Чужой / Alien

Чужой
Оценка 7.35 (112 голосов)

 
Дата выхода: 25 Май 1979
Режиссёр: Ридли Скотт
Продолжительность: 1:57
Просмотрели: 11978

Космос хранит множество опасностей, и никогда не знаешь, что может тебя ожидать на неизведанной планете, которая может быть кем-то населенна. Сигнал, который перехватили на грузовом космическом лайнере, не подпадал под определение общепринятых сигналов, но об общепринятых мерках на этой планете могли попросту не знать, а сигнал мог быть просьбой о помощи, поэтому было решено совершить внеплановую посадку и разведать ситуацию. Да, эта планета была населенна живыми существами, однако особой дружелюбностью они не отличались, но разве можно было судить о поведении местных жителей, не встретив не единого представителя. Единственное, что довелось встретить космическим путникам, это что-то похожее на кладку. Но кладку кого? © tvcok.ru

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

  • Вероника Картрайт узнала о том, что она не получила главную роль только тогда, когда её попросили прийти на съёмочную площадку для примерки нескольких костюмов её героини, Ламберт.
  • На одном из этапов разработки проекта создатели фильма подумывали сделать тело чужого полупрозрачным.
  • В первых набросках художника пришелец был снабжен глазами, но для съемок картины было принято решение избавиться от них, дабы придать существу более зловещий вид.
  • Ридли Скотт занял режиссерское кресло после того, как его покинули четыре предыдущих кандидата.
  • В первом варианте сценария Рипли была мужчиной.
  • Роль Рипли изначально предлагалась Веронике Картрайт, но впоследствии выбор пал на Сигурни Уивер. Впрочем, Вероника также получила в проекте одну из главных ролей.
  • Многие диалоги являются импровизацией.
  • В костюм «чужого» мог облачиться Питер Мейхью, исполнитель роли Чубаки в «Звездных Войнах». Рост этого британского гиганта составляет 2,21 м. В итоге эта роль досталась Боладжи Бадеджо (2,18 м).
  • Для съемок было изготовлено три варианта «Чужих»: сама модель и два костюма, в которые облачались статисты.
  • Американский писатель-фантаст А. Э. ван Вогт обвинил создателей картины в плагиате, утверждая, что они украли его идею, описанную в книгах «Discord in Scarlet» (1939) и «Voyage of the Space Beagle» (1950). Но судебный процесс он выиграть не сумел.
  • По сценарию между Рипли и Далласом должна была пройти постельная сцена, но ее решили не снимать.
  • Ни одна из кинокомпаний не хотела браться за этот проект, посчитав его слишком жестоким и кровавым. Однако вскоре нашелся смельчак по имени Уолтер Хилл, представляющий интересы компании «20th Century Fox». Тем не менее, он тоже внес свою лепту в судьбу картины, посчитав первый вариант сценария чересчур мрачным. Ридли Скотт был вынужден удалить слишком жестокие сцены.
  • «Сырой» вариант картины длился 192 минуты (итоговая версия намного короче - 117 минут).
  • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер изменили имена всех персонажей в сценарии Дэна О'Бэннона и Рональда Шусетта. В сценарии О'Бэннона и Шусетта герои были прописаны таким образом, что их могли сыграть как мужчины, так и женщины. По словам сценаристов, они писали роль Рипли исключительно как мужскую.
  • Г. Р. Гигер создал несколько моделей чужих, из которых был выбран окончательный вариант.
  • Известнейший слух - никто из актеров, за исключением Джона Хёрта, не знал, что случится при «рождении» чужого - по большому счету, правдив. Актерам лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, рассказали о том, что будет происходить в данной сцене: например, Вероника Картрайт никак не ожидала, что её обрызгают кровью.
  • По словам Дэна О'Бэннона, идея, вынашивания чужеродного организма в человеческом теле, пришла ему в голову после того, как он узнал, что осы дорожные откладывают свои личинки в брюшках пауков. Однако, данный вид ос откладывает яйца на теле своей жертвы, а не внутри неё. Стоит добавить, что отдельные виды ос всё же откладывают яйца в телах других организмов: например, осы ихневмон и осы бракониды. Первые откладывают яйца в различных жуков, вторые - в определенные виды гусениц. В обоих случаях организм-носитель погибает при рождении осы.
  • Для сцены внутри инопланетного космического корабля было создано 130 яиц чужих.
  • Восемнадцать лет спустя после выхода фильма на экраны Г. Р. Гигер подал в суд на студию «20th Century Fox» за то, что его имя отсутствовало в титрах к фильму «Чужой 4: Воскрешение» (1997), и выиграл дело.
  • Режиссерская версия фильма, вышедшая в 2003 году, стала возможной благодаря 100 коробкам с пленками картины, обнаруженным на одном из складов студии.
  • Детали для декораций внутренних помещений «Ностромо» были найдены на кладбище самолетов.
  • Изначально Джон Финч должен был сыграть Кейна, но в первый день съёмок у него случился приступ диабета. Ридли Скотт знал, что Джон Хёрт не задействован на других проектах и предложил ему роль. Уже на следующий день Хёрт приступил к съёмкам.
  • Для того чтобы создать эффект резкого ускорения «Ностромо», несколько человек трясли и раскачивали кресла, в которых сидели актеры.
