Большой побег / The Great Escape

Большой побег
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 20 Июнь 1963
Режиссёр: Джон Стёрджес
Продолжительность: 2:52
Просмотрели: 405

Американские, британские и канадские военнопленные осуществляют массовый побег из немецкого лагеря во время Второй мировой войны.

Трейлер Nº2

Трейлер

Экранизация по произведению: Пол Брикхилл

  • «Большой побег» не снискал всеобщего признания, пока не прошло много лет после его выпуска. Его аудитория расширилась, побуждая историков кинематографа повторно оценить его качества.
  • Фильм регулярно показывали по британскому телевидению, особенно во время Рождества. В 2006 году в Великобритании прошло голосование, целью которого было выяснить, какой фильм зрители больше всего хотели бы увидеть на Рождество. «Большой побег» занял третье место, а среди мужского населения и вовсе занял первую строчку.
  • В 2009 году семеро бывших военнопленных прибыли к лагерю Luft III, чтобы отметить 65 годовщину спасения, и посмотрели фильм. Согласно мнению ветеранов, жизнь в лагере, изображённая в фильме - подлинна; например, сцена, в которой убивают заключённого, пытавшегося перелезть через ограждение, а также сцены, в которых заключённые роют тоннели - всё это, по мнению ветеранов, почти полностью соответствует реальным событиям. Однако один ветеран раскритиковал Маккуина за «гламуризацию».
  • Мировая премьера фильма состоялась в июле 1963 года на Московском международном кинофестивале, где фильм участвовал в конкурсе на главный приз, а Стив Маккуин получил серебряную премию за лучшую мужскую роль. 4 июля 1963 года картина стартовала в США в прокате. В США фильм номинировался на Оскара за лучший монтаж, но статуэтку не получил, уступив её фильму «Как был завоёван Запад». Также номинировался на Золотой Глобус как лучший драматический фильм, но приз опять ускользнул от него. На этот раз лучше оказался фильм «Кардинал».


Оскар, 1964 год
Номинации: Лучший монтаж


Золотой глобус, 1964 год
Номинации: Лучший фильм (драма)


ММКФ, 1963 год
Победитель: Серебряная премия за лучшую мужскую роль (Стив МакКуин)
Номинации: Главный приз

 

Американские и британские военнопленные разрабатывают план побега из лагеря через три туннеля, которые они назвали Том, Дик и Гарри. Один из потенциальных беглецов страдает клаустрофобией. У другого - слабое зрение. А третий способен обхитрить кого угодно - и надзирателей, и своих сокамерников. И, конечно же, среди них Хилтс, "закаленный" беглец, которого каждый раз сажают в одиночную камеру после очередного неудачного побега.

Фильм-легенда. Великолепный шедевр американского кинематографа. Очень и очень сильная вещь.

Которая интересна, в первую очередь, именно американцам. Но и нам есть на что посмотреть - увидев эту картину, мы поймём, что чувствуют и что думают о Второй мировой американцы.

Речь идёт о лагере Люфтваффе - для сбитых американских лётчиков. Из этого лагеря было решено бежать - был задуман Великий побег. И бежать должно было 250 человек. Покинуло лагерь 76. Выжило около 20. И только трое спаслись из Германии.

У меня не хватит сил описать это чудо. Нужно просто видеть. Видеть прекрасный и слаженный актёрский ансамбль - Маккуин, Гарнер, Бронсон, Коберн, Плезенс, и многих других. Каждый актёр великолепен сам по себе. А от такого количества талантливых знаменитостей на квадратный дюйм кадра рябит в глазах. Каждый отыгрывает на максимум, ведь тема поднята нешуточная. Впрочем, Стёрджесс подошёл к её раскрытию довольно оригинально - он превратил подготовку и побег в нечто, по жанру и стилю напоминающее фильмы об ограблениях, бадди-муви.

Несколько друзей что-то задумывают, планируют, осуществляют, говорят «Да, детка, мы это сделали» и расходятся. Это стильно и прикольно, чем и цепляет зрителя. Здесь же на кону - не миллион долларов, а сотни человеческих жизней. И контраст этакого несерьёзного бадди-муви с военным кино чертовски пробирает до самых костей. За каждой минутой довольно длинного хронометража наблюдаешь с интересом. То идёт бытоописание жизни лагеря, забавные случаи подготовки подкопа - как разбирают кровати, чердаки в тайне от немцев, дабы укрепить досками стены и потолок подземного туннеля, как шьют гражданскую одежду, как добывают документы и пропуска, как варят самогон из картофеля, чтобы отметить праздники... А то ракурс резко поворачивается, и перед нами встают страшные картины расстрела, отчаявшиеся пленники, неудачные попытки побега, обидные проколы и ошибки, которые оборачиваются смертями.

