Чёрный лебедь / Black Swan

Чёрный лебедь
Оценка 8.06 (56 голосов)

 
Дата выхода: 01 Сентябрь 2010
Продолжительность: 1:43
Просмотрели: 8846

«Черный лебедь»— психологический триллер. Действие картины происходит в балетном театре, в котором балетная труппа в Нью-Йорке планирует новую постановку балета «Лебединое озеро». Прима-балерина вынуждена покинуть сцену из-за своего почтенного для балерины возраста. На главную роль претендуют несколько молодых балерин, среди которых оказывается Нина Сейерс — дочь несостоявшейся балерины, посвятившей всю жизнь заботе о дочери. Но главный хореограф не уверен в том, что Нина — идеальный кандидат на роль. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все. © tvcok.ru

«Чёрный лебедь» (Black Swan) - психологический триллер Даррена Аронофски с элементами хоррора о балерине, которая медленно сходит с ума во время постановки «Лебединого озера». Главные роли в фильме исполняют Натали Портман, Венсан Кассель и Мила Кунис. Мировая премьера состоялась 1 сентября 2010 года на открытии 67-го Венецианского международного кинофестиваля. Лента претендовала на премии Американской киноакадемии за лучший фильм, режиссуру, операторскую работу, главную женскую роль и монтаж. В итоге фильм получил «Оскар» в категории «Лучшая актриса» (Натали Портман).

Награды и номинации

Кинопремия «Оскар 2011»
Победитель в номинации: Лучшая женская роль - Натали Портман

Номинации:
Лучший фильм года
Лучший режиссер - Даррен Аронофски
Лучшая работа оператора
Лучший монтаж

Кинопремия «Золотой Глобус 2011»
Победитель в номинации: Лучшая женская роль (драма) - Натали Портман

Номинации:
Лучший фильм (драма)
Лучшая актриса второго плана - Мила Кунис
Лучший режиссёр

Кинопремия «BAFTA 2011»
Победитель в номинации: Лучшая женская роль - Натали Портман

Номинации:
Лучший фильм
Лучший режиссер - Даррен Аронофски
Лучшая женская роль второго плана - Барбара Херши
Лучший оригинальный сценарий
Лучшая работа оператора
Лучшие визуальные эффекты
Лучший грим/прически
Лучшие костюмы
Лучшая работа художника-постановщика
Лучший монтаж
Лучший звук

Кинопремия «MTV Movie Awards 2011»

Номинации:
Самый безумный эпизод ("Что это было?")
Лучшая женская роль - Натали Портман
Лучший фильм
Лучшая женская роль - Натали Портман
Лучший фильм
Лучший поцелуй

Кинопремия «Independent Spirit Awards 2011»

Победитель в номинации:
Лучший фильм
Лучшая режиссура - Даррен Аронофски
Лучшая женская роль - Натали Портман
Лучшая операторская работа

Кинопремия «Сезар 2012»
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке

Кинопремия «David 2011»
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке

Кинопремия «Amanda Awards 2011»
Номинации: Лучший иностранный фильм - Даррен Аронофски

Кинопремия «Bodil Awards 2012»
Номинации: Лучший американский фильм

В общем активе у фильма 39 наград и 105 номинаций.

Параллели с «Рестлером»

Многими были отмечены параллели между «Чёрным лебедем» и предыдущим фильмом Аронофски, «Рестлером». Подобно «Рестлеру», это полная документальных подробностей история полной самоотдачи человека своему делу, рассказ о доходящем до мазохизма профессионализме исполнителя. Такой рассказ даёт актёрам шанс показать свою многосторонность, полностью погрузиться в свою роль. В «Рестлере» герой Микки Рурка движим глубоким внутренним чувством собственного достоинства, поступки же Нины обусловлены прежде всего жёсткими установками матери, с самого детства лишившей дочь возможности выбора[25]. Аронофски изначально думал снять фильм о любви рестлера и балерины. Его завораживало, что и рестлеры, и балерины используют в качестве главного инструмента самовыражения собственное тело.