  • Когда таможенники увидели модели фэйсхаггеров Г. Р. Гигера, то они были настолько шокированы, что немедленно задержали его на американской границе. Дэну О'Бэннону пришлось приехать в аэропорт Лос-Анджелеса и объяснить властям, что это - модели для фильма ужасов.
  • Сцена «рождения» чужого была снята с первого дубля, используя четыре камеры.
  • Для того чтобы испугать кота Джонса, перед ним посадили немецкую овчарку.
  • Рон Кобб, делавший наброски для фильма, предложил, чтобы у чужого в качестве крови была кислота.
  • Джерри Голдсмит был в ярости, узнав, что Ридли Скотт и монтажер фильма Терри Роулингс существенно изменили его музыку, написанную специально для фильма.
  • Эш отсутствовал в первой версии сценария Дэна О'Бэннона.
  • Дэн О'Бэннон и Г. Р. Гигер познакомились на разработке проекта «Дюна» Алехандро Ходоровского - проекта, который так и не состоялся.
  • Сигурни Уивер была утверждена на роль Рипли, после того как продюсеры увидели пробы актрисы, на которых она произносила финальный монолог на борту спасательной шлюпки «Ностромо».
  • Идея фильма возникла у Дэна О'Бэннона, после того как он разочаровался реализацией своего первого сценария, «Темная звезда» (1974), который поставил Джон Карпентер. О'Бэннон писал сценарий «Чужого» с прицелом на гораздо больший бюджет, чем был у «Темной звезды», и значительно расширив хоррор-элемент.
  • Еще до начала работы над сценарием к «Чужому» Рональд Шусетт приобрел права на рассказ Филипа Дика «We Can Remember It for You Wholesale» (который впоследствии трансформируется в сценарий к картине «Вспомнить всё» (1990)) и попросил Дэна О'Бэннона помочь ему адаптировать произведение известного фантаста для большого экрана. В то же самое время О'Бэннон придумал историю об инопланетянине на космическом корабле. Новоиспеченные партнеры решили сначала написать сценарий об инопланетном монстре, т. к., по их мнению, данный проект было легче реализовать.
  • Первоначальное название картины - «Star Beast».
  • В первые шесть минут фильма нет диалогов.
  • Слово «fuck» произносится по ходу действия фильма 5 раз (Рипли говорит «fuck» четыре раза за фильм).
  • Студия «20th Century Fox» увеличила бюджет фильма в два раза (с $4,2 миллионов до $8,4), после того как Ридли Скотт показал свои раскадровки.
  • Ридли Скотт с радостью согласился поставить фильм, т. к. разработка предыдущего проекта, на котором он работал, зашла в тупик.
  • Три модели «Ностромо» различной длины и массы были построены для съёмок фильма.
  • Продюсеры третьесортного фильма ужасов «Оно! Ужас из космоса» (1958) подумывали подать на авторов «Чужого» в суд за плагиат, но не стали этого делать.
  • Изначально космический корабль должен был называться «Снарк» (фантастическое животное из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка»), затем название изменили на «Левиафан» (морское чудовище, описанное в Библии; громадина, плавучая махина (о судне)). В конце концов, было решено остановиться на «Ностромо» (название корабля повторяет название книги Джозефа Конрада. На итальянском «nostromo» означает «боцман»).
  • Имя компьютера «Ностромо» - «Мать». Имя компьютера на корабле в фильме «Чужой 4: Воскрешение» (1997) - «Отец».
  • Два тридцатисекундных обратных отсчета в фильме продолжаются соответственно 36 и 37 секунд.
  • Космические костюмы, в которые одеты Том Скеррит, Джон Хёрт и Вероника Картрайт, были чрезвычайно неудобны, сделаны из нейлона и не пропускали воздух. Актеры, одетые в такие костюмы, изнывали от невероятной жары и очень часто падали в обморок. На съёмках постоянно присутствовала медсестра, которая следила за физическим состоянием трех актеров, и оказывала им первую помощь. Только после того, как для съёмок одной из сцен в костюмы одели детей Ридли Скотта и Дерека Ванлинта (оператор), и они также потеряли сознание, были внесены некоторые изменения в дизайн костюмов.
  • В начале съёмок Ридли Скотту приходилось каждый день выслушивать наставления девяти продюсеров, которые постоянно жаловались на то, что Ридли уж слишком много времени тратит на съёмки той или иной сцены.
  • В первый день съёмок сцен с участием кота Джонса, кожа Сигурни Уивер покрылась сыпью. Сигурни испугалась, что у неё аллергия на кошек, и её вполне могут уволить, т. к. для студии было намного проще заменить никому не известную актрису, чем найти четырех идентичных котов. Как оказалось, у Уивер была аллергия на глицерин, который служил имитацией пота на коже актрисы.
  • Название компании - Weylan Yutani. В фильме «Чужие» (1986) Джеймс Кэмерон немного подкорректировал название - Weyland Yutani.
  • В костюме чужого были использованы пластилин и детали моторов Rolls Royce.
  • Создатель спецэффектов Брайан Джонсон работал одновременно над этим фильмом и картиной «Звездные войны: Эпизод 5 - Империя наносит ответный удар» (1980).
  • После первых недель съёмок, Дэн О'Бэннон попросил у продюсеров разрешения посмотреть отснятый материал, но получил отказ. Однако, О'Бэннону удалось просмотреть материал: он договорился с киномехаником и находился в комнате с кинопроектором во время показа чернового материала.
  • Для того чтобы снять сцену «рождения» чужого, Джону Хёрту пришлось просунуть голову, плечи и руки в специальную дыру в столе, соединенном с искусственным туловищем, в котором содержался сжатый воздух и множество внутренностей животных.
