Эпилог / Wit

Эпилог
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 09 Февраль 2001
Режиссёр: Майк Николс
Продолжительность: 01:39:17
Просмотрели: 17

Трогательная история о судьбе профессора английской литературы Вивьен Беринг. Оказавшись в сложной жизненной ситуации, Вивьен проявляет необычайную стойкость и силу духа. Ей предстоит принять очень непростое решение и вопрос «быть или не быть» становится вопросом ее жизни.

Трейлер (youtube)

Экранизация по произведению Маргарет Эдсон

Награды и номинации:

Золотой глобус, 2002 год
Номинации (2):
Лучшая актриса мини-сериала или фильма на ТВ (Эмма Томпсон)
Лучший мини-сериал или фильм на ТВ

Премия Гильдии актеров, 2002 год
Номинации (1):
Лучшая женская роль в телефильме или минисериале (Эмма Томпсон)

Берлинский кинофестиваль, 2001 год
Победитель (1):
Специальный приз экуменического (христианского) жюри (конкурсная программа)
Номинации (1):
Золотой Медведь

Эмми, 2001 год
Номинации (2):
Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме (Эмма Томпсон)
Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале или телефильме (Одра МакДональд)

Драма по пьесе Маргарет Эдсон. 48-летней женщине сообщают страшный диагноз. Ей предлагают лечение, однако врачи руководствуются прежде всего собственными соображениями. В пациентке они видят объект научных исследований. Лишь один человек в клинике - простая сиделка, афро-американка, проявляет подлинную доброту. Обреченная женщина - профессор литературы. Она пытается найти для себя опору в стихах английского поэта 17 века Джона Донна, много писавшего о смерти

Жить нельзя умирать

Как бы вы хотели умереть? Вопрос дурацкий, но из тех, на которые отвечаешь, даже если не захочешь озвучивать мнение вслух. Многие, конечно, предпочли бы внезапный вариант - неважно, будет это сосулька, невовремя упавшая на голову, или тихий спокойный уход во сне в окружении любящих прапраправнуков (хотя последнее как-то поприятнее). Иные не возражали бы знать точную дату, чтобы успеть доделать все дела - объездить мир, сделать татуировку во всю спину, написать завещание в пользу приюта для домашних животных или засунуть картофелину в выхлопную трубу машины соседа. В любом случае, ответ на подобный вопрос коварно предполагает возможность выбора. А вот у профессора филологии Вивиан Беаринг такого выбора уже нет. Четвёртая стадия рака как-то не предполагает. Так что всё оказывается очень просто - остаться красивой и быть мёртвой уже через пару недель, или стать немощной, тощей, морщинистой и лысой, но протянуть ещё восемь месяцев на химиотерапии. Врачи, конечно, настаивают на втором варианте - им нужно опробовать новое лекарство, и Вивиан легко поддаётся уговорам, ведь, несмотря на философские взгляды и увлечённость поэзией любителя разговоров о смерти Джона Дона, расставание с жизнью не входит в её планы.

Профессор Беаринг привыкла принимать вызовы, и зритель очень скоро об этом узнает. Узнает из флэшбеков, рассказывающих о детстве и юности героини, из её ироничного отношения к необходимости бесконечных анализов и процедур, из монологов-обращений на камеру. Но желание бороться во что бы то ни стало быстро исчезнет, а ему на смену придёт тупая неотвязная боль тела и души. Унизительный гинекологический осмотр, проведённый бывшим студентом, и цинизм врачей, относящихся к пациентам в лучшем случае как к подопытным крысам, а в худшем - как к просто крысам. Одиночество, окутывающее плотным саваном, и тяжесть бесконечно тянущегося времени, которого осталось так мало. В этих условиях непросто оставаться прежней, не озлобиться, не начать жалеть себя, однако Вивиан удаётся. Она будет послушно отвечать на задаваемые в сотый раз вопросы, наблюдать за измерением уровня рвоты, ждать рентгенолога, ушедшего на положенный ему обеденный перерыв, и облегчать приступы острой боли чтением наизусть сонетов Джона Дона и воспоминаниями о лекциях и студентах. А что ещё остаётся, ведь в жизни мисс Беаринг никогда не было ничего, кроме учёбы, работы и великой английской литературы, кладези мудрости и правильно-философского отношения к жизни.