Интересные факты:

  • По слухам, Рейчел Вайс и Дженнифер Коннелли могли исполнить главные роли.
  • Венсан Кассель сравнил своего персонажа с Джорджем Баланчином (Георгий Баланчивадзе), один из основателей New York City Ballet.
  • Мэрил Стрип рассматривалась на роль Эрики.
  • Блейк Лайвли проходила пробы на роль Лили.
  • В первой версии сценария героиню Натали Портман звали Александрия.
  • Изначально предполагалось, что действие фильма будет происходить во Франции, а съёмки пройдут в Будапеште, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за бюджетных ограничений.
  • Первая версия сценария называлась «The Understudy». История крутилась вокруг Нью-Йоркского театра. Даррену Аронофски понравился сценарий, и он предложил перенести действие в мир балета.
  • Потребовалось десять лет, чтобы сценарий воплотился в фильм.
  • Даррен Аронофски предложил Миле Кунис роль Лили через Skype. Миле даже не пришлось проходить пробы на роль.
  • Для роли в фильме Натали Портман похудела на 9 килограмм.
  • Съёмки всех сцен с участием Вайноны Райдер заняли 10 дней.
  • При подготовке к съёмкам Мила Кунис занималась балетом в течение 3 месяцев, по пять часов в день, семь дней в неделю.
  • В детстве Вайнона Райдер пробовала заниматься балетом, но выдержала лишь только первое занятие, так как, по её словам, преподаватель был слишком строг.
  • Клинт Мэнселл написал музыку к фильму, являющуюся вариацией на тему «Лебединого озера» Чайковского.
  • Натали Портман рекомендовала Милу Кунис на роль Лили.
  • Во время съёмок Даррен Аронофски пытался настроить Натали Портман и Милу Кунис друг против друга, чтобы еще больше усилить напряжение между их персонажами.
  • Во время съёмок Натали Портман получила травму ребер. Полное выздоровление заняло 6 недель. Также во время съёмок Натали получила сотрясение мозга.
  • За год до начала съемок фильма Натали Портман возобновила занятия балетом. Сначала она занималась по два часа в день шесть месяцев с хореографом Мэри Хелен Бауэрс, готовясь к нагрузкам постепенно, чтобы набрать силу и гибкость и ничего не повредить в процессе дальнейшей работы. Затем стала заниматься по пять часов в день, а также добавили плавание. Где-то за два месяца до занятий с хореографом, она проводила с Мэри Хелен по восемь часов в день.

Альтернативное описание: Молодая балерина (Нина) достаточно красива и талантлива для того, чтобы стать примой. Долгие годы тренировок и совершенствование каждого своего движения сделали своё дело - она Королева Лебедей. Но радость от полученной роли длиться не долго, перед молодой девушкой стоит много препятствий на пути к славе. Появляется опасная соперница, которая хочет отнять долгожданную роль, родная мать не желает понять внутренний мир дочери, партия чёрного лебедя не удаётся. Всё рушиться на глазах у Нины... а может быть у неё в голове.
© Fast-Torrent.ru

Альтернативное описание 2: Сюжет картины строится вокруг примы балетного театра, у которой неожиданно появляется опасная конкурентка, способная отобрать у главной героини все партии. Соперничество усиливается по мере приближения ответственного выступления, которое должно решить все.

 

Black Swan

Как только появился этот фильм,упорно не хотел его смотреть ибо прочитав описание решил что ничего интересного я там не найду,благо к балету отношусь нейтрально мягко говоря. Даже тот факт что это фильм моего горячо любимого Аронофски не подтолкнул к просмотру, видимо сказалось впечатление о его Рестлере,который получился,на мой взгляд,не совсем в духе Даррена,слишком приземленный что-ли. Но после,примерно,середины просмотра понял что совершенно зря обделял фильм вниманием.
Лебедь оказался как раз таким,каким мне его хотелось бы видеть- откровенным,терзающим,местами пугающим и удивительно правдивым.
Трагическая история одного человека умело показанная со стороны и глазами
самого человека, где реальность общепринятая переплетается с реальностью личной,в которой не всегда всё безоблачно.
Я не знаю что он делал с актерами,каким образом добивался этого,но
они просто отличны.
Обычно даже фильм с хорошими сюжетом,идеей,портит игра актеров,которые не в состоянии вжиться в роль полностью,а режиссер либо не замечает этого,либо закрывает глаза.
В Black Swan я считаю актеры замечательно себя показали. Каждый взгляд,мимика,интонация голосов всё заставляет поверить в реальность
происходящего.
Какое-то невероятное путешествие,на столько все живо,правдиво. И что-то странное прокралось внутрь,после просмотра,будто был свидетелем чего-то настоящего.
Бывают фильмы что посмотришь один раз и больше нет желания к нему вернуться
в силу пустоты последнего, но бывают и такие насыщенные,что смотреть еще раз просто тяжело,и этот фильм именно из этой категории.
Если ты поклонник жанров драма и психологический триллер-время твоего просмотра думаю не будет потрачено зря.

