в школе получил прозвище «Бешеный», КМС по конному троеборью, путешественник и охотник - погиб, так же как и жил - сорвавшись со скалы в 2002-м году.

Специально для роли он выучился играть на гитаре и говорить по-французски. Снимался почти забесплатно: в это время служил в армии, и был приписан к съемкам как рядовой кавалерийского полка. Кстати, там же познакомился с первой женой.

Посмотрев «Эскадрон», режиссер Кристиан Жак, создатель культового «Фанфан-тюльпана», назвал Ростоцкого русским Жераром Филлипом.

Актеры второго плана тоже очень хороши. Тут и дружки-гусары, которые, как полагается, лихи и придурковаты. И казачий хорунжий Попов (Юрий Рычков), одержимый маниакальной страстью изловить самого Наполеона. И крестьянка, командующая отрядом партизан (Лидия Кузнецова), повсюду сопровождаемая крупным мужчиной (Владимир Шакало), чьи повадки напоминают мартиновского Ходора. И антигерой Тардье - эдакий французский двойник Дениса (Николай Карпов - тоже спортсмен и каскадер, в ГИТИСе преподавал Ростоцкому сценический бой). Традиционно прекрасен Евгений Лебедев в роли лукавого старца Кутузова.

А какие локации подобрали (особенно зимняя - просто невероятная) - у Ростоцкого-старшего во всех фильмах потрясающая работа с натурой!

Формально «Эскадрон» продолжает заданную «Гусарской балладой» традицию. Это тоже такой авантюрный боевик. Периодически музыкальные вставки - песни на стихи Давыдова («Не пробуждай», «О, пощади...», «Я люблю кровавый бой», «Ради бога, трубку дай»).

Шампанское и девицы, рубка на саблях, бешеная скачка. Все то, без чего немыслим гусар. Все то, что заложил в канон сам Давыдов.

Денис осыпает дам цветами и лихо отплясывает на балу, шлепает картами и хлопает пробкой. Когда начальство запирает его в амбар, потому что достал уже своей инициативой, знаете, что он делает? Поджигает его!

Переодеваясь мужиком или французом, по расположениям неприятеля он расхаживает как у себя дома. А сквозь заслон из адъютантов Кутузова пробирается монахом. Показывает чудеса джигитовки и мастерские финты клинком. Любит отчаянно и дерется, как черт.

И в то же время - грусть неразделенной любви. И тоска по погибшим товарищам. И, особая, типично русская победная горечь. Когда всех разгромили в пух и прах ценой немыслимых жертв, но тут выясняется, что самое трудное-то еще предстоит.

В этой связи хочется особо отметить Николая Еременко, играющего неприятного аристократа, уводящего у Дениса девушку.

В «Гусарской балладе», в виду ее общей легкости и авантюрности, классовые моменты обходились стороной. Война вроде как объединила рабов с господами против общего Врага. Но персонаж Еременко убедительно показывает нам, что реакцию и косность не поборет никакой патриотический подъем.

Война закончилась, всем спасибо, всех сверчков просим занять свои шестки. А, вас, сиволапых, вообще в шею!

Для реального Давыдова эта амбивалентность русской элиты тоже стала неприятным открытием.

Как отражено в фильме, после 12-го года самоуверенному национальному герою решили немного подрезать крылья. Сперва присвоили сразу генерал-майора, затем сказали, что ошибка, и спихнули обратно в полковники. Назначили на драгунскую бригаду (это как дать Дартаньяну в подчиненные отряд гвардейцев кардинала), потом вообще перевели в егеря (значит, надо сбрить усы?! немыслимо). Давыдов сердился, писал императору, и так до самого конца, параллельно с посещением «горячих точек», сражался с собственными недоброжелателями в верхах.

В фильме делается акцент и на неудачливость Давыдова в отношениях. Факт общеизвестный. Каждый новый предмет страсти спешил выйти замуж за кого-то другого.

Женился он в 35 лет, в браке имел 9 детей. В 47 не сдержался и завел продолжительный роман с 23-летней племянницей сослуживца, который закончился только с ее замужеством.

Умер в собственном имении возрасте 55-ти. Для гусара - фантастически много. Известна фраза наполеоновского маршала Ланна: «плох гусар, что не убит в тридцать лет» (впрочем, сам маршал тоже подзадержался - умер из-за ранения ядром в сорок).

Самые популярные стихи Давыдова - концентрированное гусарство: разгул и вино, любовные интрижки. Как новатор ввел в поэтику узко-специальные военные термины (этим приемом часто пользовался Пушкин).

Про остроты и каламбуры упоминается в фильме (даже Кутузов цитирует) - именно они принесли ему славу среди современников и проблемы на службе.

Но кроме пьянства, эротики и троллинга, Давыдов - это еще и нежные, элегические стихотворения, это пейзажная лирика и боль безответной любви. Это многочисленные переводы. А еще историко-полемические статьи и, конечно же, очень яркая мемуарная проза.

Особенно интересно его исследование «Мороз ли истребил французскую армию?» (Ответ: нет).

Все это получилось передать в фильме - глубину натуры, сложность характера человека, которого мы привыкли не отделять от его разнузданного лирического героя.

Поэтому кажется, что самому Денису Васильевичу это кино наверняка понравилось бы.

taipan_poison


Фильм просто прекрасный. Он покорил меня уже с первых минут. Кино посвященное отважному гусару и гениальному поэту Денису Давыдову, который стал легендой еще при жизни. Ростоцкий отлично смотрится в роли гусара-партизана.

В фильме есть как комичные моменты, так и трагичные. Батальные сцены потрясающие. Давыдов сумел пожертвовать личным счастьем ради Отечества. Он противостоял тем, кто живет ради выгоды и чинов.

Песни заслуживают отдельного внимания. Ведь все это стихи Давыдова, но он писал их значительно позже, чем в 1812 года.

в этой картине вдоволь приключений. Образ Давыдова показан разносторонне: отважный рубака и настоящий гусар, который любит весело провести время и заводить романы с дамами, до мудрого командира партизанского отряда. Фильм заставляет переместиться нас в ту замечательную эпоху, когда люди знали, что такое честь, благородство, верность Отечеству и готовность в любой момент отдать жизнь ради России.

Сам Давыдов был участником многих сражений, кампаний. Но в историю вошел как первый партизан, бравый гусар и отличный поэт.

Аннусенька

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Сезон 45 Сезон 1
Забрать видео к себе
Серия выбирается в плеере Серия 2 Серия 1

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.