Контраст - небывало сильный приём, придуманный и использующийся очень давно. О нём можно писать курсач, или даже два. Но его суть - в том, что человек привыкает к одному стилю повествования, точит своё внимание под него и расслабляется, наблюдая за штампами выбранного стиля. А затем - раз! И резкий поворот. Повествование перестраивается, и зритель, не успевший осознать происходящее, сидит шокированный. По сути, весь фильм построен на этом приёме. Но и кроме него есть немало фишек.

Например, то же бытоописание лагеря. Перед взором зрителя проплывают картины мирного распорядка - трёхразовое питание в столовой на территории, бараки, возможность заниматься хобби - есть и библиотеки, есть и огороды, и тд, минимум охраны... Делай, что хочешь, только не выходи за ограждение - тогда ты умрёшь. А так - райский отдых от ужасов войны. И бегут солдаты, как заявлет их командир - «потому что это долг офицера, попавшего в плен». Вот что было войной для америкосов - это была честная игра по правилам с сильным соперником. Русский зритель задумывается, глядя на ухоженные бараки, и вспоминает историю своей страны в этой войне... Усмехается, слыша фразу немца - «если я не найду свои документы, то тогда - конец!» - «В смысле?» - «Отправят на русский фронт!»

У нас была совсем другая война. Потому и фильмы, истории о ней совсем другие - горькие, тяжёлые. Фильм в этом случае приобретает второй смысл, ознакамливая зрителей с важной частью другой истории. Вот почему Американцы считают, что это их заслуга - победа в войне. Потому что для них война была не войной, а некоей жестокой игрой. У них был Перл-Харбор да и всё. А у нас минимум Ленинград...

Но если отвлечься о тяжёлых размышлениях о судьбах и истории, то фильм всё равно представляет ценность. Стёрджесс - опытный режиссёр. На его счету хотя Великолепная семёрка. Он действительно мастерски показывает сцены погони, поездки на мотоциклах, заставляют понервничать моменты с клаустрофобией героя Бронсона, с ошибкой в подкопе, и просто чувствуешь себя одним из пленников войны в этом лагере, когда фрицы находят подкоп, на который было потрачено столько сил.

Фильм культовый. Об этом говорит хотя бы его отражение в игроиндустрии - три игры сделано по его сюжету. Одна из лучших - одноимённая, так как там мы можем управлять четвёркой уже знакомых персонажей и узнать, как они попали в плен: Хилтс, Король карцера, в исполнении великого Маккуина, Хендли и полуслепой Блайт, Сегдвик, Макдональд. Причём в игре есть шанс спастись всем им. Хотя в реальности это не получилось почти никому.

Кстати, нельзя забывать, что фильм основан на реальных событиях. Хоть многое преувеличено или принесено в угоду художественному вымыслу, смотрится фильм совсем по-другому, когда знаешь, что эти бравые парни действительно боролись похожими способами за свою свободу и жизнь.

«Эшли Питт - пойман на Северном море, сбежал, пойман, сбежал, пойман. Арчибальд Эйвс - 11 попыток побега и одна по пути сюда - он пытался спрыгнуть с грузовика. Дикс - 11 туннелей, Велински - 4 попытки побега, Макдональд - 9, Хейвс - 7, один предпринял 17 попыток побега! капитан, это почти что безумие!»

«Почти».

10 из 10

Этот слева

Попытаться убежать - это наш долг

В самом начале фильма зрителю сообщается следующее: «В основе этого фильма лежат реальные факты. Хотя некоторые персонажи вобрали в себя черты многих людей, время и место несколько обобщены, сам побег показан именно так, как он происходил на самом деле, вплоть до малейших деталей».

И действительно, 24 марта 1944 года из лагеря Luft III британские, американские и канадские военнопленные совершили массовый побег. В подробностях побег в своей книге описал Пол Брикхилл, который сам находился в этом лагере (по его же книгам были также сняты малоизвестные фильмы «Взрыватели» 1955 года и «Достичь небес» 1956 года). А сценарий написали Джеймс Клавелл, Уильям Бёрнет и Уолтер Ньюман - все очень опытные сценаристы: первый до «Большого побега» поработал над сценариями к четырём фильмам; у второго к тому моменту было и вовсе 48 сценариев; последний отметился девятью сценарными работами. Режиссёром фильма стал Джон Стёрджес, который также снял такие ставшие классическими картины, как «Плохой день в Блэк Роке», «Старик и море» и «Великолепная семёрка».

Актёрский состав вообще мега звёздный. И отыгрывают все просто великолепно. Стив МакКуин играет американца Хильца «Короля Карцера». Он раздражает охранников частыми попытками побегов и непочтительным поведением, из-за чего часто попадает в карцер. Он очень стойкий, невозмутимый и хладнокровный. При этом всё, что он делает - он делает с какой-то вальяжной расслабленностью и иронической улыбкой на лице. Он также самый отчаянный и отважный из всех военнопленных. Ну и конечно, запоминается его эффектная езда на мотоцикле. Эти сцены были включены в фильм по его предложению, и все трюки он выполнял самолично. Вот только мотоцикл «Triumph TR6 Trophy» на самом деле не существовал во время войны.