  • Вопль, который издает новорожденный чужой, - это комбинация звуков шипения гадюки, свинячьего визга и плача ребенка.
  • Для сцен, где чужой перемещается по кораблю, декорации помещений специально перестраивали под Боладжи Бадеджо, для того чтобы облегчить его движения и предоставить ему больше мест, где можно спрятаться. Однако, несмотря на все усилия декораторов, Боладжи несколько раз рвал костюм чужого.
  • В сцене, где Эш проводит аутопсию фэйсхаггера, тело последнего было сделано из свежих моллюсков, устриц и овечьей почки.
  • Некоторые мониторы с «Ностромо» будут также использованы в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
  • Эмбриональные движения фэйсхаггера (до того как он выпрыгивает из яйца) были созданы руками Ридли Скотта, одетыми в резиновые перчатки.
  • В сцене, где Ламберт, Даллас и Кейн осматривают инопланетного пилота, их роли исполнили дети Ридли Скотта и Дерека Ванлинта, для того чтобы придать помещению и инопланетянину больший размер.
  • В минисериале «BBC: Голубая планета» (2001), Дэвид Аттенборо говорит, что чужой был смоделирован с фронимы, существа, обитающего на очень больших океанских глубинах. Его тело составляет 2,5 сантиметра в длину. На вид существо напоминает креветку с глазами, челюстью и зубами как у монстра, созданного Г. Р. Гигером.
  • Название компании «Weyland Yutani» появляется на экране компьютера во время посадки.
  • Звук, который можно услышать на заднем плане в лаборатории, где лежит Кейн с фэйсхаггером на голове, также можно услышать в комнате Декарда в фильме «Бегущий по лезвию» (1982).
  • Для декорации пола на «Ностромо» были использованы перевернутые и перекрашенные ящики для бутылок из-под молока.
  • Несмотря на то, что в 2003 году вышла режиссерская версия фильма, куда было добавлено несколько новых сцен, Ридли Скотт сделал специальную пометку в DVD-издании, гласящую, что настоящей режиссерской версией фильма он считает версию, смонтированную в 1979 году, еще до выхода картины на экраны. Режиссерская версия, в настоящее время доступная на DVD, была названа режиссерской, исходя лишь из коммерческих соображений.
  • Для того, чтобы добиться эффекта пара, идущего из шлемов, был использован аэрозоль, который распрыскивали изнутри шлемов.
  • Автор рекламных слоганов Барбара Гипс придумала известнейший тэглайн: «В космосе никто не сможет услышать твой вопль».
  • Боладжи Бадеджо, сыгравший чужого, до начала фильма брал уроки пантомимы и занимался Тай-Цзи Цюань (китайская гимнастика).
  • В начальной сцене, когда мы видим различные помещения «Ностромо», можно заметить кофеварку «Krups». Точно такая же модель кофеварки была использована как «Мистер Синтез» в фильме «Назад в будущее» (1985).
  • Большинство известных продюсеров имеет целый штат людей, которые читают сценарии, а затем пишут краткую версию сюжета. Сценарий «Чужого» был охарактеризован, как «это почти «Челюсти», но в космосе».
  • Для создания тонкого слоя тумана, который покрывает яйца чужих, была использована дымовая установка, позаимствованная у группы «The Who».
  • На пост режиссера рассматривались кандидатуры Роберта Олдрича, Питера Йэтса, Джека Клейтона, Дэна О'Бэннона и Уолтера Хилла.
  • Внутренности яиц чужих, которые рассматривает Кейн, содержали настоящие органические элементы. В их дизайне были использованы сердца и желудки коров. Хвост фэйсхаггера - овечьи кишки.
  • Билл Патерсон мог исполнить одну из ролей в фильме.
  • Желая узнать женское мнение о Сигурни Уивер в роли Рипли, Ридли Скотт показал её пробы нескольким женщинам из производственного отдела, которые положительно отозвались о её игре.
  • По словам Ридли Скотта, вдохновением для съёмок фильма ему послужили «Звездные войны: Эпизод 4 - Новая надежда» (1977) и «2001 год: Космическая одиссея» (1968) за изображение космоса, и «Техасская резня бензопилой» (1974) за атмосферу страха.
  • Упомянутая в фильме звездная система Zeta-2 Reticuli реально существует. Это двойная звезда, на расстоянии 39 световых лет от Земли.
  • Эш возглавляет список из семи любимых персонажей фильмов ужасов американского кинорежиссёра, сценариста и продюсера Джосса Уидона.
  • Единственная работа Боладжи Бадеджо.
  • В этом фильме Чужого играет нигериец Боладжи Бадеджо, студент и дизайнер, который был обнаружен в баре одним из членов съёмочной группы, который привел его к Ридли Скотту. Скотт считал, что Бадеджо с его ростом 218 см, сможет сыграть Чужого, так как его руки и ноги казались неестественно длинными, создавалась иллюзия того, что под костюмом не мог быть человек. Каскадёры Эдди Пауэлл и Рой Скаммелл также изображали Чужого в ряде сцен.
  • Аниматронную голову Чужого создал итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди, прославившийся благодаря фильму «Кинг-Конг» (1976).
  • Для создания маски Чужого был использован настоящий человеческий череп.
  • «Лицехват» и яйцо чужого Г. Р. Гигер собрал из бараньих и коровьих внутренностей, моллюсков и костей рыб.
  • Главная героиня фильма Элен Рипли носит электронные часы Casio модель F-100 с двойным циферблатом. После выхода фильма они гораздо сильнее растиражировались и стали объектом фан-арта и подражаний.

Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.

  • Ридли Скотт признавался в многочисленных интервью, что он хотел снять более мрачный фильм с фатальной развязкой. В частности, картина должна была заканчиваться сценой откусывания головы Рипли. Но кинокомпания «20th Century Fox» не пошла на поводу у режиссера и предложила смягчить окончание.
  • Вероника Картрайт после выхода картины на экраны призналась, что в сцене, где ноги ее героини опутывает хвост «чужого», на самом деле ноги не ее. Они принадлежат Гарри Дину Стэнтону (Брэтт), и происходит данное событие при съемках абсолютно другой сцены.
  • В сцене, где команда «Ностромо» просыпается после гиперсна, груди Вероники Картрайт и Сигурни Уивер были покрыты киперной лентой.
  • Сцена, в которой Даллас преследует чужого в вентиляционных шахтах, а остальная команда корабля предупреждает его, чтобы он поскорее покинул вентиляционную систему, была снята за один день.
  • Подкрашенная вода использовалась в качестве «крови» Эша.
  • Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер предложили идею того, чтобы Эш был роботом.
  • Для того чтобы снять сцену гибели Паркера, была сделана специальная резиновая голова Яфета Котто, набитая свинячьими мозгами. Лоб был сделан из воска, для того чтобы зубы чужого могли с легкостью его пробить.
  • Роджер Дикен, отвечавший за спецэффекты в сцене «рождения» чужого, хотел, чтобы последний выбирался из груди Кейна с помощью маленьких рук, но его идею отклонили.
  • В новеллизации Алана Дина Фостера андроид Эш посоветовал попытаться наладить контакт с Чужим, но отказался сообщать. Вопрос в том, пытался ли он сам это сделать.
  • Гибель робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, а когда голова робота повисла рядом с телом, он, двигая руками, бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе и разговаривает, планировалось использовать аниматронную голову, но та выглядела очень неестественно и поэтому в столе проделали дыру, через которую актёр Иэн Холм просунул свою настоящую голову; в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое начинало вытекать у актёра изо рта, когда он начинал говорить. Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока, которое было у андроида вместо крови.
  • Сцены, которые не вошли в прокатную версию, но были в режиссёрской версии:
  • В самом начале фильма было два дополнительных кадра, которые демонстрировали внешний дизайн буксира.
  • После того, как в самом начале Кейн просыпается, он в халате приходит в столовую, включает кофемолку и здоровается с подошедшей туда Ламберт. Ламберт в кадре не показывается и ничего не говорит, в сценарии Кейн здоровается с подошедшими туда поочерёдно остальными членами команды.
  • Команда «Ностромо», стоя на капитанском мостике, прослушивает тот самый таинственный сигнал и узнаёт, с какой планеты он исходит.
  • Сцена проникновения внутрь инопланетного корабля и кадры, показывающие инопланетный корабль с другого ракурса в тот момент, когда Ламберт, Даллас и Кейн подходят к нему.
  • Даллас, Кейн и Ламберт находят труп пилота-инопланетянина.
  • Сцена установки лебёдки, предшествующая спуску Кейна в подземный туннель.
  • Ламберт и Даллас вносят Кейна в шлюз «Ностромо».
  • Стычка между Ламберт и Рипли из-за того, что последняя отказывалась впускать выходивших на поверхность планеты в корабль.
  • Рипли спрашивает Ламберт, что случилось с Кейном. Ламберт пересказывает слова Кейна о яйцах Чужих в трюме инопланетного корабля.
  • Члены команды проходят в медицинский отсек и осматривают Кейна. Ламберт замечает на экране сканера какое-то пятно в грудной клетке Кейна.
  • Разговор между Паркером и Брэттом в одном из подсобных отсеков во время ремонта.
  • Команда обсуждает способы поиска на корабле Чужого, после чего Паркер и Брэтт уходят делать электрошокер.
  • Постельная сцена между Рипли и Далласом.
  • Сцена смерти Брэтта в сценарии была описана по-другому. Чужой просовывал между ног Брэтта хвост и втыкал жало ему в затылок. Данный кадр был снят, но почему-то был вставлен в сцену смерти Ламберт. Впоследствии концепция этой сцены была изображена в комиксе, выпущенном «Heavy Metal».
  • У сцены смерти Брэтта был альтернативный вариант: рычащий Чужой сдавливает лапами его голову, из которой хлещет кровь.
  • После того, как Чужой утаскивает Брэтта, в отсек прибегают Рипли и Паркер. Паркеру на футболку сверху капает кровь.
  • Перед тем, как отправиться разговаривать с Матерью, Рипли успокаивает Ламберт, спрашивая, спала ли она с Эшем.
  • Длинная сцена, где команда пробует заманить Чужого в шлюз и выбросить в космос, но затея срывается, поскольку неожиданно включается сигнал аварийной тревоги и Чужой сбегает. У Рипли появляется подозрение, что сигнал включил Эш.
  • Ламберт вызывает по передатчику Эша.
  • Рипли обнаруживает коконы с Далласом и Брэттом и сжигает ещё живого Далласа и остальные следы деятельности Чужого струёй из огнемёта.
  • Перед смертью Паркер кричит Чужому: «Я убью тебя, урод!»