Смирение, желательно молчаливое - вот главная добродетель по мнению проведшей полжизни в монастырях и больницах Маргарет Эдсон, автора сценария фильма. Отрицание, гнев, торги и депрессия как стадии принятия неизбежного остаются за кадром, эти этапы неважны и ненужны, ведь сколько верёвочке не виться, конец всё равно один. Именно на этом заключительном отрезке пути сосредоточено и внимание режиссёра, однако концентрация на демонстрации кротости, плавно переходящей в святость, играет с ним злую шутку, лишая главную героиню какой-либо индивидуальности. Да, Вивиан - прекрасный преподаватель, отличный специалист, строгий педагог, идеальный пациент. Но за всеми этими безусловно правильными и выверенными характеристиками теряется личность, и никакие нарочитые визуальные контрасты не в силах этого изменить, так что эпизоды тихой декламации патетичных стихов о смерти на фоне яркой таблички, цинично призывающей пациентов помогать своим врачам, останутся лишь эпизодами, очередными частями хронометража. Образ профессора Беаринг растворяется в обилии бытовых подробностей и деталей её последних месяцев жизни, а фиксация Майка Николса на поиске псевдосмыслов в каждой запятой одного сонета, повторяемого героиней раз за разом, нивелирует его значимость в контексте повествования и ещё больше схематизирует историю, превращая её в набор штампов.

«Нужно обращать внимание на текст, а не на выражаемые им чувства», - говорит научный руководитель юной неопытной Вивиан в самом начале фильма, и парадоксальным образом эта фраза становится негласным лейтмотивом картины. Героиня, увлечённая рассуждениями о превосходстве восклицательного знака над запятой, не вызывает никакой эмпатии, ей не хочется сочувствовать или сопереживать, её нельзя любить и странно ненавидеть. Забавно, но равнодушие, столь явно осуждаемое создателями фильма, стало основной транслируемой эмоцией, превратив трагическую историю о сильной женщине в рутинную мелодраму с претензией на притчевость. Мисс Беаринг была абсолютно права, представляя себе, что будет происходить после её смерти. Да, коллеги выпустят сборник статей в её честь, напишут красивое вступление с перечислением достижений безвременно ушедшей. Но решая трудную задачу правильной постановки знаков препинания в предложении своего бытия, героиня упустила из виду одну маленькую деталь. Замена слова «жить» на «существовать» оказалась роковой, и от перемены мест запятых смысл не поменяется. Никаких восклицательных знаков, никаких многоточий, лишь имя на могильной плите и пара строчек в списке необходимой литературы. Вивиан Беаринг. Да, кажется, такая существовала.

Rigosha

Подводя итоги

На фильм наткнулась случайно, переключая каналы. Пропустила несколько минут начала, но оставшееся время просидела в неудобной позе перед телевизором, завороженная совершенной игрой Эммы Томпсон.

Это фильм-исповедь. Героиня обращается к зрителю, глядя прямо в камеру и рассказывая свои ощущения и мысли. Она проходит курс химиотерапии, у нее рак на последней стадии. Благодаря сильному характеру Вивиан Биринг стойко переносит процедуры, физические боли и свое глубокое одиночество.

Фильм поднимает множество проблем: от отношения врачей к пациенту как к подопытному до извечного вопроса «быть или не быть». «И это не отвлеченно вопрос жизни и смерти. Это вопрос моей жизни и моей смерти!..»

Потрясающая, сильная игра Эммы Томпсон, реалистичность происходящего, отсутствие ненужных деталей и великолепная музыка заслуживают твердой оценки

10 из 10

Eli-cat

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
Профессиональный многоголосный (Mail.ru) VideoCDN HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.