Джеймс Гарнер играет ещё одного американца (который, впрочем, служит в ВВС Великобритании) Хендли. Он «Снабженец» и может достать всё что угодно: от чая и сигарет до фотоаппарата, кирки и одежды. Он очень благороден и никогда не бросит друга в беде. Так, он не оставляет своего почти ослепшего друга в лагере, а помогает ему выбраться.

Ещё одного американца Гоффа играет Джад Тейлор. Вообще, сценаристы увеличили важность ролей американских военнопленных. В реальности их роли были незначительны, и побег был по большей части организован британцами, американцы помогали строить тоннели и работали над ранними планами побега, но были отделены от европейцев прежде, чем тоннели были закончены.

Ричард Аттенборо исполняет роль руководителя организации побега Роджера Бартлетта. Он очень решителен, целеустремлён, деловит и жёсток. Его указания не обсуждаются. Он настоящий лидер и вожак. За это его называют «Большой Икс».

Роль чеха (который также служит в ВВС Великобритании) Дэнни Велински исполняет Чарльз Бронсон. Это человек с большой силой воли. Не смотря на свою жуткую клаустрофобию, он вырывает в одиночку огромный туннель.

Колин Блайт, в исполнении Дональда Плезенса, мастерски подделывает документы. Работая при плохом свете и с лупой, он практически теряет зрение. Но его проводником становится Хендли.

Начальника лагеря фон Люгера сыграл немецкий актёр Ханнес Мессемер. Сыграл блестяще. Его герой несколько высокомерен, но это не портит его образ. Он учтив, интеллигентен, справедлив, жёсток (но всегда по делу). Настоящий военный офицер.

Вообще, список можно и продолжать, но думаю, что уже достаточно. Актёрский состав просто великолепен. Все образы хорошо раскрыты. Видно как они изменяются, эволюционируют - на лицо прекрасная работа сценарного отдела. Диалоги просты, но при этом так радуют уши. В фильме нет излишнего пафоса, размазывания соплей и тому подобной тошнотворной тягомотины, присущей современным американским патриотическим фильмам. Герои ведут обычные мужские разговоры. Действие, несмотря на почти 3-х часовой хронометраж, разворачивается стремительно, смотрится на одном дыхании. Там есть и неожиданные повороты сюжета. При этом смотрится это всё как-то очень легко (по крайней мере, первые две трети фильма), наверное, благодаря хорошему сценарию и отличному ненавязчивому и редкому (отчего, ещё более притягательному) юмору.

Начинается всё как классический фильм про ограбление банка. Руководитель операции собирает команду, раздаёт указания, после чего команда приступает к их исполнению. При этом они всячески пытаются скрывать свою деятельность от охранников. Очень интересно наблюдать за всеми их ухищрениями, приспособлениями и придумками. Вдвойне удивительно, что именно так всё и происходило на самом деле (ну, может быть, с небольшими изменениями). Поражаешься тому, с какой самоотдачей и целеустремлённостью они движутся к намеченной цели, какую волю к свободе они проявляют, как стараются помочь союзническим войскам в борьбе с фашистами, как рвутся увидеть свои семьи. Прекрасно передано напряжение сцен побега, в которых всё происходит на гране срыва, а охранники вот-вот почуют неладное. Смотришь и реально переживаешь.

Любопытно было увидеть войну такой, какой она была для американцев. Вывод можно сделать следующий: для них это была честная война по правилам с сильным соперником. Военнопленные содержались в хороших для военного времени условиях, и у них не было практически никаких обязательств. В этом лагере содержались также и советские военнопленные, но, при этом их заставляли рубить лес. А один из немецких охранников говорит, что не дай бог он оступится, тогда его сразу отправят на русский фронт. Немцы боятся русского фронта, потому что там была уже не война, а бойня, резня, не было никаких правил, а военнопленные содержались в нечеловеческих условиях.

Самый драматизм и экшен начинается после побега. Там будут и погони на мотоциклах, и крушение самолёта, и драки, и перестрелки. Ещё один респект сценаристам фильма. И как же не отметить незабываемый саундтрек Элмера Бернстайна, который не раз использовался в других фильмах и сейчас часто встречается как рингтон на телефонах. Пожалуй, единственным возможным недостатком фильма, является почти 3-х часовой хронометраж. Но мне это недостатком не показалось, так как время пролетело абсолютно незаметно. Зато в такой продолжительности есть как минимум один большой плюс: все главные образы великолепно раскрыты, понятна мотивация военнопленных, и показана судьба всех главных героев.

Рекомендую к просмотру всем, а особенно тем, кто любит старые добрые американские картины, которые лишены современных голливудских штампов, пафоса, слюнявого патриотизма и спецэффектов, которые пихают везде, где только можно.

8 из 10

Junior Sergeant

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.