Чтобы вставить новые сцены, Ридли Скотт сократил на 10-15 секунд многие сцены прокатной версии:

  1. Диалог Рипли с Эшем по поводу расшифровки сигнала компьютером.
  2. Сцена исследования корабля Космических жокеев.
  3. Разговор Рипли с Далласом об Эше.
  4. Даллас спрашивает у бортового компьютера, как уничтожить Чужого, но не получает никакого ответа.
  5. Первоначальные поиски Чужого.
  6. Поиски Чужого в вентиляции.
  7. Получение Рипли доступа к «Матери».
  8. Подготовка Эша к допросу.
  9. Вся концовка - из каждой сцены вырезаны кадры.

Ошибки в фильме. Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.

  • Длина «Ностромо» составляет 800 футов (примерно 245 метров), в то время как он транспортирует груз длиной в полторы мили (примерно 2,4 километра).


Включён в 2002 году в Национальный регистр фильмо в.


Сатурн, 2004 год
Номинации: Лучшая DVD-коллекция


Оскар, 1980 год
Победитель: Лучшие визуальные эффекты
Номинации: Лучшие декорации


Золотой глобус, 1980 год
Номинации: Лучший саундтрек


Британская академия, 1980 год
Победитель:
Лучший саундтрек
Лучшая работа художника-постановщика
Номинации:
Лучшая мужская роль второго плана (Джон Хёрт)
Лучшие костюмы
Лучший монтаж
Самый многообещающий дебют в главной роли (Сигурни Уивер)
Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму


Сатурн, 1980 год
Победитель:
Лучший научно-фантастический фильм
Лучший режиссер ( Ридли Скотт )
Лучшая актриса второго плана ( Вероника Картрайт )
Номинации:
Лучшая актриса (Сигурни Уивер)
Лучший сценарий
Лучшие спецэффекты
Лучший грим


Сан-Себастьян, 1979 год
Победитель: Серебряная раковина за лучшую работу оператора и спецэффекты

 

Альтернативное описание: Грузовой корабль, возвращающийся на Землю, получает сигнал SOS, исходящий с неисследованной планеты. Капитан корабля решает разобраться в происходящем и направляет свой корабль на эту планету. После высадки, команда попадает в
мрачный мир, где обнаруживает множество огромных коконов, неизвестного происхождения. Вскоре на этой далекой планете начинаю разворачиваться страшные и кровавые события, члены экипажа сталкиваются с ужасной и отвратительной неземной формой жизни, которая совсем не стремится проявить гостеприимство.
© Fast-Torrent.ru

Альтернативное описание 2: В далеком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватывает исходящий с неизвестной планеты неопознанный сигнал. Экипаж принимает решение совершить посадку и разобраться, в чем дело. Оказавшись на планете, астронавты повсюду обнаруживают неопознанные предметы, по виду напоминающие гигантские коконы...

