Борис Годунов

Борис Годунов
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 31 Октябрь 1986
Продолжительность: 2:28
Просмотрели: 295

По одноименной пьесе А. С. Пушкина. Действие происходит в конце XVI века, накануне «смутного времени». Главное действующее лицо этой исторической трагедии — русский царь Борис Годунов, взошедший на престол вслед за Иваном Грозным после трагических событий: смерти старшего сына Грозного Федора и гибели юного царевича Димитрия.

«Борис Годунов» - советско-чехословацко-польский художественный фильм Сергея Бондарчука. Экранизация одноимённой исторической трагедии А. С. Пушкина.

  • «Борис Годунов» - последний фильм Сергея Бондарчука, который вышел на экраны при его жизни.

Награды:

Ника, 1988 год
Номинации (1):
Лучшая работа художника по костюмам

Каннский кинофестиваль, 1986 год
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь

Тяжела ты шапка Мономаха..

«- Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мёртвых.» (с)

На пятом, «революционном» съезде советских кинематографистов состоявшимся в 1986 -ом году, известного кинорежиссёра, автора любимых народом картин, лауреата почётной Ленинской премии и премии Оскар - Сергея Фёдоровича Бондарчука не было даже в числе делегатов. Это была довольно сильная и унизительная оплеуха, нанесённая мэтру малоизвестными, по сути в большинстве своём только начинающими киношниками. Но не смотря н на что, автор «Войны и Мира» в тот год был во внимании как отечественной, так западной общественности, ибо выпустил в том же году своё новое кинополотно «Борис Годунов». Это была дорогостоящая, масштабная, костюмированная экранизация знаменитой пушкинской пьесы, которая в своё время неоднократно ставилась как на сцене, так и переносилась на экран, и была даже адаптирована в виде оперы. Постановка Бондарчука отличалась свойственным ему размахом, а так же сильным акцентом на исторические реалии того времени. Ну и разумеется, как обычно у данного режиссёра сильными актёрскими работами. Правда не смотря на красоту визуального ряда картины, занятых в главных ролях звёзд советского кино (включая самого Бондарчука, впервые за многие годы вернувшегося к исполнению роли), не на каноническое прочтение классического русского произведения, аналогов которому нет в отечественной литературе, и не на то, что картина в тот год номинировалась на Золотую Пальмовую Ветвь - лента хитом не стала. Зрители воспринимали довольно холодно, а её критика в прессе была весьма сдержанной. Актуальность кинопроизведения тогда мало кому пришла в голову, но время всё расставило по своим местам: путч 91 - ого, трагический финал горбачёвской Перестройки и последующий распад СССР - тогда, в год выхода фильма был ещё где то за горами...

Хотя было бы слишком смело нарекать Бондарчука пророком в своём отечестве, так как вероятно и он сам не мог тогда предположить того, что вскоре случилось на 1/6 суши... Просто пушкинский текст был невероятно актуален тогда, в самый разгар политических, экономических и социальных перемен, которые во второй половине 80-ых буквально терзали Советский Союз своими радикальными методами. Многие этого тогда попросту не поняли, вот и проигнорировали эту, вне всяких сомнений стоящую картину. Другое дело, что у фильма имеются некоторые недостатки, о которых следует говорить отдельно. Но плюсов и творческих удач в «Годунове» больше чем неких недостатков. Главный из которых в дословном переносе на экран замечательного пушкинского текста. Ведь что хорошо воспринимается при чтении, и тогда когда это декламируется на сцене, по разному воспринимается когда подобное демонстрируется в кинофильме претендующим не только на определённое место в истории кино, но и на историческую достоверность. Скажем шекспировский «Гамлет» весьма здорово смотрится как на сцене, так в кино, при условии, что в последнем будет соблюдена некая художественная условность - к примеру чуть театральная манера актёрской игры. В «Борисе Годунове» у Бондарчука этой самой условности нет, все исполнители на оборот стараются играть предельно реалистично, произнося при этом стихотворные фразы. Смотрится это немного дико, правда по прошествии определённого времени сюжет тебя затягивает, и к такой странной подаче материала привыкаешь.