madgoth

Лишение невинности

«Реквием по мечте» произвел на меня противоречивое впечатление, и потому я не спешу венчать Арановски титулом гения - скажу лишь, что «Черный лебедь» показался мне на порядок более качественной работой не только за счет более художественного, эстетично-символичного способа ведения повествования, одухотворенной атмосферы высокого искусства балета, но и за счет тонкого психологизма в раскрытии поднятой проблемы, которая хоть и является некой язвой, тем не менее вскрывается режиссером деликатнее, тактичнее, нежели в «Реквиеме».

Нина - молодая балерина, хрупкая, испуганная, замкнутая девушка, чья небогатая событиями жизнь целиком и полностью посвящена танцу. Из-за неустанного контроля и давления со стороны матери, воплощающей за счет дочери свои не состоявшиеся мечты, Нина представляет собой зеленый, туго сжатый бутон, закомплексованную, эмоционально закрытую, социально неразвитую личность - этакую двенадцатилетнюю девочку-отличницу в теле взрослой женщины, в мире которой не существует ничего, кроме учебы и маминого одобрения. Работа-дом, работа-дом, ни подруг, ни кавалеров, один танцевальный зал - другой танцевальный зал, тяжелый труд, одержимость идеальной техникой исполнения и краткий сон в окружении розовых подушек и плюшевых игрушек. Кого легче всего подавить, подчинить? Кому легче всего внушить мысль о собственной несостоятельности, и оттого - зависимости от кого-то сильного и взрослого рядом? Ребенка. Вот почему мать Нины так отчаянно не давала ей взрослеть, пряча от «взрослого» мира и его соблазнов, как мачеха Рапунциль («Мама права!»).

И вдруг руководитель балетной труппы предлагает ей главную роль - примы в балете Чайковского «Лебединое озеро», одновременно высказывая сомнения относительно ее способности одновременно воплотить на сцене два противоположных образа - Белого и Черного лебедя, добродетели и порока. Зажатая, скованная, слабая девушка приходит в ужас, впадает в панику, отчаянно озирается по сторонам... и видит то, что хочет в ней найти мэтр Тома - но видит это не в себе, а в других, в дюжине более раскрепощенных, уверенных в себе балерин, хищных до славы и главных ролей. Мне плевать на твою технику, мне нужно, чтобы ты соблазнила принца, соблазнила публику! Посмотри на себя - кто захочет тебя трахнуть? Никто! Я в жизни не видел такой холодной девочки... Мэтр Тома с лицом и телом порочного Винсента Касселя хватает и целует Нину в попытке пробудить в ней первобытные инстинкты, вытащить на свет сокрытое глубоко внутри желание, томление, но это пробуждение - нелегкий и не быстрый путь.

Многие смотревшие фильм громко аплодировали многогранности, многослойности, неочевидности этой драмы, в которой «нет никакой разжеванности», одни лишь намеки, благодаря которым у каждого зрителя складывается индивидуальное впечатление о происходящем. Намеки эти - некие мистические явления, видения главной героини, которые кого-то из зрителей убедят в ее обыденной психической невменяемости, а кому-то укажут на суть метаморфоз, сотрясающих хрупкую психику Нины. Честно признаться, намеки эти мне не пригодились совершенно, поскольку суть происходящего мне, как по учебнику психологии, оказалась видна невооруженным глазом, а посему символичность в описании душевной трансформации девушки я склонна воспринимать лишь как некую красочную иллюстрацию, которая лишь подтверждает мои выводы, но отнюдь не наводит на них. Однако иллюстрация эта уместна и образно сильна.