 

A - L - I - E - N

«In space no one can hear you scream... »

Разработка концепции «Чужого» проходила ещё до выхода «Звездный войн» Джорджа Лукаса, когда мир не знал, что есть научная фантастика в истинном её виде, а продюсеры крупных студий и компаний с недоверием относились к данному жанру, предъявляя к нему массу требований и претензий, не желая выделять крупные суммы денег на сомнительные проекты подобного рода.

Именно поэтому изначальный проект, называвшийся тогда «Звездный зверь», авторов Дэн О`Бэннона и Рональда Шусетта, предполагал постановку малобюджетного независимого кино. Однако все изменилось, и многие считают, что это и дало решающий толчок картине после того, как грянули «Звездные войны», после успеха которых будто бы весь мир изменился, так как всем в кратчайшие сроки стала нужна фантастика, а единственным быстрым способом был запуск практически готового, но при этом неоднократно переписываемого и переделываемого сценария, обредшего то самое привычное название, в чем-то очень простое и обычное, но в тоже время такое звучное «Alien».

В детстве я, как думаю и многие, считал «Чужого» обычным ужастиком, когда согласитесь для каждого это было нечто страшное и пугающее, а осознание истинного значения и ценности картины для всего мирового кинематографа пришло уже с возрастом. Картины, ставшей, безусловно, настоящим брендом. Ведь с того момента, как команда космических дальнобойщиков высадилась на астероиде и ступила на неизвестный инопланетный корабль, по сути началась новая веха в истории кинематографа. Не располагая огромным бюджетом и лучшим оборудованием, Ридли Скотт вместе со всей командой сумел создать фантастический триллер, который не просто вписался в жанр, но и в значительной степени обогатил его, придав новые очертания и дав дорогу в жизнь многим последующим картинам. Кино послужило началом не просто серии продолжений, а переросло в неимоверный культ конца 70-х, распространившийся по всему миру и не угасающий до сих пор.

За счет чего? Первое и самое главное, за счет блестящего сценария (недаром Скотт признавался, что готов вернуться к жанру фантастики в своей карьере ещё раз только в том случае, если у него на руках будет ещё один великолепный сценарий, каким когда-то стал «Чужой»). И вроде бы обычная история про космический транспорт «Ностромо», сбившийся с курса, небольшую команду и сигнал с неизвестного инопланетного судна. Но в сюжете О`Бэннона была та самая изюминка, угроза в виде инопланетного монстра, без которого не состоялось бы ничего.

Ведь именно Чужой и является главным героем фильма. Все внимание, все действие и построение сюжетной линии завязано под него. Именно он привносит в картину атмосферу постоянного напряжения, поддерживаемое на протяжении всего фильма и усиливаемое в моменты его появления. В тоже время Ридли Скотт, сохраняя элемент тайны и показывая лишь то, что нужно, создает очень сильный эффект, ведь зритель при этом становится не уверен в том, что видел, от чего ему становится ещё страшнее.

Режиссер намеренно тормозит развитие сюжета, делая повествование неспешным, аккуратно и очень тонко подводя зрителя к появлению на борту инопланетянина. Именно поэтому многие сцены могут показаться даже чересчур затянутыми, но Ридли Скотт лишь разгоняет напряжение, когда камера плавно скользит по отсекам корабля, показывая темноту, в которой чудовище может затаиться где угодно, создавая тем самым максимальный уровень так называемого саспенса. Специального художественного эффекта, создающегося за счет страха неизвестности, какого-то тревожного ожидания и беспокойства, чувства неопределенности, что же там скрывается в темноте. «Чужой» как раз, благодаря тому, что мы практически не видим всего (в то время, как наше воображение достраивает картинку) и получился таким страшным.

Страшным даже не за счет наведения ужаса на публику в моментах с появлением того же маленького зародыша из живота одного из героев или личинки из яйца, а страха неизвестности и неопределенности. Хотя если рассуждать о страхе вокруг и в самой картине, то не стоит забывать и об отце основателе образа Чужого, великолепном швейцарском художнике Хансе Руди Гигере, с появлением которого в команде Ридли была решена главная дизайнерская проблема всего фильма. Его мрачные декорации не только пугают, но и восхищают и по сей день, ведь именно Гигер создал и проработал абсолютно весь дизайн декораций связанных с монстром и его средой обитания.

Технический прогресс не стоит на месте, и команда разработчиков и создателей «Чужого» не застала многие технологические новинки, позволяющие облегчить и значительно упростить создание красивого визуального ряда. Однако излишние спецэффекты, которыми нынче уже никого не убедишь, здесь были ни к чему, потому что различные новороты не сделали бы фильм убедительнее и интереснее. Команда Ридли сыграла на другом, за счет чего мы и пересматриваем эту культовую ленту уже тридцать лет. В отличии от многих других выходящих сегодня бессмысленных картин с невероятным визуальным рядом, секрет успеха «Чужого» крылся в первую очередь в блестящем сюжете, потрясающей постановке и творческом гении Ридли Скотта, который из второстепенного ужастика сделал фильм наивысшей категории, шедевральный научно-фантастический триллер-хоррор.