Что же до занятых в главных ролях исполнителях, то абсолютно все сыграли на высоком уровне. Очень точно подобраны по типажу, особенностям актёрской игры, а потому нареканий не вызывают. Александр Соловьёв был тем самым авантюристом Гришкой Отрепьевым, каким виделся при чтении Пушкина: импульсивным, решительным молодым иноком - «расстригой». Анатолий Ромашин подошёл на роль Василия Шуйского, понравился Геннадий Митрофанов в роли юродивого Николки. Анатолий Васильев создал противоречивый образ воеводы Петра Басманова, который против собственной воли, желая сохранить свою жизнь предаёт юного царевича. Последний на фоне прочих, даже эпизодических персонажей вроде попа - выпивохи сыгранного Георгием Бурковым, выглядит несколько простовато. Но это вероятно от того, что играющий его молодой Фёдор Бондарчук был тогда ещё неопытным дебютантом, и только начинал свой путь в кино. В картине очень много второстепенных персонажей, а потому и артистов задействовано не мало. Перечислил же я далеко не всех, лишь самых колоритных и запоминающихся. Главную же роль исполняет сам Сергей Бондарчук, в исполнении которого Борис Годунов - замученный различными терзаньями, болезнями и дворцовыми интригами, старый монарх. Этакая вариация на принца Датского и короля Лира одновременно. Лично мне его манера исполнения роли понравилась, так как помимо государственного деятеля, своей игрой Бондарчук - ст. смог передать ещё и заботливого, чадолюбивого отца. В этом плане выглядит уместным его выбор на роли детей Годунова своих собственных отпрысков. Царевича и царевну сыграли Фёдор и Наталья Бондарчук...

Оператором фильма Бондарчук пригласил стать Вадима Юсова, человека который до этого снимал «Андрея Рублёва» и «Солярис» Тарковского, а с Бондарчуком работал на картине «Они Сражались за Родину». Нужно ли говорить, что этот профессионал не сфальшивил, не подвёл режиссёра, запечатлев на киноплёнку всю постановку как нечто красивое и грандиозное? Думаю нет, ибо это так понятно, стоит только бегло просмотреть кадры из фильма. Также достойна и музыка написанная в качестве саундтрека композитором Вячеславом Овчинниковым, тоже не в первый раз сотрудничавшим с режиссёром... По сути «Борис Годунов» Бондарчука - это последняя масштабная советская историческая постановка, к тому же снятая на паях с Чехословакией, Польшей и Германией (ФРГ), которую смогли закончить и выпустить на экран. Именно в те годы над «Ермаком» начинали работать режиссёры Усков и Краснопольский, так же в копирайте с иностранцами. Но их картина затянулась с выходом, и её заканчивали уже в 90-ые, ища деньги на завершение работ по фильму. Нечто подобное в последствии случится и с Сергеем Бондарчуком, когда тот крайне не вовремя приступит к съёмкам «Тихого Дона» - который сможет увидеть свет уже после смерти своего постановщика, наспех доделанный его сыном Фёдором, который в середине нулевых решит по примеру отца податься в режиссуру. Но это будет уже совсем другая история... Словом - у Бондарчука вышла несколько приближённая к жизни экранизация со школьных лет всем знакомой классики, которую можно смело рекомендовать тем ученикам, что ленятся читать Пушкина. Картина однозначно достойная просмотра современного зрителя.

kirik b

Последняя эпичная экранизация!

После того как Сергей Бондарчук снял дилогию Красные колокола, он понял что фильм вышел несколько неудачно (ещё бы первый фильм о Мексиканской революции был не так пафосным, как второй фильм про Октябрьскую революцию, из-за чего дилогия выглядела хуже на фоне предыдущих робот Бондарчука)! И стал тогда Сергей Федорович думать, что же делать! И решил он взяться за пьесу А. С. Пушкина «Борис Годунов»! И он не прогадал!

Экранизация получилась сильной! Восхитительная работа оператора, сценариста и режиссера! Восхитительная актерская игра, особенно это касается самого Сергея Федоровича, который играл самого Годунова! Как хорошо показаны страдания Годунова и России, которую обманул Гришка Отребьев (Лжедмитрий 1)! А когда ты видишь, торт виде московского Кремля на балу у польских вельмож, то ты понимаешь чего хотят поляки от Гришки! А концовка (колокол падает и разбивается) предсказывает не только судьбу России после смерти детей Годунова, но и предсказывает, что станет с С. С. С. Р. через 5 лет! Баталии не так эпичны как обычно, но лучше чем в Красных колоколах и в его сериале Тихий Дон!

А само произведение из-за этой экранизации можно назвать русский « Королем Лирам»! А Пушкина русским Шекспиром!

Одним словом, этот фильм смело можно называть великим! И его можно ставить в один ряд с такими картинами как Судьба человека, Война и мир, Они сражались за родину и мало кому известные фильмы Степь и Ватерлоо (хоть последний не такой эпичный как Война и мир, но все же достойная картина)!

Эх, жалко, что Борис Годунов не последняя картина Сергея Бондарчука! Ибо заканчивать свою карьеру режиссера самой слабой работой (я про его Тихий Дон) грех! Но всё же Борисом Годуновым он доказал, что у него есть порох в пороховницах!

P.S. Этот фильм стал благословением Сергея Фёдоровича для своего сына от треть его брака Федора на служение в киноискусстве!

Горб-критик

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN Часть 1 (ivi) Часть 2 (ivi)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Степь

Драма, История
Дата выхода: 26.05.1978

Война и мир

Военный, Драма
Дата выхода: 01.01.1965
Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.