Превращение Белого лебедя в Черного режиссер показывает не только через буквальные поступки Нины - бунт против материнского контроля, резкий разговор с «настучавшей» на нее партнершей по труппе, пьянка в баре - но и через фантазии девушки, атаки ее новообретенного, но еще не окрепшего взрослого подсознания, которые на полотне Арановски настолько крепко связаны между собой, что теряется грань между реальностью и вымыслом, существующим лишь в нинином воображении. Взросление и переход на темную сторону Ситхов дается Падме крайне тяжело, на что символично указывают кровотечения в теле девушки; собственная сексуальная неудовлетворенность находит воплощение в лесбийской сцене между ней и новой подругой, ревность, влечение к мэтру Тома - в воображаемой сцене секса между ним и главной конкуренткой Нины, сильнейший страх потерять главную роль - в эпизоде жестокого нападения на соперницу в гримерке. Несмотря на крайне плавный переход от действительности к фантазии, которым Арановски пытается запутать прямолинейного зрителя, воспринимать происходящее буквально нельзя - если мы видим, как сквозь кожу Нины пробиваются черные перья, не стоит думать, будто перед нами нечто сверхъестественное, или девчонка лишилась рассудка - подобные художественные символы есть не более, чем иллюстрация внутренних перемен в человеке, которые, наконец открывают в Белом лебеде Черную сторону.

Многие до меня говорили о разрушительном стремлении к совершенству, которое и погубило Нину на желанной вершине. Точнее о губительном перфекционизме твердили все и каждый, находя в нем источник как душевных, так и физических мук героини. Категорически не согласна! Суть фильма не в том, что достижение идеала убивает, а искусство требует жертв - это поверхностное, обманчивое суждение, которое почему-то разделяют все! Нина не сошла с ума от нервного перенапряжения, не умерла - она переродилась и осталась жить в новом образе! Как можно рассуждать о символизме, не понимая такового! Подсказка - сюжет «Лебединого озера»! Перфекционизм здесь представляет собой лишь некий сосуд, коридор, который не позволял Нине отрастить и расправить крылья, он же - одержимость работой в ущерб личной жизни и жизни вообще, не более. Истинный же смысл происходящего - это болезненный процесс ментального взросления девушки, раскрепощения, освобождения, сексуального созревания Нины, в котором кровь на ее пальцах - это либо менструальная кровь, либо выделения при первом половом акте. Финал также не стоит воспринимать буквально. Мудрее будет увидеть в нем грехопадение, потерю девственности, смерть Белого и рождение Черного Лебедя (они = две стороны одной личности), безвозвратную потерю невинности, превращение девочки в женщину. И все это идеально ложится на сюжет балета Чайковского, в котором принц (здесь - Тома) выбирает Черного лебедя (Нину-женщину), в то время как Белый (Нина-девочка) умирает. Филигранная параллель!

Натали Портман проделала огромную работу и как актриса, и как балерина, Кассель был весьма убедителен в сцене соблазнения, а подруга/соперница Нины - воплощение соблазна и желания, равно как Вайнона Райдер - символ бессильной ярости и самоуничижения личности, чье время на вершине миновало.

Итог: картина сильна, образна и заслуживает наград.

Ava

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

_Couture_
От пользователя _Couture_:
Великолепная картина! Восхитительная игра Джанет! Пачка ей идёт 1900_1.gif
Интересный сюжет! Мне, как нелюбителю балета, балет в фильме пришёлся по душе. Фильм посмотрел лишь из-за Вайноны Райдер, но за весь фильм её видел не более пяти минут. Жаль, конечно, но и на Джанет было приятно смотреть. Талантливая актриса. Рекомендую к просмотру всем нелюбителям балета и драмы. 1900_1.gif
P.S.: как триллер, фильм тоже хорош.
12:01 / 28.10.2011
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.