Восхищаясь прекрасным сценарием, режиссером, оператором, художникам и декораторам, не стоит забывать и отличную актерскую команду и, конечно, музыкальное сопровождение Джерри Голдсмита, мрачная, загадочная и пугающая, но в тоже время прекрасная музыка которого проводит нас через весь фильм и держит в постоянном напряжении до самых последних кадров.

Самое замечательное, что пересматривая каждый раз «Чужого» ты снова и снова подмечаешь для себя что-то новое, что не увидел в прошлый, каждый раз восхищаясь, что тяга к фильму не пропадает из года в год. И уже в новом веке, несмотря на появление огромного количества клонов подражателей, «Чужой» сохраняет одно из лидирующих мест в области фантастики вот уже тридцать лет. Не это ли главный показатель неимоверной работы, которую в свое время проделал Ридли Скотт и его команда.

КУЛЬТОВОЕ КИНО.

КЛАССИКА ВСЕЛЕНСКОГО МАСШТАБА.

10 из 10

KIKIMER

Первый фантастический фильм, приближенный к реальности.

До появления до появления «Чужого» кинофантастика умирала, утопав в бесчисленной мути категории Б, не имеющей за собой ни порядочного сюжета, ни логики, ни смысла, ни зрелищности... Редчайшими исключениями из всего этого были разве что «Космическая одиссея 2001» (первый фильм ставший выводить кинофантастику из пучины маргинального отстоя), НАШ «Сталкер» ну и наверное НАШ «Солярис». Потом в свет вышло космическое фэнтези «Звёздные войны» (на тот момент в производстве уже была «Impire strikes back»), которое хоть и привлекло к фантастике больший интерес, но, тем не менее, не сильно исправила тяжёлую ситуацию, в которой находился жанр.

В то время фантастические фильмы просто не могли восприниматься в серьез, потому что за долгие десятилетия порядочных представителей этого жанра было не просто мало, а катастрофически мало. Но тут на экраны выходит «Чужой» и ситуация кардинально меняется...

Что самое интересное это то, что, по сути, говоря именно «Чужой» ввёл традицию снимать фантастические фильмы близкие к реальности. Близкие к реальности тем, что люди там ведут себя как люди, добро не побеждает здравый смысл, все происходящее логически обосновывается, а фантастическим являются только сюжет, обстоятельства в которые попали герои. Большинство фантастических фильмов, снятых до него можно было охарактеризовать словами: «Слишком неправдоподобные чтобы восприниматься всерьёз».

Это Ч1 открыл дорогу таким динозаврам кинофантастики как «Терминатор», «Бегущий по лезвию» (это кстати тоже фильм Ридли Скотта) или «Матрица» (И это несмотря на то, что все перечисленные ленты, относятся к киберпанку) Ведь в указанных фильмах, тоже действия и мотивации героев понятны и происходящее изображено как можно реалистичней.

К «Чужому» как и ко многим фантастическим шедеврам применительно выражение: всё гениальное просто. Ведь, по сути, сюжет можно изложить так: монстр проник на космический корабль и всех убил.

Однако если рассмотреть фильм ближе, то сразу становится, очевидно, что он совсем не так прост, как кажется. Чего только стоит удачная комбинация в «Чужом» страхов: боязнь замкнутых пространств, боязнь близких людей, боязнь сексуального насилия (то, что Чужой делает с жертвой скорее можно назвать изнасилованием), чувство отрезанности от человеческого мира, и чувство того, что «В космосе никто не услышит твой крик» ©.

Концепция монстра была необычна для своего времени. В отличии от
Всех «кинопришельцев» того времени, Чужой не имел каких-нибудь идиотских целей типа завладения миром, пожирание людских мозгов или уничтожения Вселенной. Он имел, более простую жизненную задачу: размножаться и есть.

Так же, немаловажную роль играло то, что создатели нашли блестящий способ сделать чудище трудноубиваемым. Они не стали делать его огнеупорным, пуленепробиваемым и водонепроницаемым. Дэн О` Бэннон и Рон Кобб всего-лишь решили наделить чужого кислотной кровью. Убить Чужого можно с помощью обычного огнемёта. Другое дело, что на космическом корабле, находящемся в полёте, прижигание твари, имеющей «кислотную начинку» будет означать смерть всего экипажа, ведь в «Ностромо» произойдёт разгерметизация и корабль потеряет весь кислород.

Но спасибо за всё это надо сказать непосредственно режиссёру, а не сценаристам. Это Ридли Скотт развил эту историю и вывел банальнейший сюжет на высокий уровень. У кого-то поворачивался язык говорить, что режиссёрские способности Скотта ограничиваются установкой осветителей на площадке, НО ОКСИТИЕСЬ и вспомните, чем был сценарий к «Чужому» вначале и чем он стал, когда пришёл Скотт. Даже сценаристы О`Бэннон и Шуссет признаются, что Ридли блестящи воплотил в жизнь их сценарий.

Если вы думаете, что режиссёр воздействует на фильм, только самостоятельно переделывая, что-либо, чем он недоволен в картине: сам переписывает сценарий, сам перестраивает декорации, сам проводит ре - кастинг... то вы ошибаетесь. Съемочная группа - оркестр. Режиссёр - это дирижер. И от того, как он будет управлять «оркестром», зависит окончательный результат. Ридли заручившись поддержкой Дэвида Гайлера и Уолтера Хилла (неизменных продюсеров саги) смог дополнить/ исправить сценарий О`Бэннона/Шуссета. Все эти фишки вроде сочетания футуристического хай-тек мира и готических ужасов, мега-корпрораций, синтетических андроидов... Всё это было сделано с непосредственным участием режиссёра.

Кстати говоря, это идеей Скотта было пригласить в проект художника Ганса Руди Гигера. И надо сказать чудище у Гигера получилось первоклассное. Как и инопланетный корабль с спейс жокеями на борту.

Действительно оригинально для проекта было, поставить на главную роль женщину. И вместе с этим, роль первой жертвы в «Чужом» отдать мужчине. В 70-ые годы не было привычно ставить в кино женщину во главу, и уж тем более делать её последним выжившим. «Чужой» поломал и этот «стандарт».

Сам по себе «Чужой» берёт именно своей реалистичной манерой повествования. Хотя если постараться в фильме можно найти пару смысловых подтектов (человечекский мозг - самое сильное оружие(это про Рипли);а также идею нещадной мега-корпорации). Но Ч1 это один из редких примеров того, когда какая-то философия в фильме просто не существенная и даже может мешать фильму. Ведь посудите сами - в нашей жизни далеко не у каждой ситуации можно найти какой-то мощный смысловой стержень или уследить там глубокую философию...

Ни один актёр на протяжении фильма не разу не «слил». Более того, они своими усилиями (ведь вся игра была импровизацией) создали живые образы персонажей, а не картонных балванок - штамповок. Для справки: в сценарии О`Бэннона/Шуссета не один из экипажа «Ностромо»,как персонаж не был прорисован вообще. Так что, как бы кому этого не хотелось, а всё равно стоит отдать должное группе и режу.

Что можно ещё сказать поводу Ч1 - так это про его некий культурный феномен. (примерно такой же феномен произойдет в 80-ые годы с первым «Терминатором») Некоторые почему-то воспринимают главным героем ленты именно чудовище. Чужого - ксеноморфа, совершенный организм. Хотя главным героем -то всё таки является именно уоррент-офицер Эллен Рипли, единственный выживший член экипажа (это уже в конце фильма) и по видимому самый здравомыслящий человек на борту. И если название фильма «Чужой» это ещё не значит, что глав герой там чужой. Фабула фильма ведётся именно с людской позиции, а не с позиции чудища.
Людям уделяется гораздо больше внимания т. д.

Посмотрев полные версии всей трилогии (а Чужой для меня - трилогия), я не могу сказать какая из них хуже/лучше. Для меня это - три выдающихся фантастических фильма, которые являются тремя самодостаточными произведениями, поставленными тремя выдающимися режиссёрами. И главное, что эти три картины смотрятся как ОДНО ЦЕЛОЕ. Ридли Скотт снял революционный фантастический триллер, потом Джеймс Кэмерон снял эталон космического боевика, а потом Дэвид Финчер снял завершающий и самый мрачный психологический триллер с элементами фантастики.

Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? Он следующий: «Чужой» породил немало штампов, а также как уже, наверное, ВСЕМ известно повлёк за собой кучу дешёвых подражаний. Возможно у него устарели в какой-то степени музыка и где-то спецэффекты, но при всём этом кто бы его как не поливал грязью, художественный фильм «Чужой» до сих пор НЕ УСТАРЕЛ. Все его вышеперечисленные качества и то что он был снят в 1979 году, делают его сейчас актуальнее вдвойне. Почему? Да потому что при таком обилии в современном фантастическом кинематографе таких откровенных высокобюджетных поделок как «Ультрафиолет» или «Призрачный гонщик» при просмотре «Чужого» сразу хочется сказать: «Вот снимали же люди!»

10 из 10

Папа Джонсон

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Ирэн Ка
От пользователя Ирэн Ка:
Концепция фильма - неожиданные повороты с непредполагаемыми изменениями: “Чужой” проходит несколько стадии, и каждый раз неизвестно, что будет потом и сколько вообще этих стадий. А удивляет, то, что он (Чужой) перерос всех баскетболистов и пауэрлифтеров за считанные часы, учитывая, что его детство и юность протекали не на прод/складе, богатом белками и аминокислотами, а в полутемном и полусыром космическом корабле, на котором еда где попало, не валяется. Дальше проявляется командный дух американского экипажа - они бегают за этим “нелегалом”, не вместе, не спина к спине, а поодиночке, да так, чтоб как забраться куда-нибудь в темный угол, да и остаться там, в гордом мертвом одиночестве.
15:37 / 04.11.